Лифт тронулся - «Финансы» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Лифт тронулся - «Финансы»

21 мар 2016, 11:01
Финансы
180
0
Лифт тронулся - «Финансы»

Как страхуют опасные объекты

Вывод лифтов из категории опасных производственных объектов обернулся ростом аварий и несчастных случаев в них. Теперь Ростехнадзор намерен контролировать лифты строже, в том числе проверять, как выполняются обязанности владельцев в части страхования. Впрочем, это вряд ли остановит падение взносов в обязательном промышленном страховании, после того как ЦБ в два раза снизил там тарифы.


ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВА


Последние резонансные аварии в столичных лифтах заставили Ростехнадзор пересмотреть практику их контроля. За последние пять лет зафиксировано более 100 аварий в лифтах, в них погибло более 40 человек, порядка 100 получили ранения, следует из статистики Национального лифтового союза и Национального союза страховщиков ответственности (НССО). В 2012 году лифты были выведены из категории опасных производственных объектов (ОПО) в рамках госпрограммы по снижению нагрузки на бизнес. В итоге в течение двух лет они фактически находились вне государственного надзора и обходились без проверок (Ростехнадзор проверяет ОПО раз в год). Также владельцы лифтов были освобождены от обязанности покупать полис в рамках закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта (ОСОПО).

В 2014 году Ростехнадзору вернули полномочия по учету и расследованию аварий на лифтах, а также по контролю и ведению их реестра. Кроме того, владельцы лифтов отчитываются перед Национальным лифтовым союзом и НССО. Ростехнадзор намерен обратиться в правительство с просьбой расширить его полномочия в части надзора за лифтами. Сейчас ведомство, например, не имеет права проверять обслуживающие и ремонтные организации, а также тех, кто оценивает техническое состояние лифтового хозяйства. Ростехнадзор хочет получить право надзирать за лифтами уже на стадиях их проектирования и монтажа, сообщил "Деньгам" представитель ведомства. А также оценивать состояние лифтов в процессе эксплуатации и применять меры административного воздействия к их собственникам при выявлении нарушений.

C 2014 года лифты вернули в категорию ОПО, их владельцы должны страховать свою ответственность. По данным НССО, застраховано примерно 92% всех лифтов в России (490 тыс. из 530 тыс. учтенных лифтов), приводит данные президент союза Андрей Юрьев. По закону при получении травмы в результате неисправности лифта граждане имеют право на фиксированные компенсации — выплаты производятся по специальной таблице до начала лечения. Так, перелом руки компенсируется в размере 50 тыс., перелом ноги — в размере 240 тыс. руб. Выплаты за несколько травм суммируются.

При гибели человека в лифте его иждивенцы имеют право на выплату 2 млн руб.; на погребение положена сумма до 25 тыс. руб. До недавних пор в законе существовал пробел. При гибели ребенка в лифте возникали сложности с получением компенсации — у него не может быть иждивенцев. Страховщики неоднократно выступали с идеей увеличить перечень выгодоприобретателей за счет всех членов семьи. В начале марта президент подписал поправки в закон об ОСОПО, которые предусматривают расширение круга лиц, имеющих право на возмещение в случае смерти потерпевшего,— на такие выплаты кроме иждивенцев смогут рассчитывать ближайшие родственники погибшего. Поправки вступят в силу в сентябре 2016 года.

Полис страхования ответственности для владельцев лифтов недорогой, его средняя стоимость, по данным НССО, составляет 0,5-2 тыс. руб. на год в зависимости от количества лифтов у хозяйства. Лимит выплат по одному лифту составляет 10 млн руб.

Однако не все объекты учтены, а некоторые владельцы стараются сэкономить на страховке, говорит Андрей Юрьев. У Ростехнадзора как государственного органа есть право наложить административный штраф 500 тыс. руб. в случае выявления отсутствия договора страхования. Данные о количестве штрафов ведомство не раскрывает.

Если ответственность владельца лифта не застрахована, по закону пострадавшему все равно полагается выплата. Но производит ее не страховщик, а НССО из компенсационного фонда в тех же объемах, как если бы лифт был застрахован. Впоследствии союз предъявляет владельцу опасного объекта регресс на выплаченную сумму. Сейчас размер компенсационного фонда НССО составляет более 1 млрд руб. За весь срок действия закона об ОСОПО было произведено 32 выплаты на 31,9 млн руб. О том, какая доля выплат пришлась на аварии в лифтах, НССО не сообщает.

Лифты ни к чему было выводить ранее из категории ОПО и смягчать надзор, уверена руководитель департамента страхования имущества и автострахования СГ "Уралсиб" Мария Барсова: "Это социальные объекты, которыми пользуются миллионы людей ежедневно, в том числе дети. Риски очень высоки". Регулярные независимые проверки смогут предупредить множество трагедий, говорит Барсова. Кроме того, ужесточение контроля приведет к корректировке убыточности для страховщиков в сторону понижения, поскольку количество аварий снизится, считает замглавы отдела страхования опасных объектов "Ингосстраха" Павел Щербаков.

Аварийность на лифте напрямую зависит от его состояния, говорит Андрей Юрьев. По его словам, все лифты должны иметь максимальный срок эксплуатации 25 лет, по истечении этого периода проводится обязательная экспертиза, и срок эксплуатации может быть продлен еще на три года. Но дальше его использование должно быть запрещено, настаивает он.

Между тем во многих регионах лифтовое хозяйство устаревшее — сроки эксплуатации не соблюдаются. По оценке президента НССО, в некоторых регионах до 40% лифтов ветхие. В Москве эта цифра благодаря программе по замене лифтов не более 10%.

Лифт не поднимет взносы ОСОПО


Лифты — лишь малая часть объектов, которые подпадают под действие закона об ОСОПО. В 2015 году Центробанк впервые за три года действия закона скорректировал тарифы. С сентября прошлого года стоимость полиса снизилась в два-три раза почти для всех категорий объектов, кроме особо опасных, к которым относятся шахты и гидротехнические сооружения.

Промышленники считали изначально установленные тарифы завышенными и лоббировали включение в антикризисный план двухлетних каникул, освобождающих от обязанности страховаться. Но правительство признало нецелесообразным введение каникул в ОПО. Минэкономики неоднократно указывало на то, что страховщики собирают с представителей бизнеса миллиарды рублей, а выплачивают лишь порядка 3%. Всего за четыре года работы закона об ОСОПО страховщики собрали c промышленников 30,9 млрд, а выплатили 911 млн руб., следует из статистики Центробанка.

После снижения тарифов ряд страховщиков с небольшими портфелями покинули рынок, отмечает замглавы управления по обязательным видам страхования СК "Согласие" Максим Гришкин, рентабельность бизнеса для них снизилась или стала отрицательной. Для оставшихся игроков бизнес пока остается привлекательным, добавляет он. Хотя не исключено, что по итогам этого года игроки продолжат покидать рынок, считает первый зампредправления СОГАЗа Николай Галушин. Если продолжится снижение тарифов, а лимит ответственности страховщиков будет расти, скоро с ОПО будет та же ситуация, что и в ОСАГО (до повышения тарифов): промышленники вынуждены будут записываться в очереди, чтобы застраховать свою ответственность, считает замгендиректора СК "Энергогарант" Антон Легчилин.

По оценке НССО, в результате изменения тарифов объем страховых премий в ОСОПО сократится в 2016 году примерно в два раза — сборы снизятся с нынешних 6 млрд до 3,5 млрд руб. По итогам 2015 года снижение тарифов почти не проявилось, следует из статистики ЦБ. Сборы страховщиков в ОСОПО снизились на 10,7%, до 5,95 млрд руб. Выплаты сократились на 17,3% и составили 220 млн руб. "С новыми тарифами страховщики проработали только последние четыре месяца — они не являются основными по доле сборов, таким образом, полного эффекта страховщики еще не ощутили",— говорит Максим Гришкин. При этом убыточность вида в этом году вырастет, прогнозирует он.

С сентября страховщиков ждет рост лимитов выплат, соответствующие поправки в закон президент подписал 9 марта. Для угольных шахт они вырастут в пять--десять раз, до 50-100 млн руб. в зависимости от числа потенциальных потерпевших. Увеличится размер компенсаций по вреду имуществу физлиц с 360 тыс. до 500 тыс. руб., по вреду имуществу юрлиц — с 500 тыс до 750 тыс. руб.

К концу года начнется рост убыточности на фоне снижения тарифов и роста лимита выплат, беспокоится Николай Галушин.

Тарифы нужно было корректировать в связи с повышением лимитов выплат в большую сторону, а не уменьшать, считает Антон Легчилин. "В текущей ситуации рынок придет к тому, что из-за недостатка страховых премий не будет сформировано необходимое количество резервов для выплат авариям, аналогичным аварии на Саяно-Шушенской ГЭС",— уверен он.

Страховщики подготовят предложения по корректировке тарифов в ОСОПО в связи с расширением ответственности по закону, обещает Андрей Юрьев: "НССО будет на этом настаивать, так как цена услуги должна быть адекватна риску". Тарифы, по мнению представителей союза, должны учитывать расширение перечня выгодоприобретателей, увеличение страховых лимитов выплат и расширение действия закона, например, на пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки). Для определения величины корректировки тарифов нужно актуарное заключение. Пока оно не готово, говорят в НССО.


Как страхуют опасные объекты Вывод лифтов из категории опасных производственных объектов обернулся ростом аварий и несчастных случаев в них. Теперь Ростехнадзор намерен контролировать лифты строже, в том числе проверять, как выполняются обязанности владельцев в части страхования. Впрочем, это вряд ли остановит падение взносов в обязательном промышленном страховании, после того как ЦБ в два раза снизил там тарифы. ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВА Последние резонансные аварии в столичных лифтах заставили Ростехнадзор пересмотреть практику их контроля. За последние пять лет зафиксировано более 100 аварий в лифтах, в них погибло более 40 человек, порядка 100 получили ранения, следует из статистики Национального лифтового союза и Национального союза страховщиков ответственности (НССО). В 2012 году лифты были выведены из категории опасных производственных объектов (ОПО) в рамках госпрограммы по снижению нагрузки на бизнес. В итоге в течение двух лет они фактически находились вне государственного надзора и обходились без проверок (Ростехнадзор проверяет ОПО раз в год). Также владельцы лифтов были освобождены от обязанности покупать полис в рамках закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта (ОСОПО). В 2014 году Ростехнадзору вернули полномочия по учету и расследованию аварий на лифтах, а также по контролю и ведению их реестра. Кроме того, владельцы лифтов отчитываются перед Национальным лифтовым союзом и НССО. Ростехнадзор намерен обратиться в правительство с просьбой расширить его полномочия в части надзора за лифтами. Сейчас ведомство, например, не имеет права проверять обслуживающие и ремонтные организации, а также тех, кто оценивает техническое состояние лифтового хозяйства. Ростехнадзор хочет получить право надзирать за лифтами уже на стадиях их проектирования и монтажа, сообщил "Деньгам" представитель ведомства. А также оценивать состояние лифтов в процессе эксплуатации и применять меры административного воздействия к их собственникам при выявлении нарушений. C 2014 года лифты вернули в категорию ОПО, их владельцы должны страховать свою ответственность. По данным НССО, застраховано примерно 92% всех лифтов в России (490 тыс. из 530 тыс. учтенных лифтов), приводит данные президент союза Андрей Юрьев. По закону при получении травмы в результате неисправности лифта граждане имеют право на фиксированные компенсации — выплаты производятся по специальной таблице до начала лечения. Так, перелом руки компенсируется в размере 50 тыс., перелом ноги — в размере 240 тыс. руб. Выплаты за несколько травм суммируются. При гибели человека в лифте его иждивенцы имеют право на выплату 2 млн руб.; на погребение положена сумма до 25 тыс. руб. До недавних пор в законе существовал пробел. При гибели ребенка в лифте возникали сложности с получением компенсации — у него не может быть иждивенцев. Страховщики неоднократно выступали с идеей увеличить перечень выгодоприобретателей за счет всех членов семьи. В начале марта президент подписал поправки в закон об ОСОПО, которые предусматривают расширение круга лиц, имеющих право на возмещение в случае смерти потерпевшего,— на такие выплаты кроме иждивенцев смогут рассчитывать ближайшие родственники погибшего. Поправки вступят в силу в сентябре 2016 года. Полис страхования ответственности для владельцев лифтов недорогой, его средняя стоимость, по данным НССО, составляет 0,5-2 тыс. руб. на год в зависимости от количества лифтов у хозяйства. Лимит выплат по одному лифту составляет 10 млн руб. Однако не все объекты учтены, а некоторые владельцы стараются сэкономить на страховке, говорит Андрей Юрьев. У Ростехнадзора как государственного органа есть право наложить административный штраф 500 тыс. руб. в случае выявления отсутствия договора страхования. Данные о количестве штрафов ведомство не раскрывает. Если ответственность владельца лифта не застрахована, по закону пострадавшему все равно полагается выплата. Но производит ее не страховщик, а НССО из компенсационного фонда в тех же объемах, как если бы лифт был застрахован. Впоследствии союз предъявляет владельцу опасного объекта регресс на выплаченную сумму. Сейчас размер компенсационного фонда НССО составляет более 1 млрд руб. За весь срок действия закона об ОСОПО было произведено 32 выплаты на 31,9 млн руб. О том, какая доля выплат пришлась на аварии в лифтах, НССО не сообщает. Лифты ни к чему было выводить ранее из категории ОПО и смягчать надзор, уверена руководитель департамента страхования имущества и автострахования СГ "Уралсиб" Мария Барсова: "Это социальные объекты, которыми пользуются миллионы людей ежедневно, в том числе дети. Риски очень высоки". Регулярные независимые проверки смогут предупредить множество трагедий, говорит Барсова. Кроме того, ужесточение контроля приведет к корректировке убыточности для страховщиков в сторону понижения, поскольку количество аварий снизится, считает замглавы отдела страхования опасных объектов "Ингосстраха" Павел Щербаков. Аварийность на лифте напрямую зависит от его состояния, говорит Андрей Юрьев. По его словам, все лифты должны иметь максимальный срок эксплуатации 25 лет, по истечении этого периода проводится обязательная экспертиза, и срок эксплуатации может быть продлен еще на три года. Но дальше его использование должно быть запрещено, настаивает он. Между тем во многих регионах лифтовое хозяйство устаревшее — сроки эксплуатации не соблюдаются. По оценке президента НССО, в некоторых регионах до 40% лифтов ветхие. В Москве эта цифра благодаря программе по замене лифтов не более 10%. Лифт не поднимет взносы ОСОПО Лифты — лишь малая часть объектов, которые подпадают под действие закона об ОСОПО. В 2015 году Центробанк впервые за три года действия закона скорректировал тарифы. С сентября прошлого года стоимость полиса снизилась в два-три раза почти для всех категорий объектов, кроме особо опасных, к которым относятся шахты и гидротехнические сооружения. Промышленники считали изначально установленные тарифы завышенными и лоббировали включение в антикризисный план двухлетних каникул, освобождающих от обязанности страховаться. Но правительство признало нецелесообразным введение каникул в ОПО. Минэкономики неоднократно указывало на то, что страховщики собирают с представителей бизнеса миллиарды рублей, а выплачивают лишь порядка 3%. Всего за четыре года работы закона об ОСОПО страховщики собрали c промышленников 30,9 млрд, а выплатили 911 млн руб., следует из статистики Центробанка. После снижения тарифов ряд страховщиков с небольшими портфелями покинули рынок, отмечает замглавы управления по обязательным видам страхования СК "Согласие" Максим Гришкин, рентабельность бизнеса для них снизилась или стала отрицательной. Для оставшихся игроков бизнес пока остается привлекательным, добавляет он. Хотя не исключено, что по итогам этого года игроки продолжат покидать рынок, считает первый зампредправления СОГАЗа Николай Галушин. Если продолжится снижение тарифов, а лимит ответственности страховщиков будет расти, скоро с ОПО будет та же ситуация, что и в ОСАГО (до повышения тарифов): промышленники вынуждены будут записываться в очереди, чтобы застраховать свою ответственность, считает замгендиректора СК "Энергогарант" Антон Легчилин. По оценке НССО, в результате изменения тарифов объем страховых премий в ОСОПО сократится в 2016 году примерно в два раза — сборы снизятся с нынешних 6 млрд до 3,5 млрд руб. По итогам 2015 года снижение тарифов почти не проявилось, следует из статистики ЦБ. Сборы страховщиков в ОСОПО снизились на 10,7%, до 5,95 млрд руб. Выплаты сократились на 17,3% и составили 220 млн руб. "С новыми тарифами страховщики проработали только последние четыре месяца — они не являются основными по доле сборов, таким образом, полного эффекта страховщики еще не ощутили",— говорит Максим Гришкин. При этом убыточность вида в этом году вырастет, прогнозирует он. С сентября страховщиков ждет рост лимитов выплат, соответствующие поправки в закон президент подписал 9 марта. Для угольных шахт они вырастут в пять--десять раз, до 50-100 млн руб. в зависимости от числа потенциальных потерпевших. Увеличится размер компенсаций по вреду имуществу физлиц с 360 тыс. до 500 тыс. руб., по вреду имуществу юрлиц — с 500 тыс до 750 тыс. руб. К концу года начнется рост убыточности на фоне снижения тарифов и роста лимита выплат, беспокоится Николай Галушин. Тарифы нужно было корректировать в связи с повышением лимитов выплат в большую сторону, а не уменьшать, считает Антон Легчилин. "В текущей ситуации рынок придет к тому, что из-за недостатка страховых премий не будет сформировано необходимое количество резервов для выплат авариям, аналогичным аварии на Саяно-Шушенской ГЭС",— уверен он. Страховщики подготовят предложения по корректировке тарифов в ОСОПО в связи с расширением ответственности по закону, обещает Андрей Юрьев: "НССО будет на этом настаивать, так как цена услуги должна быть адекватна риску". Тарифы, по мнению представителей союза, должны учитывать расширение перечня выгодоприобретателей, увеличение страховых лимитов выплат и расширение действия закона, например, на пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки). Для определения величины корректировки тарифов нужно актуарное заключение. Пока оно не готово, говорят в НССО.

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Top.Mail.Ru