Потерянный рейс - «Финансы»
Официально пассажиров находящейся на грани банкротства компании «Трансаэро» должны либо перевезти другими рейсами, либо вернуть деньги за билеты. Мы на конкретных примерах разбирались, что делать владельцам этих билетов.
Через пять дней после сообщения о предстоящем банкротстве «Трансаэро» официально начала отменять рейсы. Во вторник авиаперевозчик отменил первые 28 рейсов, еще 32 были отменены в среду. Решение о банкротстве второй по величине авиакомпании стало проблемой для 600 тыс. человек, купивших билеты. Если верить официальным заявлениям, их потери должны быть невелики. «Аэрофлот» обещает перевезти всех клиентов «Трансаэро», вылетающих до 15 декабря. Остальным будет возвращена полная стоимость билетов.
В реальности о времени и номере нового рейса пассажиры узнают в последний момент, а с возвратом денег за билеты уже возникают проблемы, жалуются клиенты. Фотограф Андрей Рудаков подал заявление на возврат билетов «Трансаэро» еще в конце августа, когда о проблемах компании не было объявлено. Он заполнил специальную форму на сайте, получил автоматический ответ о том, что деньги будут возвращены в течение 30 дней. Спустя пять недель средства так и не поступили.
Кому повезло
Тем, у кого вылет до 15 декабря, можно сказать, повезло — обязательства по перевозке не аннулированы. Но у конкретных пассажиров так и нет информации о том, как именно, когда и на чем они будут лететь. По сути, речь идет о замене рейсов «Трансаэро», и данные не всегда доступны.
Маркетолог Елена Фоер должна вылететь в Пхукет 10 ноября. Электронные билеты она покупала на сайте «Трансаэро». Сразу после того как стало известно о банкротстве авиаперевозчика, она написала письма в службу поддержки обеих компаний. В «Аэрофлоте» ей, по ее словам, ответили отпиской, а «Трансаэро» сообщила, что, раз рейс не отменен, переживать не стоит. Никакой конкретной информации Фоер получить не удалось.
Если вы не хотите тратить лишние нервы и опасаетесь, что мест или самолетов не хватит, то билеты можно сдать и получить их полную стоимость, советует генеральный директор юридической компании «ЮрПартнерЪ» Антон Толмачев. Эта возможность предусмотрена 108-й статьей Воздушного кодекса. Правда, это правило касается только возвратных билетов. И пассажир должен уведомить авиакомпании не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации на указанный в билете рейс. Если ваш рейс будет отменен и вы не захотите лететь на предложенном взамен рейсе, то можно вернуть деньги даже за невозвратные билеты, обнадеживают в пресс-службе «Трансаэро».
Новогодний привет
В худшей ситуации оказались те, кто собирался лететь отдыхать на новогодние каникулы: все билеты на даты после 15 декабря аннулированы. Причем в число отмененных попадут и те билеты, которые предполагали вылет к месту назначения до 15 декабря, а возврат уже после этой даты.
Как скоро можно будет получить за них деньги, чтобы купить новые билеты, неизвестно. «Пока что никаких уведомлений об отмене рейса от авиакомпании мне не приходило, а дозвониться до «Трансаэро» я не смог. Когда вернут деньги, я пока не понял», — говорит специалист по внешним коммуникациям Николай Судариков, который собирался улететь из Москвы в Рим 26 декабря и вернуться 8 января.
Сдать билеты, купленные в кассах «Трансаэро» в Москве, можно в офисе продаж компании на Павелецкой площади. Чтобы вернуть электронные билеты, нужно заполнить форму на сайте или отправить письмо на адрес rev_reservation@transaero.ru. В письме нужно указать фамилию пассажира латинскими символами, номер рейса, дату вылета, номер авиабилета из 13 цифр, e-mail, указанный при покупке билета, и номер контактного телефона. У компании есть 30 дней, чтобы перечислить вам деньги. «В среднем по банкам это занимает примерно до двух недель», — обещают в пресс-службе компании.
Если этого не будет сделано, то нужно написать претензию и послать ее по почте в офис «Трансаэро», обязательно сохранив квитанцию. Если и на это письмо не будет получено ответа, то через 45 дней можно обращаться в суд, говорит юрист общественной организации потребителей «Финпотребсоюз» Алексей Драч. «Нужно понимать, что, скорее всего, «Трансаэро» как бренд уже ничего не стоит, компании уже нет смысла заботиться о своей репутации и гасить долги перед потребителями. А «Аэрофлот» вместо «Трансаэро» выступать ответчиком не может. Судиться с «Аэрофлотом» возможности не будет», — говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
Банкиры предлагают попробовать другой вариант — пытаться вернуть деньги через процедуру chargeback. Этот механизм советует также юрист Европейской юридической службы Евгений Лучин. «Оформлять такое заявление нужно, после того как ваш вылет не состоялся. К заявлению нужно приложить билеты и подтверждение от «Трансаэро», что рейс не состоялся. Банк, конечно, вынет из вас душу, но деньги, скорее всего, вернет», — рассказывает на условиях анонимности вице-президент банка из числа 15 крупнейших по размеру активов.
Лишнее звено
Хуже всех дела обстоят у тех, кто покупал билеты на сайтах-агрегаторах или в туристических компаниях. В самой «Трансаэро» считают: если билеты продавал посредник, получить деньги надо с него. «В случае приобретения билетов в стороннем агентстве возврат будет осуществляться по месту приобретения», — заявили в РБК в пресс-службе авиаперевозчика.
Но сервисы по бронированию билетов утверждают, что возврат денег за отмененные рейсы не входит в их обязанности. Например, Алину Вильнину, сотрудницу банка, которая собиралась лететь в Индию в феврале 2016 года, онлайн-сервис Anywayanyday отправил за деньгами в «Трансаэро». Операторы сайта сообщили девушке, что ей нужно обращаться непосредственно в «Трансаэро», так как Anywayanyday продавал их от лица «Трансаэро».
«Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) запретила делать возвраты билетов «Трансаэро» и отключила для агентств соответствующий технический функционал. Сама авиакомпания «Трансаэро» на наши письма не отвечает и перенаправляет клиентов в агентства, хотя никто из агентов не может даже отправить запрос на возврат этих билетов», — объясняет генеральный директор компании Anywayanyday Евгений Шухлин.
«Сайт Skyscanner только находит, но не продает авиабилеты напрямую. Для покупки путешественники направляются на сайт авиакомпании или агентств, которые предлагают лучшую цену», — говорит PR-менеджер Skyscanner в России Дмитрий Хаванский.
Сервис по бронированию чартерных авиабилетов Clickavia заключает договор с пассажирами от своего имени, но возвращать деньги за билеты он также отказывается. «У нас на сайте в оферте написано, что договор прекращает свою силу, как только мы перечисляем деньги за билеты перевозчику. С этого момента вся ответственность лежит на нем», — объясняет директор по маркетингу Clickavia Ксения Хизова.
«По закону о защите прав потребителей процедуру возврата должны осуществлять посредники. Но в ситуации с «Трансаэро» они могут сослаться на форс-мажорные обстоятельства и всячески затруднить получение денег», — предупреждает адвокат Снежана Мальфанова. «В таком случае не стесняйтесь жаловаться в Росавиацию, Роспотребнадзор и обращаться в суд. При необходимости подключайте прокуратуру», — советует она.
Чуть проще ситуация у тех, кто купил авиабилеты в составе туристического пакета, их обязаны перевести туроператоры. На практике они пока не спешат объяснить клиентам, что их ждет. «Вероятность того, что до 24 октября включительно все вылеты состоятся, велика», — туманно говорит генеральный директор туроператора «Библио Глобус» Александр Туголуков и отказывается говорить, что будет с туристами, купившими путевки на более поздние даты.
Если вдруг компания попробует аннулировать туры, клиенты могут требовать полную стоимость путевки. «Никаких оснований не выполнять услуги у туроператоров нет. Банкротство авиаперевозчика не является форс-мажором», — объясняет юрист Европейской юридической службы Евгений Лучин.