Игра в рублевые ворота - «Финансы»
Подготовка к чемпионату мира по футболу уперлась в девальвацию
18.02.2016, 00:00
Девальвация рубля обернулась серьезными проблемами для подрядчиков, которые занимаются строительством новых стадионов к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Вынужденные корректировать сметы в пользу отечественных материалов застройщики не могут заменить все комплектующие, а значит, рискуют построить объекты себе в убыток. Два года назад аналогичная ситуация с сочинскими объектами к Олимпиаде уже привела к уходу с рынка двух крупных компаний — НПО «Мостовик» и «Инжтрансстроя». Но теперь думать о будущем придется и регионам, где построенная инфраструктура может оказаться невостребованной.
Почти через полтора года, а именно летом 2017-го, в России должны состояться футбольные матчи Кубка конфедераций. Фактически это репетиция мирового чемпионата мира, который запланирован на 2018 год. По предварительному плану принимать первый турнир должны четыре площадки — московский стадион «Открытие Арена», сочинский «Фишт», «Казань Арена» и петербургский «Зенит» (работы на последнем из них все еще далеки от завершения). Спустя полгода после проведения матчей в рамках Кубка конфедераций в эксплуатацию должны быть сданы новые стадионы в Калининграде, Саранске, Самаре, Нижнем Новгороде, Волгограде и отреставрированная арена в Екатеринбурге. На большинстве из этих объектов работы только начались, поскольку застройщики согласовали сметы лишь осенью прошлого года. И уже столкнулись с первыми неприятными сюрпризами.
Распоряжение правительства о назначении подрядчиков по возведению стадионов было опубликовано на сайте Минспорта в апреле 2014 года. Документ определил, что строительством в Нижнем Новгороде и Волгограде займется «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, в Самаре и Саранске — производственно-строительное объединение (ПСО) «Казань» Равиля Зиганшина, в Калининграде и Ростове-на-Дону — Crocus Group Араса и Эмина Агаларовых. Реконструкция арены в Екатеринбурге была передана компании «Синара-девелопмент» Дмитрия Пумпянского. В сентябре того же года был выбран и подрядчик для реконструкции сочинского «Фишта», им стало строительно-монтажное управление (СМУ) «Краснодар», подконтрольное экс-чиновнику краснодарской администрации Юрию Клещенко. Другие входящие в программу ЧМ-2018 объекты — «Открытие Арена», «Лужники» и «Зенит» — построены на частные средства, либо финансируются за счет местных властей.
Дорогой Петербург
Самым дорогостоящим спортивным объектом к ЧМ-2018 станет петербургская «Зенит Арена». Ее генподрядчиками выступают находящееся в предбанкротном состоянии АО «Инжтрансстрой» и выполняющее все работы ООО «Инжтрансстрой СПб». Оба предприятия входят в группу «Трансстрой», которую владелец «Базэла» Олег Дерипаска передал своему сокурснику Егору Андрееву. С учетом недавнего решения Смольного о дополнительном выделении 435 млн руб. из-за девальвации рубля стоимость всего проекта превысит 38 млрд руб.: 35,34 млрд руб. будет освоено по основной смете, еще 2,9 млрд руб. выделено подрядчику на устройство входной зоны. Как заявлял ранее куратор проекта, гендиректор «Главстроя» (также входит в «Базэл») Кирилл Поляков, трудности проекта связаны с инфляционным давлением, что усложняет дальнейшее технологическое оснащение сложным инженерным импортным оборудованием. Еще одна проблема, по его словам, сводится к тому, что генподрядчик по действующему контракту ведет работы в ценах 2013–2014 годов.
Стадион «Уэмбли» / Wembley Stadium
Город: Лондон (Великобритания)
Вместимость: 90 тыс. человек
Год постройки: 2007
Стоимость строительства: $1,4 млрд
Описание: арена была построена на месте снесенного в 2003 году одноименного стадиона. Авторами архитектурного проекта выступили бюро Foster & Partners (Великобритания) и Populous (США). Открытие «Уэмбли» состоялось 24 марта 2007 года: здесь прошел матч молодежных команд Англии и Италии. На стадионе также проводятся концерты.
Фото: Action Images / WNSL / Reuters
Национальный стадион / National Stadium
Город: Калланг (Сингапур)
Вместимость: 55 тыс. человек
Год постройки: 2014
Стоимость строительства: $1,3 млрд
Описание: архитекторы объекта — британская Arup Group и сингапурская DP Architects. Стадион также используется для проведения матчей по регби, крикету, атлетических соревнований, концертов и городских парадов.
Фото: Singapore SEA Games Organising Committee / Action Images / Reuters
Стадион «Эмирейтс» / Emirates Stadium
Город: Лондон (Великобритания)
Вместимость: 60 тыс. человек
Год постройки: 2006
Стоимость строительства: $680 млн
Описание: «Эмирейтс» является домашним стадионом футбольного клуба «Арсенал» и третьей по величине футбольной ареной в Британии. Архитектором проекта выступило американское бюро Populous. В 2009 году стартовала программа «арсенализации» «Эмирейтс»: фасад был украшен огромными полотнами с изображениями бывших игроков «Арсенала». В июле 2014 года суд Лондона отказал клубу в увеличении числа концертов на стадионе из-за жалоб жителей на шум.
Фото: John Sibley / Action Images / Reuters
Стадион «Кейптаун» / Cape Town Stadium
Город: Кейптаун (ЮАР)
Вместимость: 55 тыс. человек
Год постройки: 2009
Стоимость строительства: $600 млн
Описание: Стадион стал одной из арен чемпионата мира по футболу 2010 года: здесь, в частности, проходил полуфинал с участием сборных Уругвая и Нидерландов. Авторами архитектурной концепции стали бюро GMP Architects, Louis Karol Architects и Point Architects. Первоначально стадион был рассчитан на 64 тыс. человек, однако после окончания чемпионата его вместимость была уменьшена до 55 тыс.
Фото: Carlos Barria / Reuters
Стадион «Ниссан» / Nissan Stadium
Город: Иокогама (Япония)
Вместимость: 72 тыс. человек
Год постройки: 1998
Стоимость строительства: $533 млн
Описание: является самым большим стадионом в Японии и домашней ареной футбольного клуба «Иокогама Ф. Маринос». Архитекторы проекта — японские компании Matsuda-Hirata и Tohata. На стадионе проводились матчи чемпионата мира по футболу 2002 года.
Фото: kanegen / Flickr
Национальный стадион / Stadion Narodowy
Город: Варшава (Польша)
Вместимость: 58 тыс. человек
Год постройки: 2011
Стоимость строительства: $570 млн
Описание: был построен на месте открытого в 1955 году Стадиона десятилетия, который перед реконструкцией использовался как рынок. Авторами нового проекта стали немецкие бюро GMP Architects, SBP и польская J.S.K Architekci Sp. z o.o. Стадион строился более трех лет, открытие состоялось 29 января 2012 года — на арене прошел концерт с участием польских музыкантов. Принимал матчи чемпионата Европы-2012, в том числе с участием сборной России, квалификационные игры чемпионата мира-2014 и Европы-2016.
Фото: Kacper Pempel / Reuters
Стадион короля Абдаллы / King Abdullah Sports City
Город: Джидда (Саудовская Аравия)
Вместимость: 62 тыс. человек
Год постройки: 2014
Стоимость строительства: $560 млн
Описание: проект стадиона был разработан британской компанией Arup Associates. Арена открылась спустя 14 месяцев после закладки первого камня. Является домашней площадкой для двух клубов Джидды, входящих в местную премьер-лигу,— «Аль-Иттихад» и «Аль-Ахли». Помимо матчей саудовской лиги на арене проходят игры национальной сборной. Также на территории стадиона находятся мечеть вместимостью 10 тыс. человек и легкоатлетические сооружения.
Фото: ACT lightning design
Стадион «Маракана» / Maracana Stadium
Город: Рио-де-Жанейро (Бразилия)
Вместимость: 78,8 тыс. человек
Год постройки: 1950
Стоимость реконструкции: $500 млн
Стадион был построен к чемпионату мира по футболу 1950 года. Тогда инвестиции в проект оценивались в $180 млн. В 2010 году «Маракана» закрылся на масштабную реконструкцию перед чемпионатом мира по футболу 2014 года, которая обошлась в $500 млн. Старым остался лишь фасад стадиона, кроме того, по требованию FIFA было уменьшено число посадочных мест с 200 тыс. до 78,8 тыс. 13 июля 2014 года на «Маракане» прошел финальный матч ЧМ между Германией и Бразилией.
Фото: Ricardo Moraes / Reuters
Стадион Мозеса Мабиды / Moses Mabhida Stadium
Город: Дурбан (ЮАР)
Вместимость: 70 тыс. человек
Год постройки: 2009
Стоимость строительства: $450 млн
Описание: стадион назван в честь генерального секретаря Южно-Африканской коммунистической партии Мозеса Мабиды. Проект был разработан GMP Architects, Theunissen Jankowitz, Osmond Lange Architects. Принимал матчи чемпионата мира по футболу-2010, кубка африканских наций-2013, крикетные матчи. Стадион является домашней ареной для клуба премьер-лиги ЮАР «Амазулу». Арену накрывает поддерживающая крышу арка весом 2,6 тыс. т и высотой 105 м.
Фото: Rogan Ward / Reuters
«Соккер Сити» / Soccer City, или FNB Stadium
Город: Йоханнесбург (ЮАР)
Вместимость: 95 тыс. человек
Год постройки: 2009
Стоимость строительства: $440 млн
Описание: авторами архитектурного проекта стали южно-африканское бюро Boogertman & Partners и американское Populous. Реконструкция стадиона, построенного в 1986–1989 годах, была начата в 2006 году и длилась три года. На арене проходили финальные матчи чемпионата мира по футболу-2010 между сборными Испании и Нидерландов и Кубка африканских наций-2013 между Нигерией и Буркина-Фасо. Является домашней ареной южноафриканского футбольного клуба «Кайзер Чифс», кроме того, здесь проходят матчи по регби и концерты. Из-за своей формы стадион получил прозвище «Калабас» (тыква-горлянка).
Фото: Thomas Mukoya / Reuters
«Авива-Стэдиум» / Aviva Stadium
Город: Дублин (Ирландия)
Вместимость: 52 тыс. человек
Год постройки: 2010
Стоимость строительства: $410 млн
Описание: проект стадиона разработало американское бюро Populous. Объект построен на месте арены «Лэнсдаун Роуд», существовавшей с 1872 года. На новом стадионе проходят матчи национальной сборной по футболу и регби. В 2011 году на «Авива-Стэдиум» был разыгран финал Лиги Европы между португальскими «Порту» и «Брагой». В будущем стадион примет матчи чемпионата Европы по футболу-2020.
Фото: Lee Smith / Action Images / Reuters
Стройка в убыток
Рост цен на строительном рынке в любом случае скажется на прибыли генподрядчика, которая обычно составляет 5–15% от стоимости работ, если стоимость договора зафиксирована и не подразумевает дополнительной компенсации, полагает господин Мазур. Опрошенные «Финансы и Банки» генподрядчики, задействованные в строительстве стадионов, уходят от ответов на вопрос о норме собственной прибыли. Как пояснил «Финансы и Банки» один из участников строительства на условиях анонимности, заработать на этих объектах бизнесу точно не удастся. «Но я не знаю ни одной компании (из числа задействованных генподрядчиков.— «Финансы и Банки»), которая сама проявила инициативу поучаствовать в проекте»,— рассуждает он.
В России опыт возведения крупных инфраструктурных объектов в ущерб подрядчикам уже был. Так одним из главных итогов подготовки к сочинской Олимпиаде 2014 года для строительного рынка стал уход двух крупнейших независимых игроков. Владелец заявившей о ликвидации в марте 2014 года компании «Инжтрансстрой» Ефим Басин связывал финансовые проблемы своего бизнеса с удорожанием двух сочинских объектов: в период строительства биатлонная трасса выросла в цене на 512 млн руб., а расходы на инженерные коммуникации в Имеретинский низменности — на 949 млн руб. «Инжтрансстрой» выступал подрядчиком этих объектов, компании не удалось компенсировать потерянные средства. В августе того же года заявление о собственном банкротстве подало омское НПО «Мостовик» — подрядчик санно-бобслейной трассы и Большой ледовой арены для хоккея. В комментариях журналу Forbes анонимные сотрудники компании оценивали убытки от строительства трассы в 2,5 млрд руб. «При подаче заявки в существовавшей тогда нормативной базе стоимости работ в Сочи мы рассчитывали на прибыль 3–5%. Но и проект пришлось сильно менять, и государство искусственно — нормативно — снизило стоимость работ, а реально стоимость и работ, и материалов сильно выросла. Все это привело к колоссальным убыткам “Мостовика” и других подрядчиков Сочи»,— вспоминал в интервью «Ведомостям» экс-совладелец компании Олег Шишов. Судьба бизнесмена тоже сложилась неудачно: в ноябре 2014 года ему было предъявлено обвинение в растрате 1,1 млрд руб. при строительстве океанариума во Владивостоке. Сейчас дело рассматривается в суде, приговор господину Шишову еще не вынесен.
— Оценка стадионов и их готовности осуществляется техническими экспертами, нанятыми местным организационным комитетом (LOC). Эта оценка включает постоянный контроль и периодические отчеты, предоставляемые в FIFA. Мы и LOC в повседневном режиме контактируем с 11 городами, принимающими чемпионат. Регулярно происходят координационные встречи и посещение мест проведения, особенное внимание уделяется четырем городам, где будет проводиться Кубок конфедераций.(полная версия интервью) — Колин Смит, директор департамента FIFA по проведению соревнований
Впрочем, собеседник «Финансы и Банки», знакомый с ходом финансирования стадионов к мировому чемпионату по футболу, сомневается, что сочинская проблема повторится и в этот раз. «Все же здесь речь идет о принципиально других компаниях,— рассуждает он.— Не думаю, что кто-нибудь из них уйдет с рынка, даже если понесет в рамках этого проекта потери». Формально его слова подтверждает опыт Crocus Group. После строительства дополнительных объектов для Дальневосточного федерального университета к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества компания официально оценивала свои убытки более чем в 1 млрд руб., но не прекратила деятельности.
Заработать на проведении самих футбольных матчей и компенсировать таким образом хотя бы минимальные убытки вряд ли удастся. По словам вице-президента футбольного клуба «Спартак» (домашний стадион этой команды — «Открытие Арена») Наиля Измайлова, аренда площадок для проведения матчей никак не оплачивается: все доходы от реализации билетов, трансляции и спонсоров также направляются в FIFA. Совладелец «Спартака» и вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун стал единственным частным инвестором в проекте строительства стадионов к ЧМ-2018.
Пустые трибуны
Но нехватка выделенных средств — не единственная проблема будущего чемпионата. После проведения мирового первенства многим регионам придется самостоятельно решать вопросы с дальнейшим использованием построенной инфраструктуры. «Многим регионам сейчас вообще непонятна судьба этих стадионов, встречаясь с руководителями регионов, в которых идет строительство, я каждый раз вижу удивление и слышу предложения об управлении этими стадионами»,— отмечает Наиль Измайлов. При этом, по его словам, решить проблему, просто найдя управляющую компанию, местным властям вряд ли удастся. Это большая проблема для всего российского футбола, соглашается управляющий директор интернет-издания «Чемпионат.com» Дмитрий Сергеев.
— Срок готовности для большинства арен установлен на ноябрь-декабрь 2017 года. Выходит, что на стадионы отведено в среднем 36 месяцев строительства. Затем у нас будет еще полгода на проведение тестовых матчей. По требованиям FIFA до открытия чемпионата и Кубка конфедераций на каждом стадионе должны пройти как минимум три игры с полной загрузкой объекта.(полная версия интервью) — Алексей Сорокин, генеральный директор оргкомитета «Россия-2018»
Возможность изменить ситуацию господин Измайлов видит в том, чтобы передать стадионы в управление футбольным клубам, а самим региональным чиновникам заняться популяризацией местных команд. «Уже сейчас надо работать над привлекательностью региональной команды в глазах своих болельщиков, работать над привлечением людей на стадион, работать с молодежью, с семьями и детьми»,— рассуждает он. Господин Сергеев полагает, что проблема глобальнее: «Чиновники могут сделать только одно — попробовать реформировать текущее состояние РФПЛ, пересмотреть стратегию ее развития и тем самым начать увеличивать вовлеченность россиян в футбол. Если в стране не будут появляться новые болельщики, такая инфраструктура будет никому не нужна»,— объясняет он. При этом господин Сергеев соглашается с тезисом о том, что стадионы могут быть переданы в управление местным командам. Согласно текущей концепции, клубам в дальнейшем придется брать эти площадки в аренду. «Это затрудняет выстраивание отношений с болельщиками: прибыль в любом случае можно получать, только если есть аудитория, с которой можно работать. В нашем случае подобная аудитория практически отсутствует»,— резюмирует господин Сергеев.
Текст: Александра Мерцалова, Екатерина Геращенко, Халиль Аминов;
Анна Пушкарская, Татьяна Дятел, Санкт-Петербург
Видео: Георгий Устинов
Блицинтервью: Евгений Хвостик
Информцентр: Михаил Малаев, Евгения Чернышева, Ольга Дорохина
Инфографика: Вера Жегалина
Бильдредакторы: Анастасия Кулагина, Екатерина Щербакова
Верстка: Алексей Шабров
Выпускающий редактор: Маргарита Федорова