Утилизация отходов в Казахстане: вопрос назрел - «Финансы»
РОП - это взнос, который оплачивают импортеры и производители частному предприятию - оператору.
Вопросы внедрения расширенных обязательств производителей и импортеров обсудили в НПП. Круглый стол в Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен» собрал представителей государственных органов, специализированных предприятий по управлению отходами, производителей (импортеров) продукции, отраслевых ассоциаций и НПО, а также самого ТОО «Оператор РОП (расширенные обязательства производителей)». Все организации высказали свои предложения по внедрению РОП в Казахстане, диалог состоялся. По словам исполнительного директора Казахстанской ассоциации по управлению отходами Веры Мустафиной, на сегодня законодательно внедрение РОП принято, начинается практическое применение. Было решено начать с утилизации автомобилей. «Запасные части автомобилей, которые еще пригодны к работе, или отдельные материалы: пластик, стекло, металл, шины и т.д. - все это может быть использовано для производства той же продукции или какой-то другой», - отметила Мустафина. Как сообщил глава Секретариата комитета информационно-коммуникационных технологий и «зеленой экономики» Нуралы Букейханов, в Казахстане, согласно данным статистики, 1426 предприятий по утилизации отходов, из них более 80-ти активны и выплачивают налоги. «По данным KazWaste, в нашей стране есть три предприятия, которые могут утилизировать автомобили. Однако текущих мощностей недостаточно, поэтому не все автомобили утилизируются и загрязняют нашу окружающую среду. В связи с этим был введен принцип расширенной ответственности производителей, или сокращенно РОП. РОП - это взнос, который оплачивают импортеры и производители частному предприятию - оператору. Оно, в свою очередь, работает с другими предприятиями, которые утилизируют отходы», - сообщил он. Букейханов также подчеркнул, что позиция НПП заключается в том, чтобы казахстанским предприятиям по утилизации отходов была дана возможность участвовать в работе оператора РОП. «На текущий момент он является монополистом в связи с тем, что проект является пилотным. Вместе с тем, мы думаем, что нельзя оттеснять эти предприятия от рынка, и после разработки определенных стандартов надо внедрить их в систему РОП, заключить с ними долгосрочные контракты», - сказал представитель Палаты. «Основной принцип, которого мы придерживаемся, это не нагрузить излишне сами предприятия, то есть, чтобы принцип РОП вводился по мере их готовности», - добавил он. По словам Букейханова, развитию рынка по переработке отходов мешали две проблемы - это недостаток мощностей по утилизации и отсутствие стимулов. «У наших предприятий не было стимула использовать вторичное сырье. Теперь же любое производство, которое использует более 30% вторичного сырья, освобождается от уплаты РОП», - отметил он. Директор департамента управления отходами Министерства энергетики РК Жан Нурбеков, в свою очередь, сообщил, что в Казахстане из 5-6 млн. тонн бытовых отходов, которые образуются ежегодно, во вторичное сырье превращается 90 тыс.тонн - это около 2%. Все остальное захоронено на полигонах. «Основная задача для Казахстана на сегодня - как можно больше перерабатывать. Если из 5-6 млн тонн будем перерабатывать 40%, то это будет до 48 млрд. тенге», - сказал Нурбеков. Руководитель управления машиностроения комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию РК Серик Рахимов отметил, что в Казахстане очень старый автомобильный парк. Порядка 70% автомобилей эксплуатируются более 10 лет. По его словам, помимо экологической проблемы, введение РОП обусловлено также взаимодействием Казахстана в рамках ЕАЭС. «Мы понимаем, что работаем в неравноправных условиях. За 4 года мы не поставили ни одного нового автомобиля в Россию и Беларусь. Они ввели утилизационный сбор, у нас аналогичного механизма не было. Имея общий рынок, мы не могли пользоваться этими условиями. (…) Раньше РФ поставляла в РК по структуре импорта 61% автомобилей. Теперь, мы надеемся, произойдет перераспределение, этот импорт уменьшится, а поставки мы компенсируем за счет внутреннего производства», - сказал он. Нурбеков также высказал мнение о том, что спрос на вторичное сырье в Казахстане появится только тогда, когда появятся предприятия, которые будут делать из вторичного сырья готовый продукт. «Тогда система начнет циркулировать. Мы должны продумать всю цепочку: от того момента, как завезут или произведут товар в Казахстане, до последующей переработки. Поэтому все мы должны хорошо продумать, куда потом это вторсырье девать, и, желательно, в Казахстане», - сказал он. Вера Мустафина, в свою очередь, возразила: нужно обеспечить имеющиеся предприятия сырьем. «Потому что рентабельность зависит от мощности. Мы должны насытить имеющийся бизнес по переработке отходов до готовой продукции сырьем. И тогда сразу рентабельность вырастет», - заявила она. По итогам плодотворной дискуссии решено создать рабочие группы по внедрению РОП на следующие отрасли. Также Нацпалата предложила проработать возможность заключения долгосрочных договоров между оператором РОП и предприятиями по утилизации отходов.
Смотрите также:
Импортеры и производители автотранспорта в Казахстане с этого года будут платить утилизационный сбор - «Финансы»
внедрение РОП будет способствовать улучшению экологической ситуации в Казахстане за счет развития инфраструктуры по раздельному сбору отходов, Принцип расширенных обязательств производителей за сбор
Введение утилизационного сбора для автомобилей отложили - «Финансы»
С 1 января 2016 г. утилизационный сбор на ввозимые и производимые в РК транспортные средства пока введен не будет, увеличится только сбор за первичную регистрацию. Методику расчета платы за
НПП «Атамекен» планирует изменить механизмы выдачи сертификата качества продукции - «Финансы»
Само экспертное заключение будет проводить Ассоциация производителей при выдаче индустриального сертификата. НПП «Атамекен» планирует изменить механизмы выдачи сертификата качества продукции. Об этом
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются