Финансовые преференции - «Финансы»
Заемщики выбирают знакомых и банки
Несмотря на существенное ужесточение регулятивных требований к кредитованию банками физлиц, прогнозировавшиеся банкирами риски их перетока в небанковские финансовые организации (НФО: микрофинансовые компании, потребительские кооперативы и ломбарды), так и не реализовались. Как свидетельствуют данные опубликованного вчера ЦБ индекса финансовой доступности, объемы кредитования граждан в этих сегментах несопоставимы. Услугами банков, несмотря ни на что, по-прежнему пользуется подавляющее большинство заемщиков. Впрочем, если брать население в целом, занимать граждане все же предпочитают у знакомых и родственников.
В опубликованном вчера на сайте ЦБ наборе индикаторов финансовой доступности суммированы данные отчетности банков, предоставляемой в ЦБ, и соцопросов. Как из них следует, общий объем кредитов, предоставленный физлицам в банках за десять месяцев 2015 года, составил 8,63 трлн руб. НФО выдали кредитов на 379 млрд руб., в том числе микрофинансовые организации — 105 млрд руб., ломбарды — 215 млрд руб., кредитные кооперативы — 59 млрд руб. Таким образом, глобального перетока клиентов в НФО, вопреки опасениям банкиров на фоне ужесточения регулирования потребкредитования со стороны ЦБ, так и не произошло. И говорить о конкуренции между банковским и небанковским сегментами кредитования фактически не приходится. Речь, пожалуй, можно вести лишь о конкуренции внутри сегмента МФО: судя по статистике ЦБ, пока ее выигрывают ломбарды.
Действия регулятора по охлаждению рынка необеспеченного банковского розничного кредитования начиная с 2013 года, в частности, по неоднократному повышению коэффициентов риска по дорогим кредитам и норм резервирования по ссудам без обеспечения, наложились на общеэкономический кризис, что снизило шансы НФО на перехват клиентов, указывают участники рынка. Во-первых, у НФО изначально более скромные возможности фондирования, чем у банков. "У банков есть возможность заимствовать у ЦБ, неограниченно привлекать вклады, имеется дополнительная поддержка благодаря системе страхования депозитов. НФО таких возможностей не имеют, основное финансирование у них — от собственников или тех же банков (которые в кризис практически перестали кредитовать, например, те же микрофинансовые организации.— "Ъ")",— говорит управляющий директор "Эксперт РА" Станислав Волков.
Кроме того, в кризис увеличилось значение и такого показателя, как стоимость займа или кредита для заемщика. Как отмечает зампред правления Азиатско-Тихоокеанского банка Вячеслав Андрюшкин, займы НФО обходятся заемщикам в сравнении с банковскими кредитами дороже, суммы, которыми оперируют НФО в пределах одного займа,— заметно меньше: десятки вместо потенциальных сотен тысяч рублей в банках. Не стоит забывать и об уровне сервиса, который в банках выше, указывают банкиры. В результате, как показывает проведенный ЦБ опрос, недоверие к банкам испытывают 24% опрошенных, микрофинансовым организациям — 40,4%, КПК не доверяют 34,4% , ломбардам — 32,6%.
Что касается конкуренции между разными типами НФО, выигрыш ломбардов довольно очевиден. "При выборе кредитора большинство заемщиков консервативны: они обращаются к тому, кого лучше знают. Отчасти потому результаты ломбардов выше других НФО",— поясняет господин Волков. В обозримом будущем, по оценке главного исполнительного директора микрофинансовой организации "Домашние деньги" Андрея Бахвалова, ситуация вряд ли изменится: "Рост объемов кредитования в нашем сегменте в 2015 году мы оцениваем в 20%, и это хороший результат. Но даже достигнув максимальных значений, а совокупный потенциал рынка микрокредитования — около 350 млрд руб. в год, он будет несопоставим с объемами банковского кредитования". Впрочем, банкирам радоваться нечему. По опросу ЦБ, в кризис для экстренного получения средств их услугами воспользуется всего лишь 10,1% опрошенных. Занимать большинство граждан (64,1%) предпочитают у друзей или родственников.