«С Западом больше не будет “бизнеса как обычно”» - «Финансы»
Глава МИД РФ Сергей Лавров подвел внешнеполитические итоги 2015 года
Страсти по периметру
Каких стран, негосударственных субъектов и международных процессов опасаться России в наступившем году
Сегодня состоялась традиционная пресс-конференция министра иностранных дел России Сергея Лаврова по итогам прошедшего года. На нее аккредитовалось более 420 российских и зарубежных журналистов. Открывая пресс-конференцию, министр Лавров признал: «Год был сложным». «Финансы и Банки» приводит его самые яркие цитаты о внешней политике РФ и ситуации в мире.
Об отношениях с Западом
«Пока мы отмечаем продолжение весьма неконструктивной и опасной линии в отношении России, включая укрепление военного потенциала НАТО вблизи наших границ, создание европейского и азиатского сегментов глобальной ПРО США, к работе над которой подтягиваются и европейские страны, и страны Северо-Восточной Азии».
«Продолжается инерция попыток сдерживать Россию, хотя эта линия давно должна была быть сдана в архив истории. Продолжаются попытки извлекать односторонние выгоды и даже наказывать нас за самостоятельную внешнюю политику. Конечно же, мы учитываем и будем учитывать это в наших действиях, это не наш выбор».
«Наши западные коллеги иногда говорят, что с Россией больше “бизнеса как обычно” не будет, и я убежден, что это именно так. В этом мы сходимся с ними. Больше не будет “бизнеса как обычно”, когда нам пытались навязывать договоренности, которые учитывают прежде всего интересы либо Евросоюза, либо США, и убеждали, что это не нанесет ущерба нашим интересам. Эта история закончена».
О Евросоюзе и НАТО
«Мы не заинтересованы в том, чтобы ЕС ослабевал, чтобы в нем появлялись тем более какие-то трещины, чтобы он раскалывался. Мы заинтересованы в едином, сильном ЕС, с которым комфортно работать и в экономике, и по всем другим вопросам, но мы не можем не видеть происходящего».
«Кто определяет блоковую дисциплину (в НАТО.— «Финансы и Банки»)... Наш президент совсем недавно сказал, что проблема не в том, что это натовские идеи, натовские попытки навязывать всем свою волю. Европа — член НАТО. Проблема в том, что решения в НАТО принимают Соединенные Штаты, а Европа просто “берет под козырек”».
«Мы открыты для поступательного развития сотрудничества с ними (США и ЕС.— «Финансы и Банки»), но только на равноправной, взаимовыгодной основе при невмешательстве во внутренние дела друг друга, при уважении принципиальных интересов каждой стороны».
Об информационных войнах
«Продолжались (в 2015 году.— «Финансы и Банки») интенсивные медийные кампании (против РФ.— «Финансы и Банки»). В ряде случаев происходили информационные войны, в рамках которых были попытки не допустить распространение альтернативной информации...»
О докладе британского суда по делу Александра Литвиненко
«Судья (Роберт.— «Финансы и Банки») Оуэн, зачитывая свои заключения, не сделал ни одного обвинения, которое не сопровождалось бы словами “возможно”, “вероятно”. Он даже сказал, что дело основано на “веских косвенных доказательствах”... Все выводы основаны на каких-то показаниях селективно подобранных свидетелей, лиц необъективных, либо на засекреченных показаниях».
«Спектакль вокруг “дела Литвиненко” наши отношения (между Россией и Великобританией.— «Финансы и Банки») очень серьезно осложнит. Причем отношения осложнятся без всяких “возможно”, “вероятно”, “может быть”. Они точно осложнятся».
Об информации об изнасиловании мигрантами в Берлине русской девочки
«Надеемся, что не будет (больше.— «Финансы и Банки») случаев, как с нашей девочкой Лизой в Германии, мы работаем с адвокатом ее семьи. Ясно, что девочка совершенно недобровольно исчезала на 30 часов. Я думаю, что здесь должны торжествовать правда и справедливость. Надеюсь, что эти миграционные проблемы не будут вести к попытке политкорректно залакировать действительность в каких-то внутриполитических целях, это было бы неправильно».
Об экономическом кризисе
«Ситуация в мировой экономике оставалась нестабильной. Это почувствовали все страны, включая Россию... На этом фоне мы наблюдали попытки обеспечить свои интересы за счет других, создать замкнутые экономические союзы».
О «Северном потоке-2»
«Мы не могли ждать перемены настроения в Брюсселе в отношении “Южного потока” и стали искать альтернативу, потому что Европе нужен российский газ. Украинский транзит ненадежен, вы в этом можете убеждаться ежедневно, каждый день какие-то заявления делают наши украинские соседи: то, что они в десять раз повысят цену на транзит, хотя цена обозначена в контракте, ну и так далее».
«“Северный поток-2” — это экономический, коммерческий проект, он выгоден Германии и всей Европе, выгоден России. То, что пытаются этот проект подвергать идеологической критике и призывать не сотрудничать с Россией, потому что это будет во вред Украине,— это попытки наши отношения затруднить, осложнить со стороны».
О минских соглашениях по Донбассу
«Далеко не все договоренности были выполнены. Прежде всего (не были выполнены.— «Финансы и Банки») те, которые касаются обязательств Киева по налаживанию диалога. Задачи остаются неизменными. Все они закреплены в минских документах. Мы будем требовать их неукоснительного исполнения в соответствии с дополнительными договоренностями и усилиями, предпринятыми лидерами “нормандского формата”... Мы привержены исключительно мирному урегулированию, мы будем способствовать, чтобы украинцы восстановили национальное согласие».
«Украинские власти пытаются эти минские соглашения защищать не путем их последовательной и честной реализации, а путем подыгрывания радикалам, которые пытаются эти соглашения либо оспорить, либо извращенно, недобросовестно интерпретировать».
«То, что западные санкции (против РФ.— «Финансы и Банки») продлеваются, воспринимается Киевом как согласие Запада с тем, что Киев минские договоренности не выполняет».
О словах премьера Украины Арсения Яценюка, что изменения конституции страны должны быть одобрены на референдуме
«Мне это сложно комментировать, потому что “Минск-2” подписал и одобрил президент Петр Порошенко... За внешнюю политику все-таки отвечает президент, а если ориентироваться на высказывания господина Яценюка, то он много чего говорит... Он даже стращал Европу тем, что следующей после украинской агрессии будет нападение на Германию и Францию — это было год назад, не знаю, помните или нет. Вообще, немножко странно — он был таким неплохим министром и какое-то время министром иностранных дел был, и мне казалось, разумный человек, вникал в аргументы, действовал адекватно. Очевидно, попал под дурное влияние».
Об отношениях с Грузией
«Грузинский народ не должен расплачиваться разрывом связей со своими российскими соседями. Расплачиваться этим за преступные ошибки Саакашвили (экс-президент Грузии Михаил Саакашвили.— «Финансы и Банки») — это несправедливо. Не мы разрывали дипломатические отношения. Мы поступили в полном соответствии с нормами международного права. У нас не было другого варианта, кроме как признать их (Абхазии и Южной Осетии.— «Финансы и Банки») независимость, чтобы обеспечить их безопасность».
«Михаил Саакашвили вообще знаменит провокациями, которые делаются часто по его собственной инициативе, но также и по заказу».
«Двусторонние отношения выходят из глубокой заморозки... К нашему общему удовлетворению возобновилась торговля напитками, продовольственными товарами, идут переговоры по линии “Газпрома”. Это прагматический процесс, отвечающий интересам обеих сторон... Мы делаем все, чтобы облегчить гуманитарные связи... Готовы пойти в перспективе на безвизовый режим, но это будет странно в период, когда у нас нет дипотношений, которые разрывали не мы».
«Я, кстати, открыт к контактам со своим грузинским коллегой. Уверен, что и другие контакты возможны. Президент (Владимир Путин, президент РФ.— «Финансы и Банки»), когда его спросили об этом, отнюдь не исключал такой возможности».
Об угрозе терроризма
«Продолжалось и усугублялось (в 2015 году.— «Финансы и Банки») множество конфликтных ситуаций — Сирия, Ирак, Йемен, Украина, в Африке много государств... Все это происходило на фоне беспрецедентного усиления террористической угрозы. Все мы были свидетелями жутких терактов против граждан России и других стран. Терактов, которые провоцировали массовый исход населения, в том числе на территорию Евросоюза».
«Только военным путем терроризм победить невозможно, необходимо сочетать вооруженные действия с политическими действиями по урегулированию конфликтов, с мерами по недопущению использования террористами экономической инфраструктуры, которую они захватывают наподобие того, как это сделало ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация “Исламское государство”.— «Финансы и Банки») в Ираке и Сирии и поставляет контрабандную нефть и прочие контрабандные товары в Турцию для реализации... Важно противодействовать экстремистской идеологии».
Об усилиях России по борьбе с терроризмом
«Действия российских ВКС помогли переломить ситуацию в Сирии. Они помогли обеспечить сужение контролируемого террористами пространства. Прояснилась картина, кто борется с террористами, а кто является их пособником и пытается их использовать в своих эгоистических целях».
«Россия стремилась действовать активно, как постоянный член Совета Безопасности ООН. Мы действовали не только отстаивая национальные интересы, но и реализуя свою ответственность за положение дел в мире. Наше активное участие в антитеррористической борьбе способствовало принятию целого ряда важных резолюций Совета Безопасности ООН, направленных на пресечение финансирования терроризма, на пресечение феномена иностранных террористов-боевиков. Мы добиваемся добросовестного их выполнения и честных подробных отчетов секретариата ООН о том, как и кто выполняет свои обязательства по этим важнейших документам».
Об урегулировании сирийского кризиса
«Мы активнейшим образом способствовали формированию международной группы поддержки Сирии и запуску так называемого венского процесса. Нахождение развязок самых сложных проблем возможно лишь при уважении международного права».
«Когда пытаются эту борьбу (с терроризмом.— «Финансы и Банки»), коллективность этой борьбы обуславливать не относящимися к делу вещами типа “вот вы согласитесь на смену режима, например в Сирии, и тогда начнем бороться с терроризмом по-настоящему коллективно и координировать свои действия”, это уже, я считаю, большая ошибка тех политиков, которые такую позицию занимают».
О судьбе президента Сирии Башара Асада
«В Москве (20 октября 2015 года.— «Финансы и Банки») мы договорились о том, что президент Асад в ходе политического процесса, для участия в котором он готов направить делегацию, будет готов рассматривать политические реформы, реформы, которые в конечном итоге были заложены в решениях Венской группы и в резолюции Совета Безопасности 2254... Ни о каком политическом убежище (в России для Башара Асада.— «Финансы и Банки») никто не просил, никто ничего подобного не предлагал».
О курдах
«Курды — эффективный отряд в борьбе с так называемым “Исламским государством”... Мы слышим в последнее время сомнения отдельных, даже я бы сказал, одного члена международной группы поддержки Сирии в отношении того, приглашать ли сирийских курдов, а именно Партию демократического союза. Исхожу из того, что без этой партии, без этого участника переговоры не могут принести результата, которого мы хотим, а именно окончательного политического урегулирования в Сирии».
«С самого начала появления этой террористической угрозы (со стороны ИГ.— «Финансы и Банки») мы учитывали потребности курдов в поставках наших вооружений в Ирак. Но эти поставки осуществлялись через центральное правительство, через Багдад. Мы в полной мере уважаем суверенитет и территориальную целостность Ирака».
О ядерной проблеме КНДР
«Задача не в том, чтобы не было ядерного оружия у КНДР. А чтобы ни у кого на полуострове не было ядерного оружия — ни у Пхеньяна, ни у Сеула, ни у США. США не должны завозить элементы ядерного арсенала на Корейский полуостров».
«Сейчас мы консультируемся и с американцами, и с нашими китайскими друзьями, с представителями Республики Корея, Японии по поводу того, что это было (об информации про испытание Пхеньяном водородной бомбы 6 января.— «Финансы и Банки»). Мы не уверены, что это было испытание водородной бомбы. Если бы это было так, это бы означало среди прочего, что резолюции Совета Безопасности, которые ввели жесткие ограничения на поставку в КНДР любых материалов, касающихся ядерной программы, неэффективны».
«Мы слышали о предложении Южной Кореи, чтобы сначала собраться в формате “шесть минус один”, то есть без Северной Кореи. Я не думаю, что это хорошая идея, потому что это опять будет означать, что кого-то пытаются изолировать».
Подготовил Павел Тарасенко