FATCA выходит в просрочку - «Финансы» » Финансы и Банки
Создать акаунт

FATCA выходит в просрочку - «Финансы»

11 сен 2015, 05:30
Финансы
162
0
FATCA выходит в просрочку - «Финансы»

Регуляторы не решили, как общаться с банками

Реализация американского налогового закона FATCA оборачивается новыми проблемами для российских банков. Менее чем за месяц до окончания срока передачи данных о выявленных американских налогоплательщиках в Службу внутренних доходов США (IRS) российские финансовые регуляторы так не и договорились, как давать им на это свою отмашку. В такой ситуации особенно осторожным банкам, выжидавшим до последнего, все же придется идти на риски штрафов.


О том, что проблема получения разрешения от российских финансовых регуляторов на передачу сведений о клиентах банков-американских налогоплательщиках так и не решена, "Ъ" рассказали участники рынка. Согласно закону "Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами...", за десять дней до отправки сведений о них в IRS банки обязаны уведомить ЦБ, ФНС и Росфинмониторинг. "Срок передачи отчетности в IRS за 2014 год истекает 29 сентября, а порядок уведомления российских регуляторов так и не утвержден, и банкам приходится принимать на себя риски претензий с их стороны",— отмечает один из банкиров. "Если в ближайшее время обмен информацией так и не будет налажен, тем, кто ранее не рисковал пользоваться свободной формой уведомления регуляторов, придется на это пойти,— отмечает партнер PwC Legal CIS Максим Кандыба.— В противном случае они нарушат сроки IRS, что чревато штрафами со стороны службы, размер которых может устанавливаться IRS применительно к каждому конкретному банку, в зависимости, в том числе, от размера банка-нарушителя".

Ранее IRS требовала передать данные за 2014 год до конца июня этого года, но впоследствии с учетом того, что для банков, присоединившихся к FATCA, это был первый опыт взаимодействия, продлила срок до 29 сентября. Отсрочкой воспользовались многие, указывают источники "Ъ", что было обусловлено и рекомендацией самих регуляторов. "Банки, уведомившие все три ведомства о намерении отправить информацию в IRS, не получали запретов,— отмечает собеседник "Ъ" в банке топ-5.— Но им было рекомендовано воспользоваться отсрочкой и дождаться постановления правительства". О такой рекомендации знают и консультанты PwC и Deloitte. "Значительная часть банков подала отчетность в IRS еще в июне, однако часть клиентов действительно пожелала в целях минимизации рисков дождаться утверждения порядка, но он так и не появился",— отмечает руководитель группы "Банковский сектор" Deloitte Александр Синицын.

Проект постановления правительства, устанавливавший объем информирования ЦБ, Росфинмониторинга и ФНС, был опубликован еще весной (см. "Ъ" от 23 апреля), но не был принят. И хотя он вызвал нарекания экспертов из-за чрезмерного объема раскрываемой информации (даже больше, чем для IRS), он был удобен рынку возможностью передачи информации через единое окно ФНС всем трем регуляторам. В ЦБ вопросы "Ъ" адресовали к разработчику документа — Минфину, где в свою очередь не прокомментировали ситуацию. В ФНС проблемы не видят. "Многие финансовые организации уже представили информацию в связи с исполнением требований FATCA в уполномоченные органы на бумаге или на электронных носителях",— отмечают в пресс-службе ФНС. Однако полностью проблему это не решает. "В течение трех месяцев после утверждения форматов банкам предстоит повторно направить информацию за 2014 год в электронном виде",— признают в ФНС.

Впрочем, сами банкиры такую схему работы считают не только неудобной, но и небезопасной для себя. "В отсутствие четких требований каждый банк сам решает, как ему действовать, но большинство направляет российским регуляторам информацию в том же объеме, что и в IRS,— говорит собеседник "Ъ" в банке топ-10.— Однако не возникнет ли впоследствии претензий у регуляторов к этой "свободной" форме, гарантировать не может никто". По закону ненаправление или направление им информации в неполном объеме грозит банкам штрафами до 500 тыс. руб., а в случае направления информации при наличии запрета на передачу — до 1 млн руб. Этим масштаб проблемы не ограничивается. "В 2016 году объем сведений для IRS будет на 90% больше, чем сейчас,— это сведения о частных клиентах с остатками на счетах более $1 млн, а также о физ- и юрлицах, запретивших банку информировать о себе IRS или отказавшихся раскрывать свой налоговый статус, и неприсоединившихся к FATCA финансовых институтах",— отмечает независимый эксперт по ПОД/ФТ и комплаенс Дмитрий Чистов. Даже после утверждения форматов полный цикл написания, тестирования и внесения изменений в автоматизированные банковские системы для передачи отчетности займет не менее трех месяцев, а значит, под вопросом своевременная сдача отчетности и за 2015 год (до конца марта 2016 года), заключает он.

Ольга Шестопал


Регуляторы не решили, как общаться с банками Реализация американского налогового закона FATCA оборачивается новыми проблемами для российских банков. Менее чем за месяц до окончания срока передачи данных о выявленных американских налогоплательщиках в Службу внутренних доходов США (IRS) российские финансовые регуляторы так не и договорились, как давать им на это свою отмашку. В такой ситуации особенно осторожным банкам, выжидавшим до последнего, все же придется идти на риски штрафов. О том, что проблема получения разрешения от российских финансовых регуляторов на передачу сведений о клиентах банков-американских налогоплательщиках так и не решена, "Ъ" рассказали участники рынка. Согласно закону "Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами.", за десять дней до отправки сведений о них в IRS банки обязаны уведомить ЦБ, ФНС и Росфинмониторинг. "Срок передачи отчетности в IRS за 2014 год истекает 29 сентября, а порядок уведомления российских регуляторов так и не утвержден, и банкам приходится принимать на себя риски претензий с их стороны",— отмечает один из банкиров. "Если в ближайшее время обмен информацией так и не будет налажен, тем, кто ранее не рисковал пользоваться свободной формой уведомления регуляторов, придется на это пойти,— отмечает партнер PwC Legal CIS Максим Кандыба.— В противном случае они нарушат сроки IRS, что чревато штрафами со стороны службы, размер которых может устанавливаться IRS применительно к каждому конкретному банку, в зависимости, в том числе, от размера банка-нарушителя". Ранее IRS требовала передать данные за 2014 год до конца июня этого года, но впоследствии с учетом того, что для банков, присоединившихся к FATCA, это был первый опыт взаимодействия, продлила срок до 29 сентября. Отсрочкой воспользовались многие, указывают источники "Ъ", что было обусловлено и рекомендацией самих регуляторов. "Банки, уведомившие все три ведомства о намерении отправить информацию в IRS, не получали запретов,— отмечает собеседник "Ъ" в банке топ-5.— Но им было рекомендовано воспользоваться отсрочкой и дождаться постановления правительства". О такой рекомендации знают и консультанты PwC и Deloitte. "Значительная часть банков подала отчетность в IRS еще в июне, однако часть клиентов действительно пожелала в целях минимизации рисков дождаться утверждения порядка, но он так и не появился",— отмечает руководитель группы "Банковский сектор" Deloitte Александр Синицын. Проект постановления правительства, устанавливавший объем информирования ЦБ, Росфинмониторинга и ФНС, был опубликован еще весной (см. "Ъ" от 23 апреля), но не был принят. И хотя он вызвал нарекания экспертов из-за чрезмерного объема раскрываемой информации (даже больше, чем для IRS), он был удобен рынку возможностью передачи информации через единое окно ФНС всем трем регуляторам. В ЦБ вопросы "Ъ" адресовали к разработчику документа — Минфину, где в свою очередь не прокомментировали ситуацию. В ФНС проблемы не видят. "Многие финансовые организации уже представили информацию в связи с исполнением требований FATCA в уполномоченные органы на бумаге или на электронных носителях",— отмечают в пресс-службе ФНС. Однако полностью проблему это не решает. "В течение трех месяцев после утверждения форматов банкам предстоит повторно направить информацию за 2014 год в электронном виде",— признают в ФНС. Впрочем, сами банкиры такую схему работы считают не только неудобной, но и небезопасной для себя. "В отсутствие четких требований каждый банк сам решает, как ему действовать, но большинство направляет российским регуляторам информацию в том же объеме, что и в IRS,— говорит собеседник "Ъ" в банке топ-10.— Однако не возникнет ли впоследствии претензий у регуляторов к этой "свободной" форме, гарантировать не может никто". По закону ненаправление или направление им информации в неполном объеме грозит банкам штрафами до 500 тыс. руб., а в случае направления информации при наличии запрета на передачу — до 1 млн руб. Этим масштаб проблемы не ограничивается. "В 2016 году объем сведений для IRS будет на 90% больше, чем сейчас,— это сведения о частных клиентах с остатками на счетах более $1 млн, а также о физ- и юрлицах, запретивших банку информировать о себе IRS или отказавшихся раскрывать свой налоговый статус, и неприсоединившихся к FATCA финансовых институтах",— отмечает независимый эксперт по ПОД/ФТ и комплаенс Дмитрий Чистов. Даже после утверждения форматов полный цикл написания, тестирования и внесения изменений в автоматизированные банковские системы для передачи отчетности займет не менее трех месяцев, а значит, под вопросом своевременная сдача отчетности и за 2015 год (до конца марта 2016 года), заключает он. Ольга Шестопал

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Top.Mail.Ru