Минфин вернет краткосрочные облигации на рынок - «Финансы»
Минфин в следующем году может вернуться к выпуску государственных краткосрочных облигаций (ГКО). С их помощью он будет закрывать кассовые разрывы бюджета, которые могут возникнуть из-за снижения нефтяных доходов. Именно ГКО стали причиной дефолта и обвальной девальвации в августе 1998 года
Инструмент на разрыв
В понедельник, 24 ноября, замминистра финансов Татьяна Нестеренко на заседании бюджетного комитета Совета Федерации сообщила, что в 2015 году Минфин может вернуться к размещению ГКО.
С этого года мы создаем РЕПО – размещение средств бюджета даже на одну ночь. И, наверное, будем опять восстанавливать при необходимости инструмент ГКО, потому что, когда ты на один день можешь размещать, нужно иметь возможность на очень короткое время занимать», – цитирует Нестеренко Интерфакс. Она подчеркнула, что ГКО будут использоваться не для покрытия дефицита бюджета, а именно как инструмент краткосрочного привлечения ресурсов для покрытия кассовых разрывов.
Заявлению Нестеренко предшествовало выступление министра финансов Антона Силуанова. В четверг он сказал, что на счетах федерального бюджета в казначействе в следующем году может не быть свободных остатков как в валюте, так и в рублях, которые можно было бы разместить на депозитных аукционах. «Вы же понимаете, какая будет ситуация в следующем году с доходами, поэтому остатков может и не быть», – объяснил министр.
Как рассказала РБК пресс-секретарь Минфина Светлана Никитина, инструмент ГКО нужен исключительно для управления ликвидностью: «Он может понадобиться казначейству два-три раза в году, в дни, на которые приходятся очень большие разовые выплаты и для которых приходится держать в районе 600 млрд руб. на счете федерального бюджета всегда».
Инструмент с историей
ГКО хорошо известны российскому финансовому рынку. Минфин начал эмитировать ГКО с 1993 года, бумаги выпускались на срок 3 и 6 месяцев и очень быстро погашались. Часть средств, которые Минфин получал от этих ценных бумаг, направлялась на покрытие дефицита бюджета. Но поскольку доходы бюджета не обеспечивали погашения прежних выпусков, Минфину приходилось эмитировать новые бумаги еще в большем объеме, таким образом росла пирамида ГКО. К 1998 году ГКО покрывали практически весь дефицит российского бюджета. 17 августа правительство отказалось платить по этим обязательствам, объявив технический дефолт. Так случился кризис 1998 года.
По мнению экспертов, новая пирамида ГКО России не грозит. «ГКО отличается от ОФЗ только длиной размещения. Весь мир использует данный инструмент для закрытия кассовых разрывов, – сказала РБК зампред Сбербанка Белла Златкис. – В какие-то периоды у Минфина есть лишняя ликвидность, которую он размещает на рынке, иногда на две недели, иногда на более длинный срок. Но одновременно у него бывают периоды, когда ему не хватает денег для финансирования». По ее словам, если в следующем году будут неровное исполнение бюджета и кассовые разрывы, то это очень правильный интрумент, чтобы закрыть их.
С ней соглашается главный экономист БКС Владимир Тихомиров: «Из-за низких цен на нефть бюджет может недополучать какую-то часть доходов и правительство готовит новые инструменты для их восполнения. Если раньше для пополнения бюджета использовался резервный фонд или внешние заимствования, то теперь с внешними заимствованиями возникает проблема, связанная с геополитикой, а резервный фонд, видимо, правительство хочет пока сохранить».
По мнению банковского аналитика БКС Юлии Сафарбаковой, ГКО будет интересна рынку в зависимости от доходности: «Идея предложить короткий инструмент для инвестирования выглядит вполне логичной в условиях когда доступ к фондированию ограничен». По ее словам, ГКО могут быть интересны банкам и управляющим компаниям. Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян согласен: инструмент интересный, главное, чтобы ставки не были слишком высокими, как это было в 1998 году.