Зачем Нацбанку Фонд проблемных кредитов? - «Финансы» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Зачем Нацбанку Фонд проблемных кредитов? - «Финансы»

10 окт 2015, 12:30
Финансы
103
0
Зачем Нацбанку Фонд проблемных кредитов? - «Финансы»
Зачем Нацбанку Фонд проблемных кредитов? - «Финансы»

АО «Фонд проблемных кредитов» (ФПК) не выполняет возложенные на него функции, несмотря на отличное госфинансирование. Тогда зачем нужно было тратить большие средства и человеческие ресурсы на этот, безусловно, очень важный государственный проект?
На днях «Научно-исследовательский институт экономики и информатизации транспорта, телекоммуникации» по заказу Мажилиса Парламента проводил опрос экспертов по поводу деятельности ФПК. Опросник спрашивал о каких-то технических моментах работы с проблемными кредитами, однако проблемы самого фонда гораздо глубже.
Фонду наконец-то выделили большие деньги
ФПК был создан в начале 2012 года Нацбанком. Основной задачей фонда является – выкуп проблемных активов у банков с целью оздоровления банковского сектора. Практически до последнего времени ФПК так и ничем серьезным не занимался. Как отмечал сам Нацбанк, это произошло по следующим причинам:
1. Отсутствие у фонда финансов для выкупа проблемных кредитов.
2. Законодательные ограничения (банковская тайна, налоги, перерегистрация залогового имущества с арестами, уплата государственных пошлин, и ряд других)
3. Различия в оценке выкупаемых кредитов между фондом и банками.
4. Нежелание банков продавать проблемные кредиты из-за ожиданиявосстановления цены на недвижимость.
Чтобы преодолеть вышеуказанные препятствия Нацбанк, со своей стороны, проделал очень большую работу улучшения законодательства для работы с проблемными кредитами. Такжев своей злосчастной «Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года», утвержденной в августе 2014, он строил грандиозные планы по развитию фонда. Цитирую:
«В соответствии с лучшей международной практикой ФПК должен быть независимыми и обладать достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами, в том числе кадрами в области инвестиционного банкинга, реструктуризации и оценки недвижимого имущества. При этом будут рассматриваться различные механизмы выкупа проблемных активов у банков, совместного управления, реализации инвестору или ликвидации данных активов с учетом необходимости разделения возникающих убытков с банками»
Планы были большие и красивые, однако, ФПК мог реально начать работать,только после выделения большого государственного финансирования. И вот,наконец-то, это произошло. В апреле 2014 года было объявлено, что «для финансового обеспечения выкупа у банков «плохих активов» предусматривается капитализация ФПК из средств Нацфонда в размере 250 млрд тенге».Деньги потом долго не выделялись,нов конце концов фонд получил их в декабре 2014 года.
Затем, уже в мае 2015 года Нацбанк из своих «собственных» средств влил в ФПК еще 130 млрд тенге. Я специально поставил слово «собственные» в кавычки, поскольку на самом деле эти деньги как говорится «напечатаны», то есть «просто появились из воздуха». Последняя сумма была предназначена для рефинансирования проблемных ипотечных кредитов.
Таким образом, начиная с конца 2014 года ФПК для выполнения своей основной работы получил 380 млрд тенге (или $2 млрд по курсу того времени). Как вы видите, это очень неплохие деньги.
Фонд оказался просто передаточным звеном для подарков от государства
Таким образом, после получения денег из Нацфонда, в конце 2015 года у ФПК появилась возможность начать выполнять свою главную задачу. По всей видимости фонд готовился к этому, например, наращивая свои человеческие ресурсы. Так,в 2014 году (по сравнению с 2013 годом) расходы на персонал выросли на 77% (до 326 млн тенге). Также, Нацбанк активно нанимал иностранных консультантов и организовывал мероприятия по получению международного опыта в этой сфере. Например, в начале 2014 года Нацбанк провел международное заседание в Алматы на тему: «Казахстан: решение проблемы необслуживаемых кредитов и повышение эффективности Фонда проблемных кредитов». Это было очень представительное мероприятие с международно-признанными экспертами.
Казалось бы, всё было готово: законодательство улучшили, получили отличное финансирование от государства,набрались знаний от иностранных экспертов, наняли необходимый штат и так далее.То есть, уже ничто не могло помешать работе ФПК по выкупу проблемных кредитов у банков. Однако, ФПК так и не смог начать нормальную работу! Внезапно кем-то было принято решение, что вместо выполнения своей основной задачи, фонд просто положит депозит в Казкоммерцбанк на всю сумму (250 млрд тенге) на срок 10 лет и по процентной ставке 5.5% годовых. В результате, банк получил эти деньги в июне 2015 года.
Таким образом, все прошлые усилия и затраты Нацбанка, парламента, и правительства, что называется пошли «коту под хвост». Для того чтобы разместить депозит в банке, не нужно было создавать ФПК и разрабатывать новое законодательство! С тем же успехом, такой депозит можно было сделать напрямую с Нацфонда. Однако, делать так было противозаконно, и это вызвало бы бурю негодования. Поэтому придумали такую цепочку. Нацфонд передает в бюджет вполне законный целевой трансферт. Дальше бюджет передает эти деньги в ФПК. А фонд, в свою очередь, передает деньги Казкоммерцбанку.
Цепочка длинная, но суть одна - частный банк получил деньги из Нацфонда по субсидированной процентной ставке. В результате такой государственной субсидии, банк в своей финансовой отчётности (сразу же на дату размещения депозита) признал доход в размере 58 млрд тенге.То есть, из Нацфонда уже стали раздавать большие подарки частным организациям. Даже если бы не было кризиса на дворе, такие подарки всё равно ни в какие ворота не лезут.
Что касается второй суммы в 130 млрд тенге, полученной ФПК от Нацбанка, то ситуация по ней абсолютно такая же. ФПК, вместо того чтобы выкупать проблемные ипотечные кредиты у банков и затем реструктурировать их (улучшая условия), опять-таки просто разместил всю полученную сумму на депозитах в 9 банках. При этом, эти депозиты также имеют сверх льготные условия. Срок – 20 лет и процентная ставка – 3% годовых (сравните с текущей базовой ставкой!). То есть, в этом случае теперь уже Нацбанк начал заниматься благотворительностью.
Это системная проблема наших государственных органов
Спрашивается, зачем, создавая ФПК, нужно было морочить всем голову, тратить человеческие ресурсы и государственные средства, если в конце концов все сделали совсем наоборот?! Самое плохое – это не единичный случай, а системная проблема всего государства. Недавно я приводил еще несколько последних примеров. (http://www.kursiv.kz/news/finansy/slova-i-dela-nacbanka-i-pravitelstva/). Хуже того -сейчас настали трудные времена низких цен на нефть, а такие случаи продолжаются и, такое впечатление, что они даже участились.
Так как нам добиться того, чтобы дела правительства и Нацбанка наконец-то стали совпадать с их красивыми планами и словами? По моему мнению этого невозможно будет сделать без политических реформ. Прежде всего это касается создания среды со здоровой полноценной политической конкуренцией. Без этого вряд ли мы добьемся реальной подотчетности государственных чиновников и их ответственности за собственные планы и слова.
Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения

АО «Фонд проблемных кредитов» (ФПК) не выполняет возложенные на него функции, несмотря на отличное госфинансирование. Тогда зачем нужно было тратить большие средства и человеческие ресурсы на этот, безусловно, очень важный государственный проект? На днях «Научно-исследовательский институт экономики и информатизации транспорта, телекоммуникации» по заказу Мажилиса Парламента проводил опрос экспертов по поводу деятельности ФПК. Опросник спрашивал о каких-то технических моментах работы с проблемными кредитами, однако проблемы самого фонда гораздо глубже. Фонду наконец-то выделили большие деньги ФПК был создан в начале 2012 года Нацбанком. Основной задачей фонда является – выкуп проблемных активов у банков с целью оздоровления банковского сектора. Практически до последнего времени ФПК так и ничем серьезным не занимался. Как отмечал сам Нацбанк, это произошло по следующим причинам: 1. Отсутствие у фонда финансов для выкупа проблемных кредитов. 2. Законодательные ограничения (банковская тайна, налоги, перерегистрация залогового имущества с арестами, уплата государственных пошлин, и ряд других) 3. Различия в оценке выкупаемых кредитов между фондом и банками. 4. Нежелание банков продавать проблемные кредиты из-за ожиданиявосстановления цены на недвижимость. Чтобы преодолеть вышеуказанные препятствия Нацбанк, со своей стороны, проделал очень большую работу улучшения законодательства для работы с проблемными кредитами. Такжев своей злосчастной «Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года», утвержденной в августе 2014, он строил грандиозные планы по развитию фонда. Цитирую: «В соответствии с лучшей международной практикой ФПК должен быть независимыми и обладать достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами, в том числе кадрами в области инвестиционного банкинга, реструктуризации и оценки недвижимого имущества. При этом будут рассматриваться различные механизмы выкупа проблемных активов у банков, совместного управления, реализации инвестору или ликвидации данных активов с учетом необходимости разделения возникающих убытков с банками» Планы были большие и красивые, однако, ФПК мог реально начать работать,только после выделения большого государственного финансирования. И вот,наконец-то, это произошло. В апреле 2014 года было объявлено, что «для финансового обеспечения выкупа у банков «плохих активов» предусматривается капитализация ФПК из средств Нацфонда в размере 250 млрд тенге».Деньги потом долго не выделялись,нов конце концов фонд получил их в декабре 2014 года. Затем, уже в мае 2015 года Нацбанк из своих «собственных» средств влил в ФПК еще 130 млрд тенге. Я специально поставил слово «собственные» в кавычки, поскольку на самом деле эти деньги как говорится «напечатаны», то есть «просто появились из воздуха». Последняя сумма была предназначена для рефинансирования проблемных ипотечных кредитов. Таким образом, начиная с конца 2014 года ФПК для выполнения своей основной работы получил 380 млрд тенге (или $2 млрд по курсу того времени). Как вы видите, это очень неплохие деньги. Фонд оказался просто передаточным звеном для подарков от государства Таким образом, после получения денег из Нацфонда, в конце 2015 года у ФПК появилась возможность начать выполнять свою главную задачу. По всей видимости фонд готовился к этому, например, наращивая свои человеческие ресурсы. Так,в 2014 году (по сравнению с 2013 годом) расходы на персонал выросли на 77% (до 326 млн тенге). Также, Нацбанк активно нанимал иностранных консультантов и организовывал мероприятия по получению международного опыта в этой сфере. Например, в начале 2014 года Нацбанк провел международное заседание в Алматы на тему: «Казахстан: решение проблемы необслуживаемых кредитов и повышение эффективности Фонда проблемных кредитов». Это было очень представительное мероприятие с международно-признанными экспертами. Казалось бы, всё было готово: законодательство улучшили, получили отличное финансирование от государства,набрались знаний от иностранных экспертов, наняли необходимый штат и так далее.То есть, уже ничто не могло помешать работе ФПК по выкупу проблемных кредитов у банков. Однако, ФПК так и не смог начать нормальную работу! Внезапно кем-то было принято решение, что вместо выполнения своей основной задачи, фонд просто положит депозит в Казкоммерцбанк на всю сумму (250 млрд тенге) на срок 10 лет и по процентной ставке 5.5% годовых. В результате, банк получил эти деньги в июне 2015 года. Таким образом, все прошлые усилия и затраты Нацбанка, парламента, и правительства, что называется пошли «коту под хвост». Для того чтобы разместить депозит в банке, не нужно было создавать ФПК и разрабатывать новое законодательство! С тем же успехом, такой депозит можно было сделать напрямую с Нацфонда. Однако, делать так было противозаконно, и это вызвало бы бурю негодования. Поэтому придумали такую цепочку. Нацфонд передает в бюджет вполне законный целевой трансферт. Дальше бюджет передает эти деньги в ФПК. А фонд, в свою очередь, передает деньги Казкоммерцбанку. Цепочка длинная, но суть одна - частный банк получил деньги из Нацфонда по субсидированной процентной ставке. В результате такой государственной субсидии, банк в своей финансовой отчётности (сразу же на дату размещения депозита) признал доход в размере 58 млрд тенге.То есть, из Нацфонда уже стали раздавать большие подарки частным организациям. Даже если бы не было кризиса на дворе, такие подарки всё равно ни в какие ворота не лезут. Что касается второй суммы в 130 млрд тенге, полученной ФПК от Нацбанка, то ситуация по ней абсолютно такая же. ФПК, вместо того чтобы выкупать проблемные ипотечные кредиты у банков и затем реструктурировать их (улучшая условия), опять-таки просто разместил всю полученную сумму на депозитах в 9 банках. При этом, эти депозиты также имеют сверх льготные условия. Срок – 20 лет и процентная ставка – 3% годовых (сравните с текущей базовой ставкой!). То есть, в этом случае теперь уже Нацбанк начал заниматься благотворительностью. Это системная проблема наших государственных органов Спрашивается, зачем, создавая ФПК, нужно было морочить всем голову, тратить человеческие ресурсы и государственные средства, если в конце концов все сделали совсем наоборот?! Самое плохое – это не единичный случай, а системная проблема всего государства. Недавно я приводил еще несколько последних примеров. (http://www.kursiv.kz/news/finansy/slova-i-dela-nacbanka-i-pravitelstva/). Хуже того -сейчас настали трудные времена низких цен на нефть, а такие случаи продолжаются и, такое впечатление, что они даже участились. Так как нам добиться того, чтобы дела правительства и Нацбанка наконец-то стали совпадать с их красивыми планами и словами? По моему мнению этого невозможно будет сделать без политических реформ. Прежде всего это касается создания среды со здоровой полноценной политической конкуренцией. Без этого вряд ли мы добьемся реальной подотчетности государственных чиновников и их ответственности за собственные планы и слова. Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Top.Mail.Ru