Финансовые преференции - «Финансы» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Финансовые преференции - «Финансы»

21 янв 2016, 04:00
Финансы
147
0
Финансовые преференции - «Финансы»

Заемщики выбирают знакомых и банки

Несмотря на существенное ужесточение регулятивных требований к кредитованию банками физлиц, прогнозировавшиеся банкирами риски их перетока в небанковские финансовые организации (НФО: микрофинансовые компании, потребительские кооперативы и ломбарды), так и не реализовались. Как свидетельствуют данные опубликованного вчера ЦБ индекса финансовой доступности, объемы кредитования граждан в этих сегментах несопоставимы. Услугами банков, несмотря ни на что, по-прежнему пользуется подавляющее большинство заемщиков. Впрочем, если брать население в целом, занимать граждане все же предпочитают у знакомых и родственников.


В опубликованном вчера на сайте ЦБ наборе индикаторов финансовой доступности суммированы данные отчетности банков, предоставляемой в ЦБ, и соцопросов. Как из них следует, общий объем кредитов, предоставленный физлицам в банках за десять месяцев 2015 года, составил 8,63 трлн руб. НФО выдали кредитов на 379 млрд руб., в том числе микрофинансовые организации — 105 млрд руб., ломбарды — 215 млрд руб., кредитные кооперативы — 59 млрд руб. Таким образом, глобального перетока клиентов в НФО, вопреки опасениям банкиров на фоне ужесточения регулирования потребкредитования со стороны ЦБ, так и не произошло. И говорить о конкуренции между банковским и небанковским сегментами кредитования фактически не приходится. Речь, пожалуй, можно вести лишь о конкуренции внутри сегмента МФО: судя по статистике ЦБ, пока ее выигрывают ломбарды.

Действия регулятора по охлаждению рынка необеспеченного банковского розничного кредитования начиная с 2013 года, в частности, по неоднократному повышению коэффициентов риска по дорогим кредитам и норм резервирования по ссудам без обеспечения, наложились на общеэкономический кризис, что снизило шансы НФО на перехват клиентов, указывают участники рынка. Во-первых, у НФО изначально более скромные возможности фондирования, чем у банков. "У банков есть возможность заимствовать у ЦБ, неограниченно привлекать вклады, имеется дополнительная поддержка благодаря системе страхования депозитов. НФО таких возможностей не имеют, основное финансирование у них — от собственников или тех же банков (которые в кризис практически перестали кредитовать, например, те же микрофинансовые организации.— "Ъ")",— говорит управляющий директор "Эксперт РА" Станислав Волков.

Кроме того, в кризис увеличилось значение и такого показателя, как стоимость займа или кредита для заемщика. Как отмечает зампред правления Азиатско-Тихоокеанского банка Вячеслав Андрюшкин, займы НФО обходятся заемщикам в сравнении с банковскими кредитами дороже, суммы, которыми оперируют НФО в пределах одного займа,— заметно меньше: десятки вместо потенциальных сотен тысяч рублей в банках. Не стоит забывать и об уровне сервиса, который в банках выше, указывают банкиры. В результате, как показывает проведенный ЦБ опрос, недоверие к банкам испытывают 24% опрошенных, микрофинансовым организациям — 40,4%, КПК не доверяют 34,4% , ломбардам — 32,6%.

Что касается конкуренции между разными типами НФО, выигрыш ломбардов довольно очевиден. "При выборе кредитора большинство заемщиков консервативны: они обращаются к тому, кого лучше знают. Отчасти потому результаты ломбардов выше других НФО",— поясняет господин Волков. В обозримом будущем, по оценке главного исполнительного директора микрофинансовой организации "Домашние деньги" Андрея Бахвалова, ситуация вряд ли изменится: "Рост объемов кредитования в нашем сегменте в 2015 году мы оцениваем в 20%, и это хороший результат. Но даже достигнув максимальных значений, а совокупный потенциал рынка микрокредитования — около 350 млрд руб. в год, он будет несопоставим с объемами банковского кредитования". Впрочем, банкирам радоваться нечему. По опросу ЦБ, в кризис для экстренного получения средств их услугами воспользуется всего лишь 10,1% опрошенных. Занимать большинство граждан (64,1%) предпочитают у друзей или родственников.

Павел Аксенов


Заемщики выбирают знакомых и банки Несмотря на существенное ужесточение регулятивных требований к кредитованию банками физлиц, прогнозировавшиеся банкирами риски их перетока в небанковские финансовые организации (НФО: микрофинансовые компании, потребительские кооперативы и ломбарды), так и не реализовались. Как свидетельствуют данные опубликованного вчера ЦБ индекса финансовой доступности, объемы кредитования граждан в этих сегментах несопоставимы. Услугами банков, несмотря ни на что, по-прежнему пользуется подавляющее большинство заемщиков. Впрочем, если брать население в целом, занимать граждане все же предпочитают у знакомых и родственников. В опубликованном вчера на сайте ЦБ наборе индикаторов финансовой доступности суммированы данные отчетности банков, предоставляемой в ЦБ, и соцопросов. Как из них следует, общий объем кредитов, предоставленный физлицам в банках за десять месяцев 2015 года, составил 8,63 трлн руб. НФО выдали кредитов на 379 млрд руб., в том числе микрофинансовые организации — 105 млрд руб., ломбарды — 215 млрд руб., кредитные кооперативы — 59 млрд руб. Таким образом, глобального перетока клиентов в НФО, вопреки опасениям банкиров на фоне ужесточения регулирования потребкредитования со стороны ЦБ, так и не произошло. И говорить о конкуренции между банковским и небанковским сегментами кредитования фактически не приходится. Речь, пожалуй, можно вести лишь о конкуренции внутри сегмента МФО: судя по статистике ЦБ, пока ее выигрывают ломбарды. Действия регулятора по охлаждению рынка необеспеченного банковского розничного кредитования начиная с 2013 года, в частности, по неоднократному повышению коэффициентов риска по дорогим кредитам и норм резервирования по ссудам без обеспечения, наложились на общеэкономический кризис, что снизило шансы НФО на перехват клиентов, указывают участники рынка. Во-первых, у НФО изначально более скромные возможности фондирования, чем у банков. "У банков есть возможность заимствовать у ЦБ, неограниченно привлекать вклады, имеется дополнительная поддержка благодаря системе страхования депозитов. НФО таких возможностей не имеют, основное финансирование у них — от собственников или тех же банков (которые в кризис практически перестали кредитовать, например, те же микрофинансовые организации.— "Ъ")",— говорит управляющий директор "Эксперт РА" Станислав Волков. Кроме того, в кризис увеличилось значение и такого показателя, как стоимость займа или кредита для заемщика. Как отмечает зампред правления Азиатско-Тихоокеанского банка Вячеслав Андрюшкин, займы НФО обходятся заемщикам в сравнении с банковскими кредитами дороже, суммы, которыми оперируют НФО в пределах одного займа,— заметно меньше: десятки вместо потенциальных сотен тысяч рублей в банках. Не стоит забывать и об уровне сервиса, который в банках выше, указывают банкиры. В результате, как показывает проведенный ЦБ опрос, недоверие к банкам испытывают 24% опрошенных, микрофинансовым организациям — 40,4%, КПК не доверяют 34,4% , ломбардам — 32,6%. Что касается конкуренции между разными типами НФО, выигрыш ломбардов довольно очевиден. "При выборе кредитора большинство заемщиков консервативны: они обращаются к тому, кого лучше знают. Отчасти потому результаты ломбардов выше других НФО",— поясняет господин Волков. В обозримом будущем, по оценке главного исполнительного директора микрофинансовой организации "Домашние деньги" Андрея Бахвалова, ситуация вряд ли изменится: "Рост объемов кредитования в нашем сегменте в 2015 году мы оцениваем в 20%, и это хороший результат. Но даже достигнув максимальных значений, а совокупный потенциал рынка микрокредитования — около 350 млрд руб. в год, он будет несопоставим с объемами банковского кредитования". Впрочем, банкирам радоваться нечему. По опросу ЦБ, в кризис для экстренного получения средств их услугами воспользуется всего лишь 10,1% опрошенных. Занимать большинство граждан (64,1%) предпочитают у друзей или родственников. Павел Аксенов

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика