Контрцикличная политика: кнут или пряник? - «Финансы» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Контрцикличная политика: кнут или пряник? - «Финансы»

17 окт 2015, 10:30
Финансы
160
0
Контрцикличная политика: кнут или пряник? - «Финансы»

Меры, предложенные Национальным банком в рамках контрцикличного регулирования, могут оказать определенную поддержку банкам второго уровня в период экономического кризиса. Но насколько они будут эффективными – покажет время. Такое мнение высказали аналитики, опрошенные «Къ».
Напомним, что 25 сентября текущего года на заседании Совета по финансовой стабильности Национального банка были одобрены основные подходы по контрцикличному регулированию банков второго уровня.
Данный пакет мер представляет собой долгосрочную дорожную карту по комплексу регуляторных требований и является логическим продолжением и дополнением ранее принятой Национальным Банком РК программы «10 шагов навстречу банкам второго уровня».
В частности, в рамках этих мер предполагается:
1. Корректировка программы перехода на Базель III путем сохранения в 2016 году всех минимальных требований к достаточности собственного капитала, включая буферы собственного капитала на уровне 2015 года.
Рассмотрен вопрос увеличения переходного периода на стандарты Базель III до 2021 года и снижения таргетируемого значения достаточности собственного капитала с 12 до 10,5%.
С 2017 года Национальным Банком РК будет введена надзорная надбавка (capital add-on) дополнительно к значению достаточности собственного капитала на основе практики и правил Европейского союза.
Для сохранения уровня текущей ликвидности в банковском секторе в безопасной зоне и создания дополнительных стимулов для банков второго уровня по привлечению финансирования из более стабильных источников с 2017 года будут поэтапно введены новые стандарты Базель III по ликвидности (NSFR и LCR).
2. Предусматривается корректировка действующих условий соблюдения пруденциальных нормативов, в том числе одобрено введение 6-месячного срока для приведения в соответствие отдельных пруденциальных нормативов, если их нарушение вызвано увеличением рыночного обменного курса тенге более чем на 10%.
3. С 2017 года будет введен новый международный стандарт понятия «неработающий кредит». Определение «неработающий кредит» будет расширено путем включения в него реструктурированных кредитов. При этом в течение последующих двух лет показатель неработающих кредитов продолжит выполнять функцию индикатора раннего реагирования, а с 2018 года – роль пруденциального норматива.
В целом СФС одобрено предложение по переносу срока снижения доли неработающих кредитов до уровня менее 10% к 2018 году.
Что скрывается за контрцикличной политикой?
По словам независимого эксперта, банковского работника Тимура Мусина, под контрцикличным регулированием подразумевается ослабление и либерализация регуляторных требований для участников рынка в затруднительные и кризисные моменты. Обычно данный подход применяется в целях снижения регуляторного бремени для бизнеса, в данном случае – для банков второго уровня.
«Стоит отметить, что подход подразумевает не полное освобождение от исполнения норм законодательства, а лишь смягчение подхода и действий регулятора по отношению к участникам рынка», – говорит Тимур Мусин.
По словам начальника отдела по связям с общественностью АО «Казкоммерцбанк» Сергея Чикина, понятие «контрцикличное регулирование» подразумевает накопление запаса прочности (в основном речь идет о капитале банка) в период относительной стабильности и роста, что позволит противостоять негативным явлениям в период спада/кризиса.
Надзорная надбавка – усиливаем контроль?
Как было указано в программе, с 2017 года регулятором будет введена надзорная надбавка (capital add-on) дополнительно к значению достаточности собственного капитала на основе практики и правил Европейского союза.
Как пояснил директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов, эта надбавка предполагает, что во время экономического роста на банки налагается дополнительное требование к собственному капиталу, чтобы он смог компенсировать плохие кредиты, которые образуются из-за чрезмерно оптимистического поведения банков и заемщиков.
«Они (банки – ред.) обычно склонны оптимистичнее оценивать свои риски», – говорит эксперт.
По словам Сергея Чикина capital add-on - это дополнительное требование к капиталу Банка, которое учитывает показатели каждого БВУ по отдельности, то есть устанавливается индивидуально на каждый банк. Дополнительные требования к капиталу призваны увеличить финансовую стабильность банков за счет увеличения запаса прочности для поглощения убытков.
Неработающие плюс реструктурированные
Напомним, что с 2017 года определение «неработающий кредит» будет расширено путем включения в него реструктурированных кредитов.
По мнению Олжаса Худайбергенова, это увеличит долю плохих кредитов и позволит учитывать те кредиты, которые являются плохими, но через изменение условий договора перестают быть таковыми. «В целом это правильная мера», – считает эксперт.
Как считает Сергей Чикин, дать какую-либо оценку этому решению сегодня сложно. Все зависит от конечной формулировки: какая именно реструктуризация будет приводить к отнесению неработающих займов (реструктуризация может быть произведена не только в связи с ухудшением состояния заемщика, но и в связи с изменением бизнес-планов заемщика).
Как сообщил Тимур Мусин, несколько лет назад по рейтингу World Bank Казахстан был включен в рейтинг стран с наиболее высоким процентом «необслуживаемых» кредитов от общего объема выданных кредитов в стране.
«Соответственно, полагаю, что в целом нововведение направлено на упорядочение работы с подобными кредитами и в конечном счете уменьшение их доли в местной экономике», – считает он.
«В принципе, это правильная мера, и с ней я согласен, так как зачастую проблемные кредиты маскируют под реструктурируемые, и таким образом они не подпадают под проблемные, хотя давно должны относиться к таковым», – говорит председатель правления "BRB Invest" Галим Хусаинов.
Он добавил, что делается это для того, чтобы оценивать реальное состояние банковского сектора и предотвращать возможные риски в будущем.
От индикативного к обязательному
В программе также говорилось, что с 2018 года понятие «неработающий кредит» будет выполнять роль пруденциального норматива.
Как пояснили эксперты, это означает, что вначале мера будет иметь рекомендательный характер, а потом обязательный – соответственно, банки будут обязаны не превышать определенный норматив.
«Фактически сейчас наличие проблемных кредитов не является пруденциальным показателем, а носит индикативный характер. В будущем хотят установить максимальный уровень неработающих кредитов для всех банков. Тогда банкам придется более тщательно смотреть за кредитным портфелем и ужесточить требования к заемщикам, дабы соблюдать данный критерий, что положительно скажется на качестве портфеля», – поясняет Галим Хусаинов.
Он сообщил, что в текущей ситуации это невозможно сделать, поскольку многие заемщики стали заложниками девальвации и часть из них перейдут в разряд проблемных из-за курсовой разницы и увеличенной за счет этого долговой нагрузки.
В целом аналитики полагают, что упрощение требований даст банкам большую возможность маневра, а усиление контроля в итоге приведет к улучшению портфеля. Однако пока еще рано давать оценку этим мерам, поскольку многое будет зависеть от общей экономической ситуации в стране в ближайшие несколько лет.

Меры, предложенные Национальным банком в рамках контрцикличного регулирования, могут оказать определенную поддержку банкам второго уровня в период экономического кризиса. Но насколько они будут эффективными – покажет время. Такое мнение высказали аналитики, опрошенные «Къ». Напомним, что 25 сентября текущего года на заседании Совета по финансовой стабильности Национального банка были одобрены основные подходы по контрцикличному регулированию банков второго уровня. Данный пакет мер представляет собой долгосрочную дорожную карту по комплексу регуляторных требований и является логическим продолжением и дополнением ранее принятой Национальным Банком РК программы «10 шагов навстречу банкам второго уровня». В частности, в рамках этих мер предполагается: 1. Корректировка программы перехода на Базель III путем сохранения в 2016 году всех минимальных требований к достаточности собственного капитала, включая буферы собственного капитала на уровне 2015 года. Рассмотрен вопрос увеличения переходного периода на стандарты Базель III до 2021 года и снижения таргетируемого значения достаточности собственного капитала с 12 до 10,5%. С 2017 года Национальным Банком РК будет введена надзорная надбавка (capital add-on) дополнительно к значению достаточности собственного капитала на основе практики и правил Европейского союза. Для сохранения уровня текущей ликвидности в банковском секторе в безопасной зоне и создания дополнительных стимулов для банков второго уровня по привлечению финансирования из более стабильных источников с 2017 года будут поэтапно введены новые стандарты Базель III по ликвидности (NSFR и LCR). 2. Предусматривается корректировка действующих условий соблюдения пруденциальных нормативов, в том числе одобрено введение 6-месячного срока для приведения в соответствие отдельных пруденциальных нормативов, если их нарушение вызвано увеличением рыночного обменного курса тенге более чем на 10%. 3. С 2017 года будет введен новый международный стандарт понятия «неработающий кредит». Определение «неработающий кредит» будет расширено путем включения в него реструктурированных кредитов. При этом в течение последующих двух лет показатель неработающих кредитов продолжит выполнять функцию индикатора раннего реагирования, а с 2018 года – роль пруденциального норматива. В целом СФС одобрено предложение по переносу срока снижения доли неработающих кредитов до уровня менее 10% к 2018 году. Что скрывается за контрцикличной политикой? По словам независимого эксперта, банковского работника Тимура Мусина, под контрцикличным регулированием подразумевается ослабление и либерализация регуляторных требований для участников рынка в затруднительные и кризисные моменты. Обычно данный подход применяется в целях снижения регуляторного бремени для бизнеса, в данном случае – для банков второго уровня. «Стоит отметить, что подход подразумевает не полное освобождение от исполнения норм законодательства, а лишь смягчение подхода и действий регулятора по отношению к участникам рынка», – говорит Тимур Мусин. По словам начальника отдела по связям с общественностью АО «Казкоммерцбанк» Сергея Чикина, понятие «контрцикличное регулирование» подразумевает накопление запаса прочности (в основном речь идет о капитале банка) в период относительной стабильности и роста, что позволит противостоять негативным явлениям в период спада/кризиса. Надзорная надбавка – усиливаем контроль? Как было указано в программе, с 2017 года регулятором будет введена надзорная надбавка (capital add-on) дополнительно к значению достаточности собственного капитала на основе практики и правил Европейского союза. Как пояснил директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов, эта надбавка предполагает, что во время экономического роста на банки налагается дополнительное требование к собственному капиталу, чтобы он смог компенсировать плохие кредиты, которые образуются из-за чрезмерно оптимистического поведения банков и заемщиков. «Они (банки – ред.) обычно склонны оптимистичнее оценивать свои риски», – говорит эксперт. По словам Сергея Чикина capital add-on - это дополнительное требование к капиталу Банка, которое учитывает показатели каждого БВУ по отдельности, то есть устанавливается индивидуально на каждый банк. Дополнительные требования к капиталу призваны увеличить финансовую стабильность банков за счет увеличения запаса прочности для поглощения убытков. Неработающие плюс реструктурированные Напомним, что с 2017 года определение «неработающий кредит» будет расширено путем включения в него реструктурированных кредитов. По мнению Олжаса Худайбергенова, это увеличит долю плохих кредитов и позволит учитывать те кредиты, которые являются плохими, но через изменение условий договора перестают быть таковыми. «В целом это правильная мера», – считает эксперт. Как считает Сергей Чикин, дать какую-либо оценку этому решению сегодня сложно. Все зависит от конечной формулировки: какая именно реструктуризация будет приводить к отнесению неработающих займов (реструктуризация может быть произведена не только в связи с ухудшением состояния заемщика, но и в связи с изменением бизнес-планов заемщика). Как сообщил Тимур Мусин, несколько лет назад по рейтингу World Bank Казахстан был включен в рейтинг стран с наиболее высоким процентом «необслуживаемых» кредитов от общего объема выданных кредитов в стране. «Соответственно, полагаю, что в целом нововведение направлено на упорядочение работы с подобными кредитами и в конечном счете уменьшение их доли в местной экономике», – считает он. «В принципе, это правильная мера, и с ней я согласен, так как зачастую проблемные кредиты маскируют под реструктурируемые, и таким образом они не подпадают под проблемные, хотя давно должны относиться к таковым», – говорит председатель правления "BRB Invest" Галим Хусаинов. Он добавил, что делается это для того, чтобы оценивать реальное состояние банковского сектора и предотвращать возможные риски в будущем. От индикативного к обязательному В программе также говорилось, что с 2018 года понятие «неработающий кредит» будет выполнять роль пруденциального норматива. Как пояснили эксперты, это означает, что вначале мера будет иметь рекомендательный характер, а потом обязательный – соответственно, банки будут обязаны не превышать определенный норматив. «Фактически сейчас наличие проблемных кредитов не является пруденциальным показателем, а носит индикативный характер. В будущем хотят установить максимальный уровень неработающих кредитов для всех банков. Тогда банкам придется более тщательно смотреть за кредитным портфелем и ужесточить требования к заемщикам, дабы соблюдать данный критерий, что положительно скажется на качестве портфеля», – поясняет Галим Хусаинов. Он сообщил, что в текущей ситуации это невозможно сделать, поскольку многие заемщики стали заложниками девальвации и часть из них перейдут в разряд проблемных из-за курсовой разницы и увеличенной за счет этого долговой нагрузки. В целом аналитики полагают, что упрощение требований даст банкам большую возможность маневра, а усиление контроля в итоге приведет к улучшению портфеля. Однако пока еще рано давать оценку этим мерам, поскольку многое будет зависеть от общей экономической ситуации в стране в ближайшие несколько лет.

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Top.Mail.Ru