Страховщики при оценке ущерба в ДТП не учитывали цену запчастей - «Финансы» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Страховщики при оценке ущерба в ДТП не учитывали цену запчастей - «Финансы»

11 дек 2015, 14:10
Финансы
145
0
Страховщики при оценке ущерба в ДТП не учитывали цену запчастей - «Финансы»

Такого мнения придерживаются независимые оценщики


Страховщики при оценке ущерба в ДТП не учитывали цену запчастей - «Финансы»

Инициатива, согласно которой со следующего года только страховщики будут иметь право оценивать ущерб при ДТП, вызвала недовольство со стороны как независимых оценочных компаний, так и автовладельцев. Они считают, что теперь страховщики будут значительно занижать стоимость ущерба при аварии. По мнению оценщиков, теперь страховые компании при оценке и вовсе перестанут учитывать стоимость некоторых запасных частей, каждая из которых может обойтись в 500 тыс. тенге. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.Один из ключевых аргументов Ассоциации страховщиков Казахстана о необходимости отстранения независимых оценщиков от процесса оценки – скрытый конфликт интересов между страховыми компаниями и независимыми оценщиками. «Были случаи, при которых можно было зафиксировать мошеннические схемы со стороны недобросовестных оценщиков, когда по договоренности со страхователем сумма ущерба необоснованно завышалась. Это приводило к необоснованному росту убытков страховщиков, поскольку они платили больше, чем по закону», - считают страховщики. Начальник отдела по оценке ущерба ТОО «Центр Оценки» Азамат Мустафин уверен, что новая инициатива приведет к недовольству со стороны застрахованных автовладельцев, попавших в ДТП. «Так как страховщики станут монополистами по оценке, они станут занижать сумму нанесенного ущерба при аварии, а, соответственно, и сумму возмещения. Им будет невыгодно выплачивать крупные суммы. Страховые компании всегда могут найти лазейки…» - поделился он в эксклюзивном интервью с Kapital.kz.Он пояснил, что, по его информации, независимые оценщики не принимали участия во внесении поправок в Закон РК «Об обязательном страховании ГПО владельцев транспортных средств», который отстраняет оценщиков от оценки при аварии. «По имеющейся на сегодня информации, этот документ формировала Ассоциация страховщиков РК, то есть непосредственно страховщики. В любом случае, они не писали эти поправки себе в убыток. В казахстанском законодательстве указано, что в случае несогласия автовладельца с суммой ущерба он может обратиться к страховому омбудсману либо в суд. Но если вдаваться в подробности, омбудсман не может полностью диктовать страховщикам (как им рассчитывать сумму ущерба при ДТП. – Ред.). Так, если, по мнению страховщика, омбудсман завысил размер ущерба, страховая компания также может подать в суд и на омбудсмана. Отмечу, что мы намерены обратиться в Алматинскую городскую палату оценщиков и Столичную палату оценщиков, Павлодарскую палату оценщиков, чтобы узнать, участвовали ли они в разработке этого закона. У нашей компании никаких комментариев не брали, как и у наших коллег из других оценочных компаний. Нам дали понять, что мы теряем свою работу», - сообщил Азамат Мустафин. Председатель казахстанского Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков также не поддерживает решение по отстранению независимых оценщиков от оценки ущерба при ДТП. «Произойдет явный конфликт интересов, страховщики будут стараться занижать сумму ущерба. Такой поворот для автовладельцев, попавших в аварию, будет крайне невыгодным. Считаю, что при текущей системе в Казахстане обязательная страховка (ГПО автовладельца. – Ред.) является своеобразным дополнительным налогом. У меня было несколько ситуаций, когда страховые комиссары при небольшом ДТП советовали договариваться пострадавшим при аварии сторонам, то есть самостоятельно разобраться в ситуации, не прибегая к помощи страховщиков. Это, по их словам, быстрее и дешевле. Зачастую реальной помощи от страховщиков ждать приходится очень долго, а если она придет, то бывает неэффективной», - считает он. Страховщики утверждают, что иногда сумма оценки ущерба независимых оценщиков в несколько раз могла превышать размер оценки страховщиков. «Цены на детали могут быть разные. Иногда оценки отличались кардинально, более чем на 100%. По данному проекту я работал с мажилисом и сенатом, и у нас есть материалы, когда оценка одного и того же имущества отличалась на 400%. И здесь понятно, что это были те самые договорные схемы между независимым оценщиком и автовладельцем», - отметил генеральный директор Ассоциации страховщиков Казахстана Павел Завалко.
Азамат Мустафин не исключает, что договорные мошеннические схемы на рынке между оценщиками и автовладельцами могли быть. «Но такими схемами мошенники вряд ли пользовались каждый день. Оценочным компаниям, которые имеют аккредитацию, лицензию, лицензированный штат сотрудников, невыгодно рисковать ради какой-то небольшой выгоды. В нашей практике мошенничества не было», - отметил он.Впрочем, как выяснилось, разница в оценке могла возникать не только за счет различной стоимости деталей на авто. Оценщики утверждают, что аффилированные оценщики страховых компаний при оценке ущерба в ДТП не считали многие запасные детали. «Они, можно сказать, закрывали на них глаза. Встречались случаи, когда при повреждении авто взрывались подушки безопасности. При этом, помимо затрат на покупку подушек, нужно учитывать, что менять придется все датчики, блок управления двигателем. Как правило, стоимость каждой из таких деталей для новых машин могла доходить до 500 тыс. тенге. Снаружи у авто могли быть незначительные повреждения, и страховая компания могла оценить только стоимость ремонта бампера в 200 тыс. тенге, фары и подушки безопасности. Повторюсь, что независимые оценщики оценивали также затраты на покупку дополнительных запчастей, которые необходимо было менять в обязательном порядке. Поэтому разница в оценке между страховщиками и оценщиками могла составлять даже 10 раз. Из-за этого постоянно возникали споры», - сообщил Азамат Мустафин.Оценщик уточняет, что при оценке ущерба нового авто независимые оценщики всегда опирались на тот факт, что авто находилось на гарантии. «Мы считали размер ущерба по стоимости гарантийного обслуживания, так как автовладелец оплачивал эту гарантию по новому авто. Страховые компании никогда не поддерживали эту инициативу, они всегда пытались урезать сумму ущерба», - отметил он.В Независимом автомобильном союзе уверены, что при отстранении оценщиков мошеннические схемы могут присутствовать на рынке и в дальнейшем. «Автовладельцы договориться могут с кем угодно - и с независимыми оценщиками, и со страховщиками, и с СТО», - считает Эдуард Эдоков. Ранее на встрече с журналистами управляющий директор Фонда гарантирования страховых выплат Марина Шиповалова заявила, что сценарий по занижению страховщиками размера ущерба исключен. Один из ее аргументов – Нацбанком будет разработан единый документ, на основе которого будут осуществляться страховые выплаты. «Раньше разница в оценке в 400% возникала, потому что не было единого документа, которым при расчете ущерба руководствовались бы оценщики и страховщики. Под эгидой страхового омбудсмана был подписан меморандум, которого придерживались страховщики, но не оценщики», - уточнила она. Между тем, по мнению Эдуарда Эдокова, этим же единым документом могли пользоваться и независимые оценщики, для этого не обязательно было лишать их доли рынка. «Зачем монополизировать рынок? Опыт показывает, что все, что делают наши чиновники, они делают чрезвычайно непрофессионально. Учитывая ситуацию в экономике и ситуацию с валютой, Нацбанк совсем уж не показатель профессионализма. И то, что Нацбанк разрабатывает какой-то единый документ для страховщиков, это еще не говорит, что на его основе рынок заработает правильно. Вполне возможно, что (в этом документе. – Ред.) опять возникнет какая-то закорюка, которая прибавит головной боли и автовладельцам, и страховщикам», - считает Эдуард Эдоков.Он поясняет, что страховщики в любом случае найдут причины, чтобы занизить размер ущерба при ДТП. «Они в этом заинтересованы. В любой методике, тем более при оценке ущерба, очень много нюансов. Мы ранее встречались с экс-страховым омбудсманом Виталием Веревкиным, на этих встречах озвучивались эти нюансы. Например, оригинальные запчасти, амортизация – на возникновение ДТП может повлиять совокупность факторов. На размер ущерба может повлиять и то, когда был произведен ремонт авто в последний раз. Соответственно, страховщики могут использовать любую методику и обосновать миллионами причин заниженный ущерб», - поделился мнением Эдуард Эдоков.
Ранее оценочные компании за счет оценки ущерба при ДТП имели ежемесячный гарантированный доход. При отстранении их от оценки ущерба при аварии их денежные потоки снизятся. «Например, по самым грубым подсчетам, наша компания ежемесячно обслуживает 50 клиентов, которым мы оцениваем ущерб при наступлении аварии. Средняя стоимость отчета об оценке составляет 15 тыс. тенге. Получается, что только наша компания потеряет около 750 тыс. тенге в месяц. Скорее всего, оценщики не пойдут на сокращение штата в связи с введением озвученной инициативы, потому что рынок оценки не держится только на оценке ущерба при ДТП. Например, наша компания в том числе занимается оценкой различного имущества, недвижимости. Тем более в рамках «Астана ЭКСПО-2017» у нас много работы по оценке активов разных строительных компаний», - уточнил Азамат Мустафин.
Независимые оценщики будут бороться за свои права. «В мае этого года в Павлодаре проводился семинар по оценке ущерба при ДТП, как раз там рассматривались поправки в Закон РК «Об обязательном страховании ГПО владельцев транспортных средств». И там было озвучено, что если этот закон все-таки вступит в силу, то Палата профессиональных оценщиков и непосредственно сами оценщики будут опротестовывать этот документ», - поделился Азамат Мустафин.

Такого мнения придерживаются независимые оценщики Инициатива, согласно которой со следующего года только страховщики будут иметь право оценивать ущерб при ДТП, вызвала недовольство со стороны как независимых оценочных компаний, так и автовладельцев. Они считают, что теперь страховщики будут значительно занижать стоимость ущерба при аварии. По мнению оценщиков, теперь страховые компании при оценке и вовсе перестанут учитывать стоимость некоторых запасных частей, каждая из которых может обойтись в 500 тыс. тенге. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.Один из ключевых аргументов Ассоциации страховщиков Казахстана о необходимости отстранения независимых оценщиков от процесса оценки – скрытый конфликт интересов между страховыми компаниями и независимыми оценщиками. «Были случаи, при которых можно было зафиксировать мошеннические схемы со стороны недобросовестных оценщиков, когда по договоренности со страхователем сумма ущерба необоснованно завышалась. Это приводило к необоснованному росту убытков страховщиков, поскольку они платили больше, чем по закону», - считают страховщики. Начальник отдела по оценке ущерба ТОО «Центр Оценки» Азамат Мустафин уверен, что новая инициатива приведет к недовольству со стороны застрахованных автовладельцев, попавших в ДТП. «Так как страховщики станут монополистами по оценке, они станут занижать сумму нанесенного ущерба при аварии, а, соответственно, и сумму возмещения. Им будет невыгодно выплачивать крупные суммы. Страховые компании всегда могут найти лазейки…» - поделился он в эксклюзивном интервью с Kapital.kz.Он пояснил, что, по его информации, независимые оценщики не принимали участия во внесении поправок в Закон РК «Об обязательном страховании ГПО владельцев транспортных средств», который отстраняет оценщиков от оценки при аварии. «По имеющейся на сегодня информации, этот документ формировала Ассоциация страховщиков РК, то есть непосредственно страховщики. В любом случае, они не писали эти поправки себе в убыток. В казахстанском законодательстве указано, что в случае несогласия автовладельца с суммой ущерба он может обратиться к страховому омбудсману либо в суд. Но если вдаваться в подробности, омбудсман не может полностью диктовать страховщикам (как им рассчитывать сумму ущерба при ДТП. – Ред.). Так, если, по мнению страховщика, омбудсман завысил размер ущерба, страховая компания также может подать в суд и на омбудсмана. Отмечу, что мы намерены обратиться в Алматинскую городскую палату оценщиков и Столичную палату оценщиков, Павлодарскую палату оценщиков, чтобы узнать, участвовали ли они в разработке этого закона. У нашей компании никаких комментариев не брали, как и у наших коллег из других оценочных компаний. Нам дали понять, что мы теряем свою работу», - сообщил Азамат Мустафин. Председатель казахстанского Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков также не поддерживает решение по отстранению независимых оценщиков от оценки ущерба при ДТП. «Произойдет явный конфликт интересов, страховщики будут стараться занижать сумму ущерба. Такой поворот для автовладельцев, попавших в аварию, будет крайне невыгодным. Считаю, что при текущей системе в Казахстане обязательная страховка (ГПО автовладельца. – Ред.) является своеобразным дополнительным налогом. У меня было несколько ситуаций, когда страховые комиссары при небольшом ДТП советовали договариваться пострадавшим при аварии сторонам, то есть самостоятельно разобраться в ситуации, не прибегая к помощи страховщиков. Это, по их словам, быстрее и дешевле. Зачастую реальной помощи от страховщиков ждать приходится очень долго, а если она придет, то бывает неэффективной», - считает он. Страховщики утверждают, что иногда сумма оценки ущерба независимых оценщиков в несколько раз могла превышать размер оценки страховщиков. «Цены на детали могут быть разные. Иногда оценки отличались кардинально, более чем на 100%. По данному проекту я работал с мажилисом и сенатом, и у нас есть материалы, когда оценка одного и того же имущества отличалась на 400%. И здесь понятно, что это были те самые договорные схемы между независимым оценщиком и автовладельцем», - отметил генеральный директор Ассоциации страховщиков Казахстана Павел Завалко. Азамат Мустафин не исключает, что договорные мошеннические схемы на рынке между оценщиками и автовладельцами могли быть. «Но такими схемами мошенники вряд ли пользовались каждый день. Оценочным компаниям, которые имеют аккредитацию, лицензию, лицензированный штат сотрудников, невыгодно рисковать ради какой-то небольшой выгоды. В нашей практике мошенничества не было», - отметил он.Впрочем, как выяснилось, разница в оценке могла возникать не только за счет различной стоимости деталей на авто. Оценщики утверждают, что аффилированные оценщики страховых компаний при оценке ущерба в ДТП не считали многие запасные детали. «Они, можно сказать, закрывали на них глаза. Встречались случаи, когда при повреждении авто взрывались подушки безопасности. При этом, помимо затрат на покупку подушек, нужно учитывать, что менять придется все датчики, блок управления двигателем. Как правило, стоимость каждой из таких деталей для новых машин могла доходить до 500 тыс. тенге. Снаружи у авто могли быть незначительные повреждения, и страховая компания могла оценить только стоимость ремонта бампера в 200 тыс. тенге, фары и подушки безопасности. Повторюсь, что независимые оценщики оценивали также затраты на покупку дополнительных запчастей, которые необходимо было менять в обязательном порядке. Поэтому разница в оценке между страховщиками и оценщиками могла составлять даже 10 раз. Из-за этого постоянно возникали споры», - сообщил Азамат Мустафин.Оценщик уточняет, что при оценке ущерба нового авто независимые оценщики всегда опирались на тот факт, что авто находилось на гарантии. «Мы считали размер ущерба по стоимости гарантийного обслуживания, так как автовладелец оплачивал эту гарантию по новому авто. Страховые компании никогда не поддерживали эту инициативу, они всегда пытались урезать сумму ущерба», - отметил он.В Независимом автомобильном союзе уверены, что при отстранении оценщиков мошеннические схемы могут присутствовать на рынке и в дальнейшем. «Автовладельцы договориться могут с кем угодно - и с независимыми оценщиками, и со страховщиками, и с СТО», - считает Эдуард Эдоков. Ранее на встрече с журналистами управляющий директор Фонда гарантирования страховых выплат Марина Шиповалова заявила, что сценарий по занижению страховщиками размера ущерба исключен. Один из ее аргументов – Нацбанком будет разработан единый документ, на основе которого будут осуществляться страховые выплаты. «Раньше разница в оценке в 400% возникала, потому что не было единого документа, которым при расчете ущерба руководствовались бы оценщики и страховщики. Под эгидой страхового омбудсмана был подписан меморандум, которого придерживались страховщики, но не оценщики», - уточнила она. Между тем, по мнению Эдуарда Эдокова, этим же единым документом могли пользоваться и независимые оценщики, для этого не обязательно было лишать их доли рынка. «Зачем монополизировать рынок? Опыт показывает, что все, что делают наши чиновники, они делают чрезвычайно непрофессионально. Учитывая ситуацию в экономике и ситуацию с валютой, Нацбанк совсем уж не показатель профессионализма. И то, что Нацбанк разрабатывает какой-то единый документ для страховщиков, это еще не говорит, что на его основе рынок заработает правильно. Вполне возможно, что (в этом документе. – Ред.) опять возникнет какая-то закорюка, которая прибавит головной боли и автовладельцам, и страховщикам», - считает Эдуард Эдоков.Он поясняет, что страховщики в любом случае найдут причины, чтобы занизить размер ущерба при ДТП. «Они в этом заинтересованы. В любой методике, тем более при оценке ущерба, очень много нюансов. Мы ранее встречались с экс-страховым омбудсманом Виталием Веревкиным, на этих встречах озвучивались эти нюансы. Например, оригинальные запчасти, амортизация – на возникновение ДТП может повлиять совокупность факторов. На размер ущерба может повлиять и то, когда был произведен ремонт авто в последний раз. Соответственно, страховщики могут использовать любую методику и обосновать миллионами причин заниженный ущерб», - поделился мнением Эдуард Эдоков. Ранее оценочные компании за счет оценки ущерба при ДТП имели ежемесячный гарантированный доход. При отстранении их от оценки ущерба при аварии их денежные потоки снизятся. «Например, по самым грубым подсчетам, наша компания ежемесячно обслуживает 50 клиентов, которым мы оцениваем ущерб при наступлении аварии. Средняя стоимость отчета об оценке составляет 15 тыс. тенге. Получается, что только наша компания потеряет около 750 тыс. тенге в месяц. Скорее всего, оценщики не пойдут на сокращение штата в связи с введением озвученной инициативы, потому что рынок оценки не держится только на оценке ущерба при ДТП. Например, наша компания в том числе занимается оценкой различного имущества, недвижимости. Тем более в рамках «Астана ЭКСПО-2017» у нас много работы по оценке активов разных строительных компаний», - уточнил Азамат Мустафин. Независимые оценщики будут бороться за свои права. «В мае этого года в Павлодаре проводился семинар по оценке ущерба при ДТП, как раз там рассматривались поправки в Закон РК «Об обязательном страховании ГПО владельцев транспортных средств». И там было озвучено, что если этот закон все-таки вступит в силу, то Палата профессиональных оценщиков и непосредственно сами оценщики будут опротестовывать этот документ», - поделился Азамат Мустафин.

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Top.Mail.Ru