VIP в переводе на рубли - «Финансы»
Банки поднимают для клиентов порог состоятельности
Состоятельные банковские VIP-клиенты в России начинают чувствовать последствия волатильности рубля. Отдельные игроки, измерявшие порог входа в рублях, существенно повышают количественную планку для вхождения в этот клиентский сегмент из-за удорожания валюты. Первым о таком шаге готовится объявить Газпромбанк: его новый VIP-клиентский минимум вырастет на 50%, с 10 млн до 15 млн руб. В будущем его примеру могут последовать и другие игроки, предупреждают эксперты.
О повышении входного порога для клиентов private banking в 2016 году Газпромбанк планирует объявить сегодня. Основная причина — ослабление рубля. "Мы всегда ориентировались на обслуживание клиентов с состоянием, превышающим $500 тыс. Именно эта аудитория является для нас целевой. Поскольку характерной чертой российских клиентов является стремление передавать свои активы не одному, а двум-трем финансовым организациям, мы минимальный порог для начала работы с новыми клиентами устанавливаем исходя из этого факта. Так как за пять лет, прошедших с момента установления порога в 10 млн руб., курс рубля к доллару существенно изменился, мы установили новый порог на уровне 15 млн руб., что в большей степени соответствует текущей ситуации на рынке",— пояснил "Ъ" первый вице-президент Газпромбанка Дмитрий Пешнев-Подольский. Изменение будет распространяться на новых клиентов. А их немало. По словам господина Пешнева-Подольского, число клиентов private banking растет ежегодно на 15-20%. "Наибольший вклад в ближайшие годы будет вносить дальнейшее развитие регионального бизнеса, в том числе выход в новые города, а также развитие услуг для клиентов private banking в дочерних банках группы ГПБ в Швейцарии и Люксембурге",— сказал он.
Как отмечают участники рынка, повышение рублевого входного порога — вынужденная мера: самые востребованные продукты — валютные.
"Важен не только входной порог, но и средний размер кошелька клиента. У нас большая часть активов — до 70% — валютные, поэтому величина среднего кошелька не упала, а скорее подросла и составляет более ?1,5 млн. Входной порог определен как ?500 тыс., его мы менять не намерены. Там, где величина порога и среднего кошелька привязана к рублю, вполне вероятны корректировки", — отмечает управляющий директор Friedrich Wilhelm Raiffeisen Светлана Григорян. Пока не пересматривает стоимость входного порога в "Сбербанк Первый": он по-прежнему составляет 8 млн руб. В группе ВТБ от комментариев отказались. По данным "Ъ", там входной порог выше 30 млн руб. и, по информации "Ъ", в ближайшее время таким и останется.
Впрочем, в случае дальнейшего заметного ослабления национальной валюты примеру Газпромбанка могут последовать и другие игроки, не исключают участники рынка. "Пересмотреть величину входа в рублях для клиентов private banking с большой долей вероятности придется тем банкам, которые ориентированы на предоставление продуктов в твердых валютах",— считает партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов. "Кризисные явления никто не отменял и в этом сегменте. Доходы от основного бизнеса, которые позволяют предлагать клиентам private banking высокие ставки и льготные условия, у многих падают, и им сложнее становится поддерживать это направление бизнеса. Продукты — большей частью депозиты — клиенты предпочитают размещать в валюте, и с ростом ее курса обслуживать их для банка становится все накладнее. В таких условиях очевидна задача банка — минимизировать издержки и работать с действительно крупными клиентами",— отмечает топ-менеджер российского банка из топ-30. Он также не исключил, что на фоне ослабления рубля пересмотреть тарифы за обслуживание или величину порога private banking могут и другие участники рынка.