Множество инвесторов рассматривают Казахстан, как страну с уже развитой экономикой, - эксперт - «Финансы» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Множество инвесторов рассматривают Казахстан, как страну с уже развитой экономикой, - эксперт - «Финансы»

26 сен 2015, 18:34
Финансы
111
0
Множество инвесторов рассматривают Казахстан, как страну с уже развитой экономикой, - эксперт - «Финансы»
Множество инвесторов рассматривают Казахстан, как страну с уже развитой экономикой, - эксперт - «Финансы»

Наиболее реальным и выгодным вариантом для выхода из фондов прямых инвестиций для казахстанской компании является ее покупка партнером или текущим акционером. О проблемах и перспективах рынка фондов прямых инвестиций «Къ» рассказал заместитель председателя правления АО «Казына Капитал Менеджмент» Аскар Каримуллин.
– Аскар Амангельдиевич, насколько серьезно «Казына Капитал Менеджмент» продвинулось в направлении развития инфраструктуры рынка прямых инвестиций?
– Последние несколько лет «Казына Капитал Менеджмент» (КСМ) активно занималась развитием инфраструктуры рынка прямых инвестиций Казахстана в сотрудничестве с зарубежными партнерами. На сегодняшний день в общем портфеле есть компании, 14 фондов прямых инвестиций, которые созданы в Казахстане и за рубежом совместно с международными партнерами, финансовыми институтами и отечественными инвесторами, и по которым приняты обязательства.
Основная задача, чтобы деньги, вкладываемые в экономику страны, привлекали иностранные инвестиции. Доля привлеченных прямых и частных инвестиций в Республику Казахстан к единице средств компании составляет 3,15. То есть к $1 вложенных денег собственных денег привлекли $3,15 инвестиций.
Процесс работы с фондами построен на принципах партнерства, КСМ создает фонд, который управляется нанятой профессиональной управляющей командой менеджеров или создается инвестиционная кэптивная команда профессионалов.
Портфель представлен как фондами развития, так и коммерческими. Фонды развития – те, которые были созданы по договоренности, на уровне главы государства, правительства. Их работа направлена на то, чтобы Казахстан вкладывал в развитие экономики как внутри страны, так и за рубежом.
В совокупности 50% тех инвестиций, которые осуществляет KCM совместно с иностранными партнерами, вкладываются преимущественно в Казахстан. Остальные 50% работают за рубежом.
Деятельность фондов развития, учрежденных совместно с иностранными партнерами и с участием правительства, таких, как кыргызско-казахстанский, казахстанско-таджикский фонды прямых инвестиций, нацелена на развитие экономики этих стран, через инвестиции в деятельность компаний. Финансирование фондов прямых инвестиции предоставляет возможность компаниям совместно с инвесторами развивать бизнес через непосредственное участие в акционерном капитале.
Казахстан, являясь инициатором создания фондов развития в Таджикистане и Кыргызстане, выполнил свои обязательства, сформировав профессиональные команды.
Работа по созданию кыргызско-казахстанского фонда (ККФ) прямых инвестиций была начата в соответствии с подписанным 11 июля 2007 года межправительственным соглашением. Целевой размер ККФ планировался на уровне $120 млн – $100 млн от Казахстана и $20 млн от Кыргызстана. В 2010 году работа была временно приостановлена в связи с политическими изменениями в КР и последствиями кризиса в мировой экономике. Вместе с тем, понимая стратегическое значение фонда, в апреле 2012 года, был сформирован капитал фонда в $30 млн, в значительной доле за счет КСМ. В августе 2012 года внесены изменения в межправительственное соглашение, принято решение поэтапно снизить капитал фонда до $ 101 млн, где $100 млн представит Казахстан.
Ситуация по обоим фондам очень похожа. Команды работали над тем, чтобы найти проекты, которые были бы интересы инвесторам и были бы одобрены инвестиционным комитетом фондов. По сути, они должны были бы найти поддержку на уровне представителей правительств в инвестиционных комитетах этих стран. Уставной капитал фондов был небольшой. В первую очередь фонды были сформированы таким образом, что Казахстан профинансировал большую часть денег, чтобы таджикистанская и кыргызстанская сторона профинансировали меньшую, но тоже приняли участие.
При этом с сохранением необходимых принципов паритета и основ деятельности фондов прямых инвестиций, которые сохранились бы на стадии принятия решений, вхождения в капитал, вовлеченности в процесс деятельности, развития, управления компаний и прироста стоимости, а в последующем – и выходом из капитала фонда.
– Расскажите, что сейчас происходит с кыргызско-казахстанским фондом?
– В итоге получилась такая ситуация, KCM вложил большую часть денег в фонд. Была совместно сформирована команда. Во-первых, по Кыргызстану была договоренность, и КСМ внес значительную часть, партнерам оставалось профинансировать только минимальную часть. В Кыргызстане готовы были оказать поддержку, потому что стратегическая договоренность достигнута на уровне государств. Но в полном объеме не был сформирован совместный уставной капитал на оговоренных первоначальных условиях. Хотя кыргызско-казахстанский фонд прямых инвестиций мог бы обеспечить не только поддержку и развитие локальному бизнесу, но также и казахстанским компаниям, желающим работать в Кыргызстане.
– Почему кыргызская сторона отказывалась вкладывать свою часть средств?
– Это больше вопрос, конечно, к кыргызстанскому правительству. КСМнеоднократно обсуждал этот вопрос с представителями уполномоченных ведомств совместно в рабочих группах и на уровне межведомственной комиссии, с различными предложениями: поэтапной капитализацией, внесением изменений в межправительственные соглашения, законодательные акты. Бюджет и ВВП обеих стран отличаются. Соответственно величина участия Казахстана 99% – потому КСМ выступал в роли мажоритарного акционера. Однако часть денег от партнеров так и не поступила. Следует отметить, что по казахстанско-таджикскому фонду ситуация с формированием капитала несколько похожая, там участие КСМ в размере $32 млн, что составляет 86% отсовокупной доли размера капитала.
Во-вторых, речь шла о предоставлении более гибких инструментов, например, займов, которые позже могут быть конвертированы в капитал. При этом, в целом, размер займов, как и доля участия в виде инвестиций в рамках казахстанско-кыргызского фонда для малого и среднего бизнеса относительно невелики: от 3 до $10 млн. С таким уставным капиталом фонда, который предполагался, была возможность инвестировать до 10 проектов.
В реальности в Кыргызстане и Таджикистане также, компании и бизнесмены, вероятно, рассматривали инструмент, не как фонд прямых инвестиций, а как фонд, работающий по принципу коммерческого банка. Заявки на финансирование проектов поступали на сумму $30 тыс., $50 тыс., причем в большинстве своем с целью получения займов или кредитов, и так далее. Предоставление займов не есть цель деятельности фонда прямых инвестиций.
Казахстанско-таджикским фондом было рассмотрено 114 проектов, и большинство было отклонено по причине несоответствия инвестиционной политике фонда. Часть проектов была рассмотрена советом директоров и только один одобрен. Однако инвестиций не было в связи со смертью акционера, являющегося и директором компании, одобренный проект не был профинансирован, поэтому было рекомендовано выполнить ряд отлагательных условий. В первую очередь с целью нивелирования существенных рисков, которые связанны с проектом. И, соответственно, самое важное – наличие экономической эффективности от инвестиций фонда в компании и внедрение принципов корпоративного управления. Так как расходы фонда по дальнейшему участию в бизнесе могут достигать нескольких тысяч долларов США, но возврат на инвестиции в большинстве случаев был сомнителен.
Не в интересах фонда было выдать займы и получить токсичный портфель. Поэтому селекция проектов в фондах проводилась тщательно, с учетом всех наших принципов.
– И что вы делаете с такими фондами?
– После принятие новой стратегии и в связи с проводимой реструктуризацией портфеля, все фонды были классифированы по винтажам деятельности и разделены на активные и пассивные, по которым отсутствует или даже не начался инвестиционный период.
Подняли вопрос о закрытии ряда фондов, и предложили вынести вопрос о ликвидации их на межведомственную комиссию. Так как капитал не был сформирован полностью и обязательства сторонами не были выполнены, в целях оптимизации расходов и в связи с отсутствием проектов и наличием существенных рисков, и отсутствием доходов, на мой взгляд, целесообразно провести реструктуризацию фондов и перераспределить капитал.
По Казахстанско-таджикистанскому фонду завершился инвестиционный период, сейчас приступили к процессу его ликвидации, чтобы не нести лишние затраты по администрированию, операционной работе. Нужно оставлять только те, что работают.
– Так какие из них работают?
– В портфеле КСМ эффективно работают фонды прямых инвестиций, созданные совместно с ЕБРР, ИБР, СИТИК, ВЭБ, РОСНАНО и отечественными инвесторами «Ордабасы», «Алмэкс» и фонды, которые управляются профессиональными менеджерами, такие как Macquarie, ADMCapital, I2BF и ВТБ Капитал. Причем финансирование проектов осуществляется в Казахстане и за рубежом.
Так, был создан KazakhstanInfrastructureFund, основная задача которого финансировать инфраструктурные проекты в Казахстане, он сейчас находится в активной стадии, в рамках реализуемых задач поставленных по обеспечению финансирования индустриальных инфраструктурных проектов страны. На первом закрытии выделено $110 млн, в последующем – размер фонда значительно увеличится за счет собственных и привлеченных инвестиций. Казахстанский инфраструктурный фонд является крупным фондом прямых инвестиций, по нему ведется работа с международными партнерами. В принципе, договоренности по привлечению крупных инвестиций в экономику страны, в результате проведенных совместных переговоров НУХ Байтерек и КСМ с инвесторами, уже достигнуты. KCM выступает лидирующим инвестором в фонде. Сам он ориентирован на финансирование инфраструктурных проектов, проектов в государственно-частном партнерстве, связанных со строительством аэропортов, электростанций, железных дорог, автотранспортных дорог.
Если же говорить о фондах прямых инвестиций, следует отметить что отличные результаты освоения капитала и последовательного формирования качественных портфельных компаний показывают KazakhstanGrowthFund, KazakhstanCapitalRestructuringFund, cейчас активно и целенаправленно работают AlFalah и Citic-Kazyna, российско-казахстанский фонд нанотехнологий.
Так как в Казахстане существует дефицит ликвидности, и необходимо финансировать проекты в нацвалюте, были созданы фонды прямых инвестиций «Байтерек», венчурный фонд и ALMEX-BaiterekFund с капитализацией каждого по $100 млн соответственно. Они были созданы за счет перераспределения денег из неработающих фондов для финансирования инвестиционных компаний в приоритетных отраслях экономики Казахстана.
Проекты ALMEX-BaiterekFund непосредственно связаны с легкой промышленностью, сельским хозяйством. Сейчас «КазАгро» и многие компании в сельском хозяйстве показывают бум роста. Соответственно, есть дефицит в финансировании проектов или же отсутствие достаточного уровня финансового леверджа. И фонды как раз предоставляют инструменты, позволяющие финансировать путем акционерного капитала в национальной валюте.
Развитие инновационного венчурного направления ведется через российско-казахстанский фонд нанотехнологий, венчурного инвестирования со сложным нанотехнологичным мандатом,созданного РОСНАНО и KCM.
В России РОСНАНО подготовил очень хорошую основу для развития и финансирования проектов и фондов совместно с другими партнерами. У нас есть интерес по принятию опыта и трансфера технологий для создания совместных предприятий с местными компаниями.
Команда фонда, изучив опыт и зная особенности рынка, многому научилась и сейчас развитие ряда проектов существенно активизировалось. Так, за последние полтора года, к ранее осуществленной одной инвестиции, дополнены еще три портфельные компании. Буквально недавно произошли знаковые первые казахстанские инвестиции в этом направлении.
Сделки по трансферту инновационной технологий по производству элеткроаккумулирующих систем, развитие и внедрение способов аккумулирования и хранения энергии в Республике Казахстан с созданием совместного предприятия. Так, для растущей отрасли альтернативной энергетики страны это решение проблем по хранению и передачи энергетики. В мире наблюдается глобальный тренд на развитие и использование различных технологий хранения энергии. Мировой рынок систем хранения по прогнозам экспертов вырастит до $24,7 млрд к 2021году со среднегодовым ростом 60%. Инвестиции осуществлены в компанию, которая базируется в Кремниевой долине, она разработала и запатентовала только в 2014 году 18 патентов. Компания обладает огромным потенциалом, ею был представлен уникальный дизайн продукта – поточных элеткроаккумулирующих систем на основе соединения цинка и бромида. Технология протестирована, работоспособность подтверждена ведущими мировыми компаниями, продолжаются переговоры о сотрудничестве. И нам удалось привлечь компанию на казахстанский рынок, сейчас ведется активная работа.
– Есть ли фонды, занимающиеся финансированием МСБ?
– Да, фонды, созданные совместно с китайскими партнерами CITICKazynaInvestmentFundI, совместно с ЕБРР. Удачный пример – инвестиции в сеть кинотеатров ChaplinCinema, компанию «Олжа», Caspian Development Company Services, «Жамбылгипс», «Азия Электрик».
– Если говорить о распределении инвестиций по секторам, как сильно выделяется на фоне остальных обрабатывающая промышленность?

– Если говорить об обрабатывающей промышленности, то портфель фонда AureosCentralAsiaFund, CITIC KazynaInvestmentFundI как раз фокусируется на инвестировании в проекты в обрабатывающей промышленности, портфель фондаFalahGrowthFund также сосредоточен на проектах, связанных с диверсификацией экономики страны. В услугах для нефтегазового сектора, энергетики, переработки в области сельского хозяйства.


– Не оказываются ли некоторые проекты фондов более привилегированными, в связи с лоббированием интересов государства?
– Что касается участия государства, надо понимать, что фонды работают на основе полной вовлеченности в развитие компании. Такие проекты, как «Жамбыл гипс», «Караганда энерго» и другие работают самостоятельно, но как и любой другой малый и средний бизнес они имею возможность обратиться в финансовые институты, которые находятся в структуре холдинга «Байтерек». Надо отметить, что на сегодняшний день фондом «Байтерек» осуществляется ряд госпрограмм, например, программа «национальных чемпионов», в рамках которой был проведен глубокий анализ различных предприятий, и те из них, которые включены в эту программу, находят высокий уровень поддержки.
– В банках при выдаче займа работают системы кредитного конвейера отбора заявки. Как обстоят дела с отбором проектов в фондах прямых инвестиций? Правда ли, что инвестор, в силу личной заинтересованности, более тщательно и глубоко изучает возможности того или иного проекта?
– Сам подход отбора и налаживания сотрудничества между фондом, как инвестором и компанией, ищущей финансирование, построен таким образом, что, в первую очередь, речь идет о долгосрочном сотрудничестве и предоставлении акционерного капитала. Во-вторых, фонд непосредственно принимает участие в развитии компании, является активным акционером. Контроль осуществляется за счет включения представителя фонда в менеджмент компании, для того чтобы контролировать финансовые потоки и представителя в совете директоров, чтобы все стратегические решения и те задачи, которые были поставлены фондом, например, по достижению финансовых и операционных показателей, выполнялись на регулярной основе. При этом фонд не просто является активным инвестором с финансовой стороны, но и принимает участие в управлении и достижении целевых показателей до момента выхода из компании.
На сегодняшний день ситуация такова: большое количество компаний очень сильно закредитованы. В определенной степени это происходит в силу необходимости оборотного капитала. С другой стороны, это решение каждый из акционеров принимает самостоятельно. Те компании, которые приходят за финансированием в наши фонды, уже достигли определенного уровня развития, и чтобы подняться на следующий, им необходимы партнеры и акционерный капитал.
– То есть в фонде реже тестируются начинающие компании?
– Зависит от уровня развития компании и непосредственно от самой цели инвестирования и размера инвестиций. Если мы говорим о каких-то высокотехнологичных решениях для крупных компаний, работа ведется в каких-то инфраструктурно-венчурных фондах, если говорим о развитии малого и среднего бизнеса, то с этим будет работать фонд с партнерами из институтов развития и так далее.
– Есть ли смысл у начинающего предпринимателя обращаться в фонды прямых инвестиций?
– Нужно разграничить: если это стартап, то специальных фондов прямых инвестиций с мандатом на реализацию таких проектов в портфеле нет. Если это МСБ, вышедший на определенную величину, то да. Компании понимают, что не всегда можно взять займ, и есть смысл обратиться к инвесторам, для того чтобы получить финансирование в небольших объемах – от $5 до $30 млн.
– Не могли бы вы подробнее рассказать о проблемах выхода компаний из-под инвесторского крыла? Есть ли казахстанские компании, вышедшие на фондовый рынок?
– Существует несколько инструментов, чтобы обеспечить выход из проекта. Первое: на условиях опциона, когда текущие акционеры через 2-3 года выкупают свою долю у фонда с учетом заранее оговоренной ставки. Второй вариант: продажа своей доли инвесторам, заинтересованным в приобретении доли на рынке. Тут стоит, опять-таки, вопрос стоимости инвестиции. Можно продать долю стратегическим или финансовым инвесторам. По инвестициям, которые были на стадии выхода в Российской Федерации, в силу экономических обстоятельств, сделки сорвались, была произведена переоценка их стоимости. Сейчас мы наблюдаем за данными инвестициями, фонд держит руку на пульсе, так как несвоевременная продажа может принести существенные убытки.
– То есть пока еще выходов не было?
– Пока еще не было. Были частичные выходы, на определенную величину с хорошей доходностью, и потенциально сейчас мы рассматриваем выходы из некоторых компаний.
– Наиболее реальным и выгодным вариантом для выхода из фонда для компании является все же покупка партнером?
– Покупка партнером или текущим акционером.
– Что Казахстану нужно сделать с фондовым рынком, чтобы больше компаний выходили на IPO?
– При достижении определенного уровня развития акционеры любой частной компании задумываются о том, чтобы вывести ее на фондовую биржу. Но надо понимать: вывод на биржу – это не конец, а начало пути.
Чтобы вывести ее на биржу, во-первых, компания должна пройти листинг и быть транспарентной, необходимо внедрить базовые принципы лучшей практики корпоративного управления.
– А разве изначально вы не отсеиваете неподходящие компании по данному критерию?
– Как раз это задача фонда – привести компанию в соответствие с международными стандартами, наладить систему финансовой отчетности, корпоративного управления, менеджмента. Надо понимать, что подготовка к выходу на биржу достаточно трудоемка для компании. Это реально при желании, четкой стратегии и учета макроэкономической ситуации. Разумеется, есть риски. Могут прийти акционеры, которые будут активно вовлекаться в операционную деятельность компании. Ее стоимость может оказаться недооцененной или переоцененной.
А вопрос развития фондового рынка, в свою очередь, сам по себе интересен. Если бы все частные компании вместо того, чтобы пытаться постоянно занимать деньги у коммерческих банков, выводили часть своей доли на фондовый рынок и осуществляли заимствования через него – это тоже было бы дополнительным стимулом развития. Что само по себе хорошо. С другой стороны, инвесторам тоже было бы интересно размещать заявки, чтобы показать желание и готовность инвестировать в компании МСБ. Но опять-таки, возникает много вопросов относительно корпоративного управления. Ну, и вопросы ментальности.
– В общем портфеле всех фондов больше казахстанских или зарубежных инвесторов?
– У нас, в большинстве своем, это международные партнеры и инвесторы, но есть и казахстанские.
– Что вы можете сказать о тенденциях оттока инвесторов из развивающихся рынков?
– В прошлом году, когда создавали казахстанский инфраструктурный фонд, был отмечен высокий интерес со стороны международных фонд-менеджеров. После того, как были введены экономические санкции в отношении России, это отразилось на процессе принятия внутренних решений фонд-менеджерами.
То, что касается интереса по отраслям, то он сосредоточен на перерабатывающих и добывающих отраслях республики. Важным элементом, конечно, выступает возвратность, окупаемость и степень риска проекта.
Могу сказать, что множество инвесторов рассматривают Казахстан, как страну с уже развитой экономикой. Для инвесторов, которые регионально близки к нам, как и для Европы, Китая и стран Ближнего Востока, мы являемся стратегически интересным регионом. Этот интерес выражается в новых проектах и желании совместно участвовать в фондах.Соответственно задача по привлечению инвестиции в страну реализуется достаточно успешно, но нужно еще много над чем работать.
КАРИМУЛЛИН Аскар Амангельдиевич
Заместитель председателя правления АО «Казына Капитал Менеджмент»
Родился 27 декабря 1976 года.
Образование, специальность (квалификация), лицензии:
• Казахская государственная академия управления (1997 г.) – менеджер-экономист, специализация «экономист промышленного предприятия».
• Бизнес-школа им. Сэра Джона Касса при CityUniversityLondon (2008 г.) –степень МБА, специализация «финансы и стратегия».
Опыт работы:
1997-1999 гг. – аналитик налично-денежного обращения банков, надзора и контроля валютных операций в Национальном банке.
1999-2004 гг. – глава казначейства Национальной компании «Казпочта».
2004-2006 гг. – глава департамента в Агентстве финансового надзора РК.
2007-2008 гг. – консультант бизнес-школы им. Сэра Джона Касса; участвовал в подготовке рекомендаций для Европейского экономического совета, по проекту «Развитие морского порта городаГдания» (Польша) и рекомендаций по проекту выхода на международные рынки Лондонского офиса MunichRe (Великобритания, Германия) по вопросам перестрахования.
2009-2011 гг. – управляющий директор в АО «Самрук-Казына Инвест», курирующий инвестиционную деятельность в отрасли транспорта и коммуникаций.
С 2011 г. – директор по управлению финансовыми институтами АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына».
2011-2012 гг. – член совета директоров АО «БТА Банк».
С февраля 2014 г. – заместитель председателя правления АО «Казына Капитал Менеджмент». 

Наиболее реальным и выгодным вариантом для выхода из фондов прямых инвестиций для казахстанской компании является ее покупка партнером или текущим акционером. О проблемах и перспективах рынка фондов прямых инвестиций «Къ» рассказал заместитель председателя правления АО «Казына Капитал Менеджмент» Аскар Каримуллин. – Аскар Амангельдиевич, насколько серьезно «Казына Капитал Менеджмент» продвинулось в направлении развития инфраструктуры рынка прямых инвестиций? – Последние несколько лет «Казына Капитал Менеджмент» (КСМ) активно занималась развитием инфраструктуры рынка прямых инвестиций Казахстана в сотрудничестве с зарубежными партнерами. На сегодняшний день в общем портфеле есть компании, 14 фондов прямых инвестиций, которые созданы в Казахстане и за рубежом совместно с международными партнерами, финансовыми институтами и отечественными инвесторами, и по которым приняты обязательства. Основная задача, чтобы деньги, вкладываемые в экономику страны, привлекали иностранные инвестиции. Доля привлеченных прямых и частных инвестиций в Республику Казахстан к единице средств компании составляет 3,15. То есть к $1 вложенных денег собственных денег привлекли $3,15 инвестиций. Процесс работы с фондами построен на принципах партнерства, КСМ создает фонд, который управляется нанятой профессиональной управляющей командой менеджеров или создается инвестиционная кэптивная команда профессионалов. Портфель представлен как фондами развития, так и коммерческими. Фонды развития – те, которые были созданы по договоренности, на уровне главы государства, правительства. Их работа направлена на то, чтобы Казахстан вкладывал в развитие экономики как внутри страны, так и за рубежом. В совокупности 50% тех инвестиций, которые осуществляет KCM совместно с иностранными партнерами, вкладываются преимущественно в Казахстан. Остальные 50% работают за рубежом. Деятельность фондов развития, учрежденных совместно с иностранными партнерами и с участием правительства, таких, как кыргызско-казахстанский, казахстанско-таджикский фонды прямых инвестиций, нацелена на развитие экономики этих стран, через инвестиции в деятельность компаний. Финансирование фондов прямых инвестиции предоставляет возможность компаниям совместно с инвесторами развивать бизнес через непосредственное участие в акционерном капитале. Казахстан, являясь инициатором создания фондов развития в Таджикистане и Кыргызстане, выполнил свои обязательства, сформировав профессиональные команды. Работа по созданию кыргызско-казахстанского фонда (ККФ) прямых инвестиций была начата в соответствии с подписанным 11 июля 2007 года межправительственным соглашением. Целевой размер ККФ планировался на уровне $120 млн – $100 млн от Казахстана и $20 млн от Кыргызстана. В 2010 году работа была временно приостановлена в связи с политическими изменениями в КР и последствиями кризиса в мировой экономике. Вместе с тем, понимая стратегическое значение фонда, в апреле 2012 года, был сформирован капитал фонда в $30 млн, в значительной доле за счет КСМ. В августе 2012 года внесены изменения в межправительственное соглашение, принято решение поэтапно снизить капитал фонда до $ 101 млн, где $100 млн представит Казахстан. Ситуация по обоим фондам очень похожа. Команды работали над тем, чтобы найти проекты, которые были бы интересы инвесторам и были бы одобрены инвестиционным комитетом фондов. По сути, они должны были бы найти поддержку на уровне представителей правительств в инвестиционных комитетах этих стран. Уставной капитал фондов был небольшой. В первую очередь фонды были сформированы таким образом, что Казахстан профинансировал большую часть денег, чтобы таджикистанская и кыргызстанская сторона профинансировали меньшую, но тоже приняли участие. При этом с сохранением необходимых принципов паритета и основ деятельности фондов прямых инвестиций, которые сохранились бы на стадии принятия решений, вхождения в капитал, вовлеченности в процесс деятельности, развития, управления компаний и прироста стоимости, а в последующем – и выходом из капитала фонда. – Расскажите, что сейчас происходит с кыргызско-казахстанским фондом? – В итоге получилась такая ситуация, KCM вложил большую часть денег в фонд. Была совместно сформирована команда. Во-первых, по Кыргызстану была договоренность, и КСМ внес значительную часть, партнерам оставалось профинансировать только минимальную часть. В Кыргызстане готовы были оказать поддержку, потому что стратегическая договоренность достигнута на уровне государств. Но в полном объеме не был сформирован совместный уставной капитал на оговоренных первоначальных условиях. Хотя кыргызско-казахстанский фонд прямых инвестиций мог бы обеспечить не только поддержку и развитие локальному бизнесу, но также и казахстанским компаниям, желающим работать в Кыргызстане. – Почему кыргызская сторона отказывалась вкладывать свою часть средств? – Это больше вопрос, конечно, к кыргызстанскому правительству. КСМнеоднократно обсуждал этот вопрос с представителями уполномоченных ведомств совместно в рабочих группах и на уровне межведомственной комиссии, с различными предложениями: поэтапной капитализацией, внесением изменений в межправительственные соглашения, законодательные акты. Бюджет и ВВП обеих стран отличаются. Соответственно величина участия Казахстана 99% – потому КСМ выступал в роли мажоритарного акционера. Однако часть денег от партнеров так и не поступила. Следует отметить, что по казахстанско-таджикскому фонду ситуация с формированием капитала несколько похожая, там участие КСМ в размере $32 млн, что составляет 86% отсовокупной доли размера капитала. Во-вторых, речь шла о предоставлении более гибких инструментов, например, займов, которые позже могут быть конвертированы в капитал. При этом, в целом, размер займов, как и доля участия в виде инвестиций в рамках казахстанско-кыргызского фонда для малого и среднего бизнеса относительно невелики: от 3 до $10 млн. С таким уставным капиталом фонда, который предполагался, была возможность инвестировать до 10 проектов. В реальности в Кыргызстане и Таджикистане также, компании и бизнесмены, вероятно, рассматривали инструмент, не как фонд прямых инвестиций, а как фонд, работающий по принципу коммерческого банка. Заявки на финансирование проектов поступали на сумму $30 тыс., $50 тыс., причем в большинстве своем с целью получения займов или кредитов, и так далее. Предоставление займов не есть цель деятельности фонда прямых инвестиций. Казахстанско-таджикским фондом было рассмотрено 114 проектов, и большинство было отклонено по причине несоответствия инвестиционной политике фонда. Часть проектов была рассмотрена советом директоров и только один одобрен. Однако инвестиций не было в связи со смертью акционера, являющегося и директором компании, одобренный проект не был профинансирован, поэтому было рекомендовано выполнить ряд отлагательных условий. В первую очередь с целью нивелирования существенных рисков, которые связанны с проектом. И, соответственно, самое важное – наличие экономической эффективности от инвестиций фонда в компании и внедрение принципов корпоративного управления. Так как расходы фонда по дальнейшему участию в бизнесе могут достигать нескольких тысяч долларов США, но возврат на инвестиции в большинстве случаев был сомнителен. Не в интересах фонда было выдать займы и получить токсичный портфель. Поэтому селекция проектов в фондах проводилась тщательно, с учетом всех наших принципов. – И что вы делаете с такими фондами? – После принятие новой стратегии и в связи с проводимой реструктуризацией портфеля, все фонды были классифированы по винтажам деятельности и разделены на активные и пассивные, по которым отсутствует или даже не начался инвестиционный период. Подняли вопрос о закрытии ряда фондов, и предложили вынести вопрос о ликвидации их на межведомственную комиссию. Так как капитал не был сформирован полностью и обязательства сторонами не были выполнены, в целях оптимизации расходов и в связи с отсутствием проектов и наличием существенных рисков, и отсутствием доходов, на мой взгляд, целесообразно провести реструктуризацию фондов и перераспределить капитал. По Казахстанско-таджикистанскому фонду завершился инвестиционный период, сейчас приступили к процессу его ликвидации, чтобы не нести лишние затраты по администрированию, операционной работе. Нужно оставлять только те, что работают. – Так какие из них работают? – В портфеле КСМ эффективно работают фонды прямых инвестиций, созданные совместно с ЕБРР, ИБР, СИТИК, ВЭБ, РОСНАНО и отечественными инвесторами «Ордабасы», «Алмэкс» и фонды, которые управляются профессиональными менеджерами, такие как Macquarie, ADMCapital, I2BF и ВТБ Капитал. Причем финансирование проектов осуществляется в Казахстане и за рубежом. Так, был создан KazakhstanInfrastructureFund, основная задача которого финансировать инфраструктурные проекты в Казахстане, он сейчас находится в активной стадии, в рамках реализуемых задач поставленных по обеспечению финансирования индустриальных инфраструктурных проектов страны. На первом закрытии выделено $110 млн, в последующем – размер фонда значительно увеличится за счет собственных и привлеченных инвестиций. Казахстанский инфраструктурный фонд является крупным фондом прямых инвестиций, по нему ведется работа с международными партнерами. В принципе, договоренности по привлечению крупных инвестиций в экономику страны, в результате проведенных совместных переговоров НУХ Байтерек и КСМ с инвесторами, уже достигнуты. KCM выступает лидирующим инвестором в фонде. Сам он ориентирован на финансирование инфраструктурных проектов, проектов в государственно-частном партнерстве, связанных со строительством аэропортов, электростанций, железных дорог, автотранспортных дорог. Если же говорить о фондах прямых инвестиций, следует отметить что отличные результаты освоения капитала и последовательного формирования качественных портфельных компаний показывают KazakhstanGrowthFund, KazakhstanCapitalRestructuringFund, cейчас активно и целенаправленно работают AlFalah и Citic-Kazyna, российско-казахстанский

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Top.Mail.Ru