Минэкономразвития дали добро на спецмеханизм взаимодействия с Банком России - «Финансы»
Министерство экономического развития (МЭР) получило согласие от президента России на создание спецмеханизма выработки цели по инфляции с участием ЦБ и Минфина, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на главу ведомства Алексея Улюкаева. ЦБ в ответ напомнил, что у МЭР и Минфина уже сейчас есть право участия в заседаниях совета директоров ЦБ, но с правом совещательного голоса, а также предложил допустить Банк России к участию в принятии решений по налоговой и тарифной политике.
Взаимная перепалка между Банком России и Минэкономразвития началась в конце июля, после того как ЦБ неожиданно поднял ключевую ставку до 8%, сославшись на рост инфляционных ожиданий, которые подстегиваются ростом тарифов и налогов. Таким образом регулятор, говорили тогда экономисты, пытался повлиять на правительство и заставить его отказаться от повышения тарифов и налогов. В ответ на это министр Улюкаев написал письмо Владимиру Путину, в котором предложил создать специальный механизм с участием ЦБ и Минфина, который повысит согласованность действий монетарных властей. Улюкаев считает, что несогласованные действия Банка России и правительства становятся серьезным барьером для экономического роста. В очередной раз повысив ключевую ставку в борьбе за снижение инфляции, ЦБ может подорвать наметившееся оживление в экономике, указывал в письме глава Минэкономразвития.
В четверг, 28 августа, Улюкаев объявил, что получил согласие президента. «Сейчас мы совместно с Минфином, ЦБ и помощником президента по экономическим вопросам будем вырабатывать [конкретные предложения]», — сказал он.
Банк России поддерживает идею повышения эффективности взаимодействия между ЦБ и правительством, сказала РБК первый заместитель председателя Банка России Ксения Юдаева. По ее словам, российское законодательство уже содержит механизмы координации действий правительства и Банка России: цели по инфляции на ближайшие три года закрепляются в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики», которые обязательно представляются в правительство. Кроме того, закон о ЦБ дает представителям Минэкономразвития и Минфина право участвовать в заседаниях совета директоров Банка России с правом совещательного голоса.
«В свою очередь Банк России считает необходимым свое участие в подготовке решений правительства по вопросам тарифной и налоговой политики, поскольку эти решения оказывают существенное влияние на инфляцию», — сказала Юдаева, добавив, что нужно «задействовать уже имеющиеся механизмы и при необходимости их совершенствовать».
Второй камень преткновения — возможность пересматривать цели по инфляции. Улюкаев в своем письме предлагал предусмотреть такую возможность: менять цели по инфляции одновременно с изменением прогноза социально-экономического развития и параметров бюджета. Последнее мероприятие проводится дважды в год профильными министерствами.
ЦБ высказался против периодического пересмотра цели по инфляции, так как это подрывает доверие к проводимой денежно-кредитной политике. «Такое поведение эквивалентно постоянному пересмотру установленных правил игры», — говорит Юдаева.
«В случае краткосрочных отклонений фактической инфляции от целевого уровня под действием непредвиденных и временных факторов более целесообразным, чем постоянная корректировка цели, представляется объяснение причин отклонения инфляции от целевого уровня при проведении денежно-кредитной политики. Это позволяет сделать денежно-кредитную политику более предсказуемой и понятной для участников финансового рынка и населения», — уверена Юдаева.
«Корректировка цели по инфляции позволит ЦБ не ужесточать денежно-кредитную политику в ответ на неожиданные решения МЭР и Минфина в тарифной или налоговой политике. Предложенный механизм будет служить основанием для лучшей координации в монетарной, фискальной и тарифной политике в России и избавит экономику от лишних шоков. В конечном итоге это приблизит российское инфляционное таргетирование к международным стандартам», — уверен главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Олег Кузьмин.
В качестве минуса этого решения Кузьмин отмечает то, что инфляционные ожидания могут не оправдаться. «Не будет такого строгого якоря, как сейчас. Однако из двух зол стоит выбирать меньшее. Мне кажется, что меньшим злом является корректировка целей, чем сильное повышение ставок для достижения невыполнимых целей», — говорит Кузьмин.
Последнее слово при определении цели по инфляции должно остаться за Центральным банком, уверена главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. «Очевидно, что Минэкономразвития и Минфин захотят оказывать на решения ЦБ определенное влияние. Совместная работа будет полезной, на мой взгляд, если ведомства будут иметь совещательный голос, а решающий — ЦБ. На этой площадке должен происходить обмен информацией, а не давление на ЦБ», — говорит она.
Последнее время ЦБ испытывает значительное давление со стороны правительства, считают два источника, близких к регулятору. «Растущие потребности бюджета приходится компенсировать за счет ЦБ. Банк России сопротивляется, поднимая ставки. А ведомствам не нравится такая самостоятельность, они пытаются давить на ЦБ с помощью публичных заявлений», — говорит один из них. Другой источник РБК напоминает, что Алексей Улюкаев до июня 2013 года был первым заместителем председателя ЦБ, а Эльвира Набиуллина в 2008–2012 годы была министром экономического развития. «Когда они еще не поменялись местами, существовали договоренности, что тарифы растут не быстрее чем 0,7% от инфляции. Сейчас Улюкаев может нарушить эти договоренности, а Набиуллина пытается это пресечь», — говорит он.
Бывший зампред ЦБ Сергей Алексашенко не видит ничего страшного в случившемся. «Во всем мире инфляция определяется не только действиями ЦБ, но и Минфина, и МЭР. Действия ЦБ и Минфина должны быть согласованными, я не вижу тут наступления на независимость ЦБ», — сказал он.
Елена Тофанюк