Миллион за мелкий шрифт - «Финансы»
Штрафы за нарушения в рекламе финансовых услуг могут увеличить, определив их размер в зависимости от вида бизнеса – банковского, микрофинансового или страхового. Такое предложение выдвинула ФАС и поддержал Банк России.
Особая категория
Банк России и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддержали законопроект об ужесточении наказания за нарушения в сфере рекламы финансовых услуг. Проект (поправки в Кодекс об административных правонарушениях) разработан депутатом Виктором Климовым и касается рекламы услуг банков, микрофинансовых, страховых и других финансовых компаний. 11 февраля он был рассмотрен конституционным комитетом Госдумы.
Климов предлагает правонарушения в сфере рекламы финансовых услуг выделить в специальный состав. «Людей, заманивая льготными кредитами, банки и микрофинансовые организации [МФО] подсаживают на кредитную иглу. Это происходит повсеместно. Поэтому эта проблема требует особого внимания», – сказал РБК Климов.
Он настаивает на существенном увеличении размера штрафов. «По статистике ФАС, средний размер штрафа за 2013 год составил 113 тыс. руб. Эта сумма в сравнении с многомиллионными рекламными бюджетами банков выглядит смешно. Задача – сделать штрафные санкции более ощутимыми, чтобы снизить число правонарушений», – пояснил он.
Климов предлагает поднять минимальную планку штрафов с нынешних 100 тыс. до 300 тыс. руб., а максимальную – с 500 тыс. до 1 млн руб.
Начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина поддержала проект, при этом настаивая на том, что требуется разграничить размеры штрафов в зависимости от вида финансового бизнеса. Например, МФО многомиллионные штрафы, по ее мнению, могут грозить разорением. Зампред ЦБ Александр Торшин также поддержал законопроект.
Данный проект уже рассматривался конституционным комитетом Госдумы в январе этого года, но был отложен из-за позиции председателя комитета Владимира Плигина. Он сомневался в необходимости повышения штрафов для банков в нынешней экономической ситуации. «Законопроект был внесен осенью прошлого года, и ситуация была иной. Теперь высокие штрафы лишь повредят кредитным организациям», – высказывал ранее свои опасения Плигин.
Одних штрафов мало
По данным ФАС, нарушения, связанные с рекламой финансовых услуг, составляют около четверти всех нарушений в сфере рекламы. Так, финансовые компании вводят в заблуждение своих потенциальных клиентов за счет того, что прописывают условия по своим продуктам мелким шрифтом. Например, в ноябре прошлого года ФАС оштрафовала на 100 тыс. руб. Связь-банк за то, что тот указывал неполную информацию по вкладам «Чемпион» и «Чемпион Плюс», а в итоге эффективная процентная ставка по вкладу в отделении была ниже, чем указанная в рекламе. ХКФ Банк антимонопольное ведомство также оштрафовало на 100 тыс. руб. за распространение СМС-рекламы финансовых услуг без согласия абонента на ее получение.
Руководитель группы финансовой практики «Пепеляев Групп» Лидия Горшкова считает, что бороться с недобросовестной рекламой необходимо, но лишь увеличение штрафов не панацея. «Увеличение штрафов сможет снизить число нарушений, но искоренить их полностью не сможет. Для этого нужен комплекс мер. В частности, более точно определить, что именно является ненадлежащей рекламой», – пояснила она.
В свою очередь, главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов повышение штрафов не приветствует. «Наша оценка данного законопроекта скорее негативная, – говорит он. – Фактически увеличение штрафа – это полумера, которая повлечет только раскачивание финансового рынка в целом и рынка МФО в частности». На взгляд Бахвалова, без четкого определения критериев допустимости рекламы, ее содержания и методов распространения данная норма не может считаться логически завершенной. Это требует дополнительного изменения закона «О рекламе».
В эффективности проекта сомневается также глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина. Она, как и Лидия Горшкова, считает, что надо сначала разобраться с понятием недобросовестной рекламы. К тому же надо понять, как именно финансовые организации вводят потребителя в заблуждение, а уже затем вводить меры наказания. «Точно так же и магазины можно штрафовать за недобросовестную рекламу, когда они заманивают покупателей скидкой в 50%. Простое увеличение штрафов ляжет на плечи клиентов, увеличит стоимость кредитов и снизит стоимость депозитов», – заключила Наталья Бурыкина.