Добровольное турстрахование - путь к рыночным отношениям - «Финансы»
Главный вопрос, благодаря которому туристский бизнес находится между «молотом и наковальней» по прежнему открыт – страховые компании отказываются заключать договора с турагентствами операторами. Более, того их призывают перейти к добровольному страхованию как к нормальным рыночным отношениям. Страхователь и страховщик должны сами определять риски и условия страхования при оформлении турстраховки.
Ранее от Ассоциации туристических агентств Казахстана в Нацпалату было направлено письмо с претензией к страховым компаниям. «На протяжении шести месяцев почти 70% туристского рынка находится вне закона. Страховые компании открыто игнорируют туристскую отрасль. Выставляя невыполнимые требования в заключении договоров гражданско-правовой ответственности, намеренно затягивают его процедуру. Наша отрасль может оказаться на грани исчезновения, так как в преддверии летнего сезона большинство действующих туркомпаний будут парализованы отсутствием страхового полиса. Крупные туроператоры не заключают договоры без страхового полиса турагента», – отмечалось в документе.
Управляющий директор АО СК «Салем» Чингис Амиржанов признает, что обвинения туристических компаний обоснованны, поскольку нынешние условия обязательного страхования делают этот класс убыточным.
Заместитель председателя правления страховой компании «Коммеск-?мір» Владимир Акентьев напоминает, что с 1 января 2016 года были введены поправки в закон о туристской деятельности, которые предполагают введение трех финансовых инструментов для туроператоров, в том числе страхование гражданско-правовой ответственности, банковскую гарантию и систему гарантирования прав граждан РК (отчисления в специальный фонд).
В четверг Индекс KASE показал положительную динамику
Однако сам страховщик не согласен с обвинениями в адрес страховщиков. «Учитывая участившиеся за последние годы банкротства крупных туроператоров и отсутствие надзора за туротраслью, страховщики не готовы страховать системные риски данного сегмента, которые не являются по своей сути страховыми случаями», – считает г-н Акентьев.
По мнению специалиста, вины страховщиков нет в том, что «призванная защищать туриста система гарантий начала разваливаться». И возможное решение о сдаче лицензии по данному виду страхования является лишь методом сокращения рисков.
Риски страховщиков
Заместитель председателя правления АО «ФГСВ» Ержан Конурбаев отмечал, что страховая отрасль не может за свои деньги решать проблемы другой отрасли. Данная ситуация продолжается, поскольку системного решения нет. Поправки, внесенные в законодательство, не затронули сам закон о страховании, но они также не устраивают и самих туроператоров. Г-н Акентьев пояснил, что в рамках вступивших в силу норм разделяется ответственность туроператоров и турагентов и повышаются требования к туроператорам (фонд, гарантия). Также не допускается использование договора ГПО турагента по наступившей ответственности туроператора, а выплата не может быть больше страховой суммы. Кроме этого страховщики опасаются неправильной трактовки норм законов судоисполнительными органами.
«Помимо того что внесли поправки в обязательное страхование турагентов и туроператоров, страховщики остерегаются судебных решений, как показывает практика, судьи по-своему трактуют те или иные нормативные правовые акты Нацбанка или вовсе их игнорируют», – пояснил г-н Амиржанов.
По итогам 2015 года объем страховых премий по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности туроператоров и турагентов составил 82 млн тенге, а объем страховых выплат – больше в 4 раза и на аналогичную дату превысил 380 млн тенге, рассказал г-н Акентьев.
Добровольное решение
Для решения сложившейся проблемы председатель комитета туристской отрасли НПП Роза Асанбаева предлагала сделать туристическое страхование добровольным.
Г-н Амиржанов полагает, что добровольное страхование позволит перейти на более внятные рыночные отношения, определить минимальные страховые суммы и другие условия страхования. «Рынок сам определит стоимость страховки, размер франшиз, собственное участие турагентов и туроператоров в возмещении убытков. Страхователь и страховщик должны сами определять условия страхования», – отметил он.
С этим согласен и специалист «Коммеск-?мір». «Если страхование будет добровольным, то каждая страховая компания сможет устанавливать тарифы по своему усмотрению, исходя из принимаемых на себя рисков, по приемлемым для нее условиям», – считает г-н Акентьев. Он добавил, что в качестве альтернативы можно рассмотреть создание перестраховочного пула для распределения риска между несколькими страховщиками, а также подчеркнул необходимость контроля за финансовой устойчивостью туроператоров.
Смотрите также:
Самый большой сегмент рынка страхования теряет свою доходность - «Финансы»
Темпы сбора премий по добровольному страхованию имущества отстают от роста выплат Один из основных классов страхования в РК - добровольное страхование имущества - в текущем году переживает сокращение
Страховщики сумели вернуться к росту сбора премий - «Финансы»
По итогам прошедшего года компании собрали страховых премий на 288,3 млрд тенге Страховщики в 2015 году собрали на 8% больше премий, чем годом ранее, несмотря на усиление кризисных явлений. Поддержка
Сбор страховых премий страховщиками вырос на 6,6% - «Финансы»
Об этом говорят результаты работы за январь-август текущего года Сбор страховых премий страховщиками Казахстана в январе-августе текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, вырос
Девальвация увеличила прибыль страхового сектора вдвое - «Финансы»
Объем собранных страховых премий по состоянию на 01.09.2015 г. составил 200,43 млрд тенге, а страховые выплаты составили только 51,8 млрд тенге. По данным Национального Банка Республики Казахстан
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются