Эвакуация по-египетски - «Финансы»
Корреспондент «Финансы и Банки» наблюдал, как туристы возвращаются на родину
За последние десять дней, с момента объявления об эвакуации российских граждан из Египта, домой вернулись уже несколько десятков тысяч человек. 9 ноября заместитель премьер-министра Аркадий Дворкович сказал, что работа по вывозу россиян с курортов этой страны может продлиться еще две недели. Как уезжают туристы из Египта — в репортаже корреспондента «Финансы и Банки» Артема Галустяна.
Накануне вылета авиакомпания сообщает по электронной почте, что самолет из Шарм-эш-Шейха в Москву задержится на 15 минут и прибудет в другой московский аэропорт. Как просят египетские службы безопасности, приезжаю в аэропорт за три часа до вылета.
13:10 | Ворота
На подъезде к территории аэропорта Шарм-эш-Шейх пробка. Стометровая очередь такси и микроавтобусов с туристами готовится к досмотру. Чтобы не опоздать, выхожу из машины и пешком иду к воротам. Здесь полноценный блокпост с каменными и железными заграждениями и шлагбаумом. На контрольно-пропускном пункте стоят с десяток сотрудников служб безопасности, двое из них в специальном военном обмундировании в касках с масками и автоматами. Автомобили досматривают, пассажиров просят показать паспорта. Провожающего меня приятеля не пускают на территорию аэропорта из-за того, что у него нет с собой документов.
13:20 | Вход в здание аэропорта
При входе в здание аэропорта также стоят сотрудники службы безопасности. Рядом с ними несколько человек в жилетах с надписью British Embassy — представители британского посольства помогают своим соотечественникам в эвакуации: рассказывают обо всех процедурах, объясняют, как лучше поступить с багажом и так далее. Ко мне подходит молодая египтянка и на ломанном русском просит постоять с ней перед объективом камеры и ответить на несколько вопросов: «Я вас спросить о вашем отдых в Египет? Вы мне ответить». Девушка и ее друзья из молодежного движения делают серию имиджевых роликов о туризме в Египте и дарят сертификаты туриста. Такая инициатива появилась после крушения российского самолета и терактов на севере Синайского полуострова.
13:25 | Первый досмотр
Подхожу к длинной очереди на первый пункт досмотра, который обычно считается формальным, типа тех, что на входе в московские аэропорты. Но уже на этом уровне контроля меры безопасности ужесточены.
— Ваш билет? — спрашивает человек в форме.
— У меня электронный,— показываю письмо авиакомпании на мобильном телефоне.
Прибывающих уже на этом этапе просят снять обувь и ремни, проводят личный досмотр. После сканирования вещей многих пассажиров просят показать содержимое сумок. Сотрудник безопасности аэропорта долго и с подозрением разбирает по деталям кальянный набор. До стойки регистрации еще можно проносить воду и некоторые предметы, которые на борт брать с собой запрещено.
13:40 | Зал регистрации
К стойкам регистрации также длинные очереди: три рейса — в Москву, один — в Санкт-Петербург, еще один — в Киев, два — в Лондон. Сотрудница МЧС в форме подходит к российским пассажирам, по порядку записывает их домашние адреса и контакты на стикер и приклеивает на чемоданы. Вылетающим объясняют, что весь багаж, который отправляют другим самолетом в Москву в аэропорт Внуково, можно будет забрать через несколько дней. Параллельно с очередью на регистрацию сложены вещи пассажиров другого рейса — эти вещи готовы к отправке в багажное отделение на проверку сотрудникам МЧС.
— А ручную кладь можно? — спрашивает девушка.
— Можно, можно,— отвечает сотрудник авиакомпании, стоящий у стойки регистрации
— Давай тогда больше с собой в самолет возьмем,— обращается пассажирка к своему спутнику.
14:05 | Паспортный контроль
Очередь на паспортный контроль не уступает очередям на досмотр. Из четырех окошек открыты только два. Пограничники как на конвейере, даже не глядя в лица пассажиров, ставят печати в паспорта о выезде. «Давай! Давай!» — нервно кричит египетский пограничник по-русски и машет, подзывая к себе.
14:25 | Второй досмотр
Сразу после паспортного контроля до стеклянной стены, где проводят второй досмотр,— пространство около 150 кв. м, заполненное пассажирами. Это даже не очередь, а толпа около 250–300 человек.
— Быстро, быстро! — недовольно встречает вновь прибывающих сотрудник аэропорта.
— Смотри. Прямо как скот загоняет,— возмущается россиянка.
В этом «зале» душно, плачут дети, очередь движется медленно, многие недовольно закатывают глаза, все стоят впритык. Не имеет значения, когда ваш вылет и куда: пассажиры разных рейсов стоят в одной толпе.
— Офигительная организация! — качает парень головой.
— Fuck this flight! (***** я этот полет!) — слышу с другой стороны громкий голос британки.
Группа туристов из Англии особенно недовольна. Их эвакуация, по решению британских властей, проходит принудительно: отдыхающих вывозят из Египта раньше запланированного конца отдыха. Российские же туристы вылетают в последний день своего тура. В сопровождении мужчины в белой форме без очереди проходят стюардессы российских авиалиний.
Девушка не выдерживает долгого ожидания и поднимает своего ребенка над головой, привлекая внимание сотрудников на контрольном пункте, чтобы их пропустили без очереди. «В отличное время живем! Она что сценку из “Короля Льва” играет?» – удивляется пьяный британец. Прошло уже 40 минут, как я нахожусь в этой зоне в плотной толпе. Через каждые пять минут слышны объявления по громкой связи об опаздывающих на разные рейсы.
— Пропустите, пропустите! У меня самолет через 30 минут! — просит девушка.
— А у нас через 10! — возмущенно говорит другая.
К металодетекторам со сканирующими устройствами открыто только три двери. У входа в каждую толкаются пассажиры, пытающиеся наконец покинуть эту зону.
Напряжение выдерживают не все. Через одну стеклянную дверь перед контролем мужчина разъяренно кричит неразборчиво по-русски на египетского работника службы безопасности, тот кричит в ответ неразборчиво по-арабски.
— Вы не могли бы не тыкать мне в ноги своей коляской? — на повышенных тонах обращается крупная британка к молодой арабской семье с ребенком.
Через каждые пять минут под разными предлогами кто-то проходит без очереди. «Так, все! Хватит!» — кричит британка и идет напролом к металодетекторам. Ее соотечественники безуспешно пытаются ее успокоить, а сотрудники аэропорта выталкивают ее назад. Похоже, больше всего недовольны именно иностранцы, не привыкшие к длинным неорганизованным очередям. «Эй, народ! Кто летит в Гатвик (аэропорт Лондона)? Поднимите руки!» — спрашивает парень. Пятнадцать британцев поднимают руки. «Ладно. Я просто хотел убедиться, что я не один тут опаздываю!» — говорит он им.
Вещи пассажиров проходят через конвейерную будку сканирования на потоке. Рядом гора бутылок с водой. Сотрудник безопасности проводит личный досмотр. «Снять ремни и обувь»,— спешно просит он. Ручную кладь на этом этапе контроля пропускают без лишних досмотров.
— Проходи, проходи, друг! — торопит меня египтянин
— И из-за этой халтуры мы столько ждали?! — недоумевает россиянка.
Чуть позже обнаруживаю, что случайно пронес с собой в рюкзаке маленькие ножницы, зажигалку и емкость с жидкостью.
15:30 | Зона вылета
«Я вообще не поняла, что это было. Я в шоке просто. Впереди кучка арабов, сзади пьяные британцы»,— недоумевает пенсионерка. До вылета самолета, согласно расписанию, осталось 20 минут. В кафе обедают британцы, российские туристы спешно делают покупки в дьюти-фри.
Гейт уже открыт. Пассажиры идут на посадку. В автобусе до самолета слышны разговоры.
— А вы сколько здесь отдыхали? — спрашивает девушка у своей соседки.
— Ой! Мы как прилетели, так нам сразу сказали, что самолет упал. Вот, считайте, две недели,— отвечает та.
15:50 | Салон самолета
В почти заполненном самолете пассажиры старательно прессуют ручную кладь на полки. Многие взяли с собой на борт то, что не захотели оставить в багаже. Стюардессы растеряно ищут свободные места. Рядом со мной сидит женщина лет семидесяти, она достает из пакета две маленькие иконы и начинает шепотом молиться. Голос бортпроводника: «Дамы и господа, наш самолет готов к взлету».