Конституционному суду добавляют полномочий - «Финансы»
Он сможет признавать неисполнимыми в РФ решения международных судов
По сведениям "Ъ", вчера в Госдуму внесен проект поправок к федеральному конституционному закону "О Конституционном суде РФ" (КС РФ), расширяющих его полномочия. В соответствии с проектом КС РФ по запросу президента или правительства сможет давать заключение о невозможности исполнения решений международных судов, если они противоречат Конституции РФ. Авторы проекта из СФ и всех фракций Госдумы полагают, что тем самым РФ сможет обеспечить свой правовой суверенитет и одновременно противостоять тенденциозным решениям, требующим крупных компенсаций из бюджета РФ.
Проект предусматривает "специальный правовой механизм разрешения вопроса о возможности или невозможности с точки зрения принципов верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ исполнить постановление", вынесенное международными судами по жалобе против России, говорится в пояснительной записке к проекту. Запрос в КС имеют право направить президент, правительство или уполномоченный орган (в частности Минюст). В случае если КС РФ установит, что решение межгосударственного органа по защите прав и свобод человека противоречит Конституции РФ, оно может не исполняться на территории РФ. Основанием к рассмотрению дела является "обнаружившаяся неопределенность" с точки зрения возможности исполнения решения "в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией РФ".
Предусмотреть для КС "специальный правовой механизм" КС прямо разрешил федеральному законодателю в резолютивной части принятого им 14 июля постановления по запросу депутатов Госдумы о возможности неисполнения решений ЕСПЧ. Этим решением КС уже наделил себя исключительным правом устанавливать механизм исполнения решения ЕСПЧ по запросу президента и правительства РФ, если они придут к выводу "о невозможности исполнить вынесенное по жалобе против России постановление ЕСПЧ". Разработать дополнительные правила разрешения такой коллизии КС федерального законодателя не обязал, но "не исключил" такой возможности.
Один из авторов проекта, глава комитета СФ по конституционному законодательству единоросс Андрей Клишас отметил, что до сих пор КС такими полномочиями не обладал. По его мнению, несмотря на то что в своем постановлении от 14 июля механизм решения подобного рода проблем судьи описали, без фиксации в законодательстве реализовать его было бы невозможно.
Авторы законопроекта объясняют его необходимость желанием отстоять правовой суверенитет России и верховенство Конституции РФ. "Мы не отказываемся исполнять свои международные обязательства. РФ занимает открытую позицию. Но в случае расхождения решений международных организаций с Конституцией РФ мы должны дать свою правовую оценку",— пояснил "Ъ" другой соавтор поправок, глава комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин.
"Я знаю как минимум три крупных дела, которых может коснуться этот механизм",— сказал господин Клишас. По его словам, по так называемому делу Анчугова-Гладкова на территории РФ невозможно предоставить избирательные права тем, кто находится в заключении по решению суда, поскольку такая норма зафиксирована в Конституции РФ. Второе дело — это дело ЮКОСа, по которому РФ присуждены крупные суммы по выплатам компенсации.
Напомним, в запросе депутатов Госдумы о правовом механизме неисполнения противоречащих Конституции решений ЕСПЧ прямо говорилось о том, что он связан с делом ЮКОСа. КС 14 июля подтвердил, что может признать решение ЕСПЧ неисполнимым, однако ЮКОС упоминать не стал, предоставив властям возможность обратиться уже по этому конкретному поводу в КС повторно. Такое обращение в КС пока не направлялось, вопрос обсуждается с Минфином, МИДом и другими ведомствами, сообщил в октябре "Ъ" уполномоченный РФ при ЕСПЧ Георгий Матюшкин. При этом вместо плана выплат по делу ЮКОСа РФ в июне уведомила Совет Европы (СЕ) о поступившем в КС запросе, а в сентябре — о принятом в июле решении КС, направив его в Комитет министров СЕ "для изучения". Комитет министров в ответ "настоятельно рекомендовал" России "без дальнейшего промедления" реализовать решение ЕСПЧ и перенес рассмотрение этого вопроса на март 2016 года. В октябре министр юстиции Александр Коновалов подтвердил намерение властей обратиться в КС по делу ЮКОСа, отметив, что сделать это могут не только президент и правительство, но также Верховный суд и Госдума. При этом сроков обращения в КС министр не назвал. А его заместитель, уполномоченный РФ при ЕСПЧ Георгий Матюшкин тогда пояснил, что внутри Минюста еще не закончена дискуссия о "том, как должно интерпретироваться июльское решение КС", но "созданный КС механизм представляется достаточным, чтобы выходить из коллизий, которые возникают между практикой КС и ЕСПЧ".
Член фракции ЛДПР, соавтор проекта Алексей Диденко говорит, что международные суды присуждают России многомиллионные выплаты, основываясь на тенденциозных, неправовых позициях, от чего страдают налогоплательщики РФ, поскольку средства выплачиваются из федерального бюджета. А член фракции "Справедливая Россия", также принявший участие в написании проекта, Михаил Емельянов утверждает, что дело вовсе не в ЮКОСе или других подобных делах, а в принципе: РФ делегировала часть своих суверенных прав международным организациям, но "партнеры начали злоупотреблять этим". Коммунист Василий Лихачев, соавтор законопроекта, экс-постпред РФ в Евросоюзе, говорит, что подобные ограничения характерны не только для России, но и для других стран, в том числе европейских — Италии, Германии, Англии, которые ставят суверенитет своего законодательства на первое место. По его словам, предложенный механизм оптимален, поскольку позволяет его точечное применение, во всем остальном позволяя исполнять нормы международного права. Он считает, что статус Конституционного суда с принятием проекта (вероятно принятие в ходе осенней сессии) сильно возрастет.
В конце октября 2015 года на конференции с судьями ЕСПЧ и представителями Совета Европы глава КС Валерий Зорькин напомнил, что в принятом 14 июля решении по запросу депутатов Госдумы КС взял на себя "разруливание" таких конфликтов, при этом "оставляя за собой степень готовности к компромиссу". "У КС не было ни намерения, ни тем более дозволения властям не исполнять решение ЕСПЧ, потому что им это не нравится: если власти не хотят его выполнять, спор подлежит разрешению КС",— подчеркнул Валерий Зорькин.