Система Contact временно недоступна - «Финансы»
Нацбанк Украины приостановил ее работу
Вопреки ожиданиям Contact, отзыв лицензии у ее расчетного Русславбанка все же ударил по ней. По требованию Нацбанка Украины (НБУ) ей пришлось прекратить переводы в этой стране. Для возобновления работы Contact придется получить регистрацию с новым расчетным банком у украинского регулятора, а это, по словам экспертов, из-за напряженных межстрановых отношений затруднительно. Отвоевать потерянный после простоя рынок будет стоить компании недешево, считают конкуренты.
С 12 ноября принадлежащая Qiwi система Contact приостановила переводы между Россией и Украиной (письмо есть в распоряжении "Ъ".). Сотрудничество приостановлено временно, о сроках возобновления работы система обещает уведомить партнеров дополнительно, следует из письма. В Contact пояснили, что приостановка связана с внесением корректировок в пакет документов на основании полученных замечаний от НБУ в ходе проходящей процедуры перерегистрации.
Впрочем, как следует из ответа Нацбанка Украины, работать на территории страны ей запретил НБУ из-за отзыва лицензии у Русславбанка. "На территории Украины услуги Contact предоставляли банки Украины и ПАО "Украинская финансовая группа", которые зарегистрировали в НБУ договоры об участии в этой системе с Русславбанком,— поясняют в НБУ.— В связи с отзывом лицензии у банка НБУ направил письмо участникам Contact об отмене регистрации договоров и прекращения предоставления услуг с 12 ноября". В Contact отметили, что НБУ ничего не направлял в адрес компании, а информацию о его решении система получила от украинских банков.
До отзыва лицензии 10 ноября Русславбанк выступал одним из расчетных центров системы Contact. До сих пор банкротство расчетных банков оказывало глобальное влияние на системы. Так, отзыв лицензии у банка "Евротраст" повлек крах системы Migom, у Объединенного национального банка — системы F5, санация Москомприватбанка — уход из России PrivatMoney и т. д. Однако в Contact проблем из-за краха Русславбанка не ожидали.
Еще до отзыва лицензии в связи с ухудшением финансового положения Русславбанка Contact ввела мораторий на расчеты с его участием (см. "Онлайн" от 9 ноября). В результате к моменту отзыва лицензии у банка в нем уже не осталось счетов партнеров Contact, в том числе и украинских банков. Их, по словам источников "Ъ", переводили из Русславбанка в другие расчетные центры ("ХМБ Открытие", НКО "Рапида" и банк ВТБ). "Но, судя по всему, смена расчетного центра проводилась без изменения договоров, например, через допсоглашения или официальные письма,— рассуждает собеседник "Ъ" на платежном рынке.— Теперь же сами договоры оказались недействительны, а зарегистрировать в НБУ новые, с действующими расчетными центрами, система не может, так как не прошла регистрацию".
Регистрация в реестре требовалась с 1 января 2015 года, до этой даты системы, желающие работать с украинскими банками, должны были направить в НБУ пакет документов, что они и сделали. Однако за прошедшие десять с половиной месяцев рассмотрения заявок НБУ так и не включил в реестр ни одного российского игрока, в том числе и Contact. В НБУ сообщили, что получили от Contact документы на регистрацию, но "документы не соответствовали требованиям законодательства Украины, замечания заявителю направлены письмом НБУ от 23.10.2015".
Срок решения вопроса с перерегистрацией российских систем в НБУ неизвестен из-за отсутствия на то политической воли, уверены источники "Ъ". "Пока нет ясности в вопросе российско-украинских отношений, ни одну систему в реестр не внесут, нам это достаточно ясно дали понять на Украине",— говорят в одной из платежных систем. В ситуации, когда конкретики по срокам нет, оценивать свои потери от прекращения работы с Украиной в Contact отказываются, отмечая, что "ноябрь традиционно не является высоким сезоном для отправки денежных переводов", а Украина занимает в структуре переводов Contact менее 10%. По экспертным оценкам, речь может идти о потере десятков миллионов рублей за каждый месяц простоя. "Дело не только в потере доходов,— говорит директор "Золотой короны" Иван Ситнов.— За это время оборот, раньше направлявшийся через Contact, будет перенаправлен в другие системы--партнеры банков, и отвоевать его обратно компании будет недешево".