Украинский авиатранзит привязали к Турции - «Финансы»
Его закрытие будет некритичным без полетов в Анталью и Стамбул
Введенный Киевом запрет авиакомпаниям РФ летать транзитом над территорией Украины приведет к тому, что перевозчикам придется делать значительный крюк при полетах в южном и юго-западном направлениях. Мнения о последствиях запрета разделились. В Росавиации уверяют, что большая часть рейсов и так шла в обход Украины, в Минтрансе признают, что подорожание билетов по ряду "чувствительных" направлений неизбежно. Впрочем, одно из главных транзитных направлений — Турция — и так может быть вскоре закрыто.
Вчера Госавиаслужба Украины направила уведомления в Росавиацию и МИД Украины, в которых уведомила о запрете транзитных рейсов авиакомпаний РФ через Украину с полуночи 26 ноября, сообщило Мининфраструктуры страны. В "Сибири" (S7) "Ъ" подтвердили получение уведомления, в "Аэрофлоте" это не комментировали. Теперь на Украину можно напрямую добраться лишь транзитным поездом ОАО РЖД Москва--Кишинев через Киев или поездами "Укрзализныцы".
О решении запретить авиатранзит для перевозчиков РФ вчера объявил украинский премьер Арсений Яценюк (подробнее см. "Онлайн"). Чиновник объяснил это отказом Москвы отменить запреты на полеты украинских компаний в Россию и на их транзит через ее воздушное пространство. Запрет на полеты в РФ введен с 25 октября как "зеркальный ответ" на аналогичные санкции Киева против российских перевозчиков, летавших в Крым. Транзит через небо РФ украинцам запретили в августе 2014 года в ответ на разрешительный спецрежим для "Аэрофлота" и "Трансаэро", летавших над Украиной в Болгарию, Израиль, Турцию, Египет и Грецию. Мининфраструктуры Украины заявило, что основным нарушением перевозчиков РФ считаются полеты в Крым.
В Росавиации вчера уверяли, что транзит "малоактуален", так как после катастрофы малазийского Boeing 777 над Донбассом в июле 2014 года "абсолютное большинство авиакомпаний РФ отказалось от транзита через Украину". Но статистика говорит об обратном. По данным "Ъ", в 2014 году российские перевозчики совершили 11,6 тыс. рейсов с посадкой и вылетом в аэропортах Украины, а с сентября по декабрь было 10,1 тыс. транзитных полетов (это 42% транзита через Украину). За девять месяцев этого года компании РФ совершили 30,4 тыс. транзитных полетов, заявили в Мининфраструктуры "Интерфаксу". Потери "Украэроруха" (управляет воздушным движением) оцениваются в ?25-30 млн в год. Заместитель главы Минтранса РФ Валерий Окулов вчера заявил, что "билеты станут дороже": "Чем длиннее будет маршрут, тем дороже перелет". Наиболее "чувствительные направления" — полеты в Кишинев и на Балканы.
В "Сибири" (S7) "Ъ" сообщили, что в зимнем расписании запрет затронет девять направлений из 130, разработаны альтернативные маршруты. Наибольшее увеличение времени — около часа, это рейсы из Москвы в Кишинев. "Аэрофлот" летал над Украиной из Москвы в Кишинев, Бухарест и черногорский Тиват. Вчера, по данным Flightradar24, через Украину рейс из Москвы в Ларнаку выполняла "Оренэйр" (входит в группу "Аэрофлот"). В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта цену облета Украины оценивают "в несколько десятков миллионов долларов".
По словам источника "Ъ", близкого к Мининфраструктуры, Киеву "понятна экономическая целесообразность восстановления авиаперевозок", но для этого "нужна политическая воля премьера". Вчера глава Мининфраструктуры Андрей Пивоварский заявил "РИА Новости", что в Киеве допускают и возможность переговоров с Москвой, если та не будет "ставить ультиматумы".
Источник "Ъ" в отрасли не исключает, что решение может быть увязано с позицией России по возможному закрытию полетов в Турцию: это и так лишает "Украэрорух" основного дохода от российского трафика, а закрытие остальных маршрутов уже не будет столь существенно. По мнению ведущего научного сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федора Борисова, если к лету авиасообщение с Турцией не будет ограничено, то потери "Укроаэроруха" и перевозчиков РФ будут некритичными, но ощутимыми.