Египет впишут в текущий бюджет - «Финансы»
Первый миллиард рублей компенсаций может быть получен уже в этом году
Как проходит возвращение туристов из Египта в регионах
Не нужно предаваться иллюзиям: для возвращения российских туристов в Египет потребуется время и это не будет короткий период, признал премьер Дмитрий Медведев. Отрасль оценивает убытки в $200 млн, если запрет на прямые полеты в Египет продлится более двух-трех месяцев. Государство же, по сведениям «Финансы и Банки», пока что готово выделить в целом не более 1 млрд руб. Не поддаются панике лишь сами туристы: онлайн-поисковики авиабилетов фиксируют рост числа запросов на стыковочные рейсы в Шарм-эш-Шейх и Хургаду на 17–70%. По данным «Финансы и Банки», правительство уже поручило Ростуризму донести до туроператоров настоятельную рекомендацию воздержаться от альтернативных способов отправки туристов в Египет.
Правительство начало обсуждать комплекс мер по поддержке туроператоров после запрета прямых полетов в Египет: этот вопрос поднимался на совещании Дмитрия Медведева с вице-премьерами, а также на заседании оперативного штаба у вице-премьера Аркадия Дворковича. «Не нужно предаваться иллюзиям, это не будет короткий период, и, по всей вероятности, помимо возвращения наших граждан, для того чтобы обеспечить безопасность для отдыха в Египте, потребуется время»,— приводятся в стенограмме правительства слова Дмитрия Медведева.
Одно из предложений, говорит источник «Финансы и Банки», близкий к правительству,— зарезервировать в бюджете 2015 года до 1 млрд руб. на компенсацию расходов по вывозу из Египта туристов и их багажа, а также на поддержку туроператоров. Планируется, что такую поправку внесут в законопроект об изменениях в бюджет, который Госдума рассмотрит во втором чтении в пятницу. Но участники рынка только свои потери оценивают минимум в 12 раз выше. По расчетам Ассоциации туроператоров России (АТОР), если эмбарго продлится дольше двух-трех месяцев, турбизнес лишится около $200 млн (12,9 млрд руб.). Главные причины убытков, по мнению АТОР: отказ египетских туроператоров и отельеров возвращать или засчитывать на будущее предоплату за несостоявшийся отдых туристов и желание многих клиентов вернуть средства. Для сглаживания финансовых потерь АТОР направила в правительство письмо с просьбой рассмотреть возможность предоставить госгарантии для кредитов, выдаваемых турбизнесу.
Кроме того, в АТОР просят обязать перевозчиков сохранить бронь оплаченных туроператорами до закрытия авиасообщения рейсов на более поздний срок без штрафных санкций. Опрошенные «Финансы и Банки» авиакомпании не ответили на вопросы о планируемых санкциях в отношении туроператоров. Источник «Финансы и Банки» в одном из профильных ведомств пояснил, что механизм компенсации ущерба туроператоров сейчас находится в разработке.
Наконец, еще одной мерой господдержки, по мнению АТОР, сможет стать оплата из федерального бюджета части рейсов, отправленных в Египет для возврата туристов. Сейчас эти расходы практически полностью взяли на себя перевозчики и туроператоры, утверждает АТОР. Однако, как заявил по итогам заседания оперативного штаба Аркадий Дворкович, российские авиакомпании не несут фактически дополнительных убытков из-за досрочного возвращения туристов. «Поскольку речь идет об уже оплаченных регулярных или чартерных рейсах, это были проавансированные платежи, и сейчас используются ресурсы, фактически уже задействованные в этом процессе, поэтому о дополнительных расходах в этом отношении речь не идет»,— цитирует «Интерфакс» господина Дворковича. Таким образом, скорее всего, речь пойдет о компенсации расходов, например, авиакомпании «Волга-Днепр», которая вместе с Минобороны и МЧС занимается доставкой в аэропорт Внуково багажа туристов из Шарм-эш-Шейха и Хургады.
Египет — одно из самых популярных туристических направлений. По данным Ростуризма, в эту страну за первое полугодие 2015 года выехало более 1 млн россиян. Прекращение полетов российских авиакомпаний в Египет попытается частично компенсировать местная EgyptAir. Сегодня господин Дворкович заявил, что компания осталась единственным регулярным перевозчиком между странами и может запросить дополнительные частоты, например, увеличив количество рейсов с трех до пяти в неделю. Но EgyptAir является назначенным перевозчиком только на маршруте между Москвой и Каиром, полеты в Хургаду и Шарм-эш-Шейх всегда выполняли российские авиакомпании.
Между тем запрет прямых перелетов в Египет не привел к сокращению спроса на это направление. По словам представителя туристического поисковика Momondo Ирины Рябовол, количество поисковых запросов по Египту выросло на 17%: туристы ищут возможность улететь самостоятельно. Для туристов, отправляющихся в ноябре в Шарм-эш-Шейх, уточняет госпожа Рябовол, сейчас есть более 110 предложений авиабилетов, в Хургаду — 120. В DaTravel.com число аналогичных запросов выросло на 70%. При этом в компании также отмечается рост спроса на билеты из Минска в Египет. Однако туроператоры поправить свой бизнес за счет этого ресурса вряд ли смогут: по словам одного из собеседников «Финансы и Банки», на совещании у Аркадия Дворковича главе Ростуризма Олегу Сафонову было поручено рекомендовать участникам рынка «воздержаться» от продаж путевок в Египет с непрямыми перелетами. Представитель Ростуризма утверждает, что ей о таком поручении неизвестно, но в ведомстве признают, что вряд ли обрадуются выросшему интересу к Египту, поскольку главная цель запрета полетов — обеспечить безопасность российских путешественников.