Вторая волна репатриации - «Финансы» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Вторая волна репатриации - «Финансы»

10 ноя 2015, 09:02
Финансы
173
0
Вторая волна репатриации - «Финансы»

Минфин хочет сделать амнистию капиталов более применимой

Минфин подготовил предложения о том, как активизировать президентскую амнистию капиталов. В имеющемся у "Ъ" письме главы ведомства Антона Силуанова первому вице-премьеру Игорю Шувалову предложено расширить перечень декларируемых активов, освободить от необходимости репатриации акции офшорных компаний, а для расчистки "кредитной истории" разрешать декларантам заявлять налоговикам об уже проданном имуществе. Юристы приветствуют желание доработать во многом непонятный закон об амнистии, но отмечают, что системную проблему недостаточного доверия обещаниям государства никакими поправками не решить.


Проблемы амнистии вышли в публичную плоскость в начале октября, когда на специальном совещании на эту тему премьер-министр Дмитрий Медведев признал, что процесс декларирования идет медленно, и поручил ведомствам готовить предложения по ускорению процесса. Недавно замминистра финансов Сергей Шаталов сообщил, что "процесс не очень востребован российскими налогоплательщиками" (по неофициальным оценкам, речь идет о нескольких сотнях деклараций). Напомним, принятым в мае законом "О добровольном декларировании" всем желающим в срок до 31 декабря 2015 года предложено подавать налоговикам спецдекларацию с информацией об имуществе (земля и другая недвижимость, транспорт, ценные бумаги, доли в бизнесе), о контролируемых иностранных компаниях и счетах в зарубежных банках. Декларантам обещаны режим налоговой тайны и освобождение от ответственности всех видов.

В письме Антона Силуанова Игорю Шувалову указывается, что проблемы амнистии "связаны с невозможностью прогнозирования потенциальными декларантами будущей правоприменительной практики государственных органов". Поэтому, по мнению Минфина, необходимы разъяснения закона, обязательные для применения чиновниками.

В частности, сейчас закон обещает декларантам защиту от преследования вне зависимости от того, станут ли они возвращать в РФ движимое имущество (прежде всего речь идет об акциях). Но эта норма не будет применяться, если имущество находится в государстве из списка FATF или в стране, уклоняющейся от обмена налоговой информацией. Эта конструкция вызывает вопросы, самокритично признает ее автор Минфин. В частности, непонятно, что имеется в виду под репатриацией: физическое перемещение акций, выпущенных офшорной компанией, их перевод на хранение у российского регистратора или признание такой организации налоговым резидентом РФ. Кроме того, Минфину непонятно, какой из трех списков FATF использовать. Не существует и легального списка несотрудничающих государств — госорган, в компетенцию которого входит публикация такого списка, не утвержден. Наконец, в законе не указан срок, в который нужно репатриировать в РФ задекларированное имущество.

В связи с этим Минфин предлагает официально разъяснить, что следует ориентироваться на черный, самый короткий список FATF (Иран, КНДР), а под несотрудничающими странами понимать государства, с которыми у РФ нет соглашений об избежании двойного налогообложения (это, поясним, "дикие" офшоры вроде Британских Виргинских островов), а также страны, не ратифицировавшие Конвенцию о взаимной помощи по налоговым делам. При этом под репатриацию имущества Минфин предлагает подвести только денежные средства, а не ценные бумаги и прочее имущество — то есть требование возврата может распространиться лишь на остатки на счетах.

Кроме публикации разъяснений Минфин предлагает внести поправки и в сам закон об амнистии. Одна из них должна убрать коллизию между этим документом и законом 115-ФЗ о противодействии отмыванию. Дело в том, что акт об амнистии разрешает декларировать зарубежные счета не только их номинальным, но и бенефициарным владельцам, определенным в соответствии с законом об отмывании, однако последний не распространяется на иностранные банки. Еще одна поправка расширяет перечень активов — за счет строящейся недвижимости, кредитов, прав на объекты интеллектуальной собственности. Также предлагается дать возможность декларировать имущество, уже не принадлежащее физлицу. Наконец, предложено дать возможность иным, кроме декларанта, лицам получать у налоговиков "сведения и документы в отношении себя и в целях получения гарантий". Речь идет о ситуации, когда декларант помимо себя указывает в декларации и иных лиц.

"Хорошие правки",— говорит партнер PwC Екатерина Лазорина. Важными, по ее словам, являются предложение о расширении перечня имущества, подпадающего под госгарантии, а также уточнение порядка репатриации имущества, особенно в отношении акций иностранных компаний. Вместе с тем амнистия была бы более востребованной, если бы под нее попадали также активы, принадлежащие структурам и организациям, которые контролируются физическими лицами (например, портфельные вложения, денежные средства). "Кроме того, по-прежнему остается непонятным, подпадает ли история возникновения актива под государственные гарантии",— говорит Екатерина Лазорина.

Партнер EY Алексей Нестеренко выделяет предложение о возможности декларировать имущество, уже не принадлежащее физлицу. Из остающихся проблем он отметил неопределенность относительно периодов, на которые распространяются гарантии: закон не дает однозначного ответа, подпадают ли под гарантии операции, совершенные в 2014 году.

Руководитель юридического департамента АКГ "МЭФ-Аудит" Иван Чемичев отмечает полезность уточнения по части офшорных списков, но говорит, что его смущает то, что часть неясных моментов Минфин пытается закрыть разъяснениями, а не законом. Глава аналитического департамента "Пепеляев групп" Вадим Зарипов, впрочем, замечает, что механизм разъяснений может помочь — при этом в законе должна быть норма, что толкования, ухудшающие положение лица по сравнению с данными ранее разъяснениями, правовой силы не имеют и негативных последствий для участников не влекут.

В целом эксперты отмечают, что минфиновские поправки не в силах решить главной проблемы амнистии — недоверия обещаниям государства. "У потенциальных участников есть и опасение, что, задекларировав активы, они попадут на карандаш силовикам. Это, к сожалению, системная проблема, и спецмерами она не решается",— говорит Вадим Зарипов.

Вадим Вислогузов


Минфин хочет сделать амнистию капиталов более применимой Минфин подготовил предложения о том, как активизировать президентскую амнистию капиталов. В имеющемся у "Ъ" письме главы ведомства Антона Силуанова первому вице-премьеру Игорю Шувалову предложено расширить перечень декларируемых активов, освободить от необходимости репатриации акции офшорных компаний, а для расчистки "кредитной истории" разрешать декларантам заявлять налоговикам об уже проданном имуществе. Юристы приветствуют желание доработать во многом непонятный закон об амнистии, но отмечают, что системную проблему недостаточного доверия обещаниям государства никакими поправками не решить. Проблемы амнистии вышли в публичную плоскость в начале октября, когда на специальном совещании на эту тему премьер-министр Дмитрий Медведев признал, что процесс декларирования идет медленно, и поручил ведомствам готовить предложения по ускорению процесса. Недавно замминистра финансов Сергей Шаталов сообщил, что "процесс не очень востребован российскими налогоплательщиками" (по неофициальным оценкам, речь идет о нескольких сотнях деклараций). Напомним, принятым в мае законом "О добровольном декларировании" всем желающим в срок до 31 декабря 2015 года предложено подавать налоговикам спецдекларацию с информацией об имуществе (земля и другая недвижимость, транспорт, ценные бумаги, доли в бизнесе), о контролируемых иностранных компаниях и счетах в зарубежных банках. Декларантам обещаны режим налоговой тайны и освобождение от ответственности всех видов. В письме Антона Силуанова Игорю Шувалову указывается, что проблемы амнистии "связаны с невозможностью прогнозирования потенциальными декларантами будущей правоприменительной практики государственных органов". Поэтому, по мнению Минфина, необходимы разъяснения закона, обязательные для применения чиновниками. В частности, сейчас закон обещает декларантам защиту от преследования вне зависимости от того, станут ли они возвращать в РФ движимое имущество (прежде всего речь идет об акциях). Но эта норма не будет применяться, если имущество находится в государстве из списка FATF или в стране, уклоняющейся от обмена налоговой информацией. Эта конструкция вызывает вопросы, самокритично признает ее автор Минфин. В частности, непонятно, что имеется в виду под репатриацией: физическое перемещение акций, выпущенных офшорной компанией, их перевод на хранение у российского регистратора или признание такой организации налоговым резидентом РФ. Кроме того, Минфину непонятно, какой из трех списков FATF использовать. Не существует и легального списка несотрудничающих государств — госорган, в компетенцию которого входит публикация такого списка, не утвержден. Наконец, в законе не указан срок, в который нужно репатриировать в РФ задекларированное имущество. В связи с этим Минфин предлагает официально разъяснить, что следует ориентироваться на черный, самый короткий список FATF (Иран, КНДР), а под несотрудничающими странами понимать государства, с которыми у РФ нет соглашений об избежании двойного налогообложения (это, поясним, "дикие" офшоры вроде Британских Виргинских островов), а также страны, не ратифицировавшие Конвенцию о взаимной помощи по налоговым делам. При этом под репатриацию имущества Минфин предлагает подвести только денежные средства, а не ценные бумаги и прочее имущество — то есть требование возврата может распространиться лишь на остатки на счетах. Кроме публикации разъяснений Минфин предлагает внести поправки и в сам закон об амнистии. Одна из них должна убрать коллизию между этим документом и законом 115-ФЗ о противодействии отмыванию. Дело в том, что акт об амнистии разрешает декларировать зарубежные счета не только их номинальным, но и бенефициарным владельцам, определенным в соответствии с законом об отмывании, однако последний не распространяется на иностранные банки. Еще одна поправка расширяет перечень активов — за счет строящейся недвижимости, кредитов, прав на объекты интеллектуальной собственности. Также предлагается дать возможность декларировать имущество, уже не принадлежащее физлицу. Наконец, предложено дать возможность иным, кроме декларанта, лицам получать у налоговиков "сведения и документы в отношении себя и в целях получения гарантий". Речь идет о ситуации, когда декларант помимо себя указывает в декларации и иных лиц. "Хорошие правки",— говорит партнер PwC Екатерина Лазорина. Важными, по ее словам, являются предложение о расширении перечня имущества, подпадающего под госгарантии, а также уточнение порядка репатриации имущества, особенно в отношении акций иностранных компаний. Вместе с тем амнистия была бы более востребованной, если бы под нее попадали также активы, принадлежащие структурам и организациям, которые контролируются физическими лицами (например, портфельные вложения, денежные средства). "Кроме того, по-прежнему остается непонятным, подпадает ли история возникновения актива под государственные гарантии",— говорит Екатерина Лазорина. Партнер EY Алексей Нестеренко выделяет предложение о возможности декларировать имущество, уже не принадлежащее физлицу. Из остающихся проблем он отметил неопределенность относительно периодов, на которые распространяются гарантии: закон не дает однозначного ответа, подпадают ли под гарантии операции, совершенные в 2014 году. Руководитель юридического департамента АКГ "МЭФ-Аудит" Иван Чемичев отмечает полезность уточнения по части офшорных списков, но говорит, что его смущает то, что часть неясных моментов Минфин пытается закрыть разъяснениями, а не законом. Глава аналитического департамента "Пепеляев групп" Вадим Зарипов, впрочем, замечает, что механизм разъяснений может помочь — при этом в законе должна быть норма, что толкования, ухудшающие положение лица по сравнению с данными ранее разъяснениями, правовой силы не имеют и негативных последствий для участников не влекут. В целом эксперты отмечают, что минфиновские поправки не в силах решить главной проблемы амнистии — недоверия обещаниям государства. "У потенциальных участников есть и опасение, что, задекларировав активы, они попадут на карандаш силовикам. Это, к сожалению, системная проблема, и спецмерами она не решается",— говорит Вадим Зарипов. Вадим Вислогузов

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Top.Mail.Ru