Захват самолета подорвал планы на лето - «Финансы»
Планы российских туроператоров, связанные с восстановлением авиасообщения и туристических связей с Египтом в летнем сезоне, оказались под угрозой срыва. Захват самолета EgyptAir, вероятнее всего, затянет проверки местных аэропортов на неопределенное время, считают источники «Финансы и Банки» в туротрасли. Российские власти пока призывают «не делать поспешных выводов».
Захват самолета Airbus A320 компании EgyptAir стоит принять во внимание «самым серьезным образом» при решении вопроса о возобновлении полетов из России в Египет, заявил во вторник ТАСС руководитель Ростуризма Олег Сафонов. По его словам, возникшая ситуация «является очень показательной», хотя пока не ясно, каким именно образом она скажется на возобновлении полетов. Господин Сафонов добавил, что вопрос возобновления авиасообщения с Египтом сейчас прорабатывают «соответствующие компетентные органы». Но Ростуризм, по словам чиновника, исходит из того, что основная задача заключается в обеспечении безопасности российских граждан при полетах за рубеж вне зависимости от страны, в которую они направляются.
Официальные комментарии Москвы до прояснения ситуации на борту Airbus A320 были сдержанными. Пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков заявил: «Пока преждевременно что-либо думать, давайте сначала обзаведемся более или менее достоверной информацией». Минтранс также ожидает более подробной информации о захвате А320, и выводы по авиасообщению с Египтом делать рано, заявил ТАСС замминистра транспорта Валерий Окулов. Он также подтвердил планы о направлении российских специалистов в Египет для проверки безопасности аэропортов.
Пассажирский самолет авиакомпании EgyptAir, направлявшийся из Александрии в Каир, был захвачен во вторник утром. По информации компании, на борту находился 81 человек. Авиалайнер по требованию угонщика приземлился в 08:50 по местному времени (совпадает с московским) в кипрском аэропорту Ларнаки. По данным МИД РФ, россиян на борту не было (подробнее см. онлайн-трансляцию «Финансы и Банки»).
Напомним, авиасообщение между Россией и Египтом полностью прекратилось в середине ноября 2015 года. Тогда Росавиация запретила полеты египетского перевозчика EgyptAir, который оставался единственной компанией, осуществлявшей полеты в Россию. Ранее Москва ввела запрет на полеты российских авиакомпаний в Египет до установления причин крушения на Синайском полуострове 31 октября самолета А321 компании «Когалымавиа» (погибли 224 человека, основной версией на данный момент является теракт на борту воздушного судна).
В начале этого года российские чиновники давали понять, что консультации по авиабезопасности между Москвой и Каиром могут в перспективе привести к возобновлению полетов уже в этом весенне-летнем сезоне. Так, в середине марта главы МИД России Сергей Лавров и Минпромторга Денис Мантуров говорили, что процесс согласования меморандума о взаимопонимании завершается, а египетская сторона позитивно отреагировала на российские рекомендации по поводу обеспечения безопасности аэропортов страны.
Теперь же в туристической отрасли на будущее полетов в Египет смотрят скептически. Источник «Финансы и Банки» в отрасли говорит, что, вероятнее всего, проверки аэропортов затянутся, особенно если выяснится, что захватчик смог проникнуть на борт с оружием или поясом смертника. По его словам, «вопрос возобновления полетов должен был обсуждаться в середине апреля на заседании специальной комиссии». Впрочем, обеспечение безопасности полетов было не единственным условием возвращения российских туристов в Египет. Как писал «Финансы и Банки» 20 марта, Олег Сафонов просил правительство потребовать от Каира гарантии безопасности курортных зон и туристических объектов страны.
По мнению члена комитета по обороне Госдумы Максима Шингаркина, факт захвата наглядно свидетельствует о том, как реально организована авиационная безопасность в аэропортах Египта. «Практика показала, что мер ICAO, применяемых в аэропортах Египта, недостаточно для поддержания безопасности, — полагает депутат. — В результате реальной оценки происходящего юридически необходимо применять специальные мероприятия по обеспечению безопасности за пределами требований ICAO». Поэтому, продолжает он, все попытки туроператоров ускорить процесс возобновления полетов между двумя странами «за счет якобы формального проведения проверок теперь точно провалятся». Господин Шингаркин добавил, что в нынешней ситуации возможен лишь один вариант, позволяющий возобновить полеты в Египет — допустить российских специалистов авиабезопасности к досмотру лиц, вылетающих из аэропортов Египта в Россию, обеспечению безопасности российских самолетов в этих аэропортах и другим предполетным процедурам. Причем, считает депутат, оплата этих работ должна осуществляться за счет сборов, получаемых местными аэропортами.
Когда полеты в Египет могут возобновиться
Россия и Египет могут в скором времени согласовать новые правила безопасности полетов, что даст возможность возобновить авиасообщение между странами. Полеты были полностью остановлены осенью 2015 года после теракта на борту самолета «Когалымавиа», приведшего к гибели 224 человек. До этого египетское направление было одним из наиболее популярных у российских туристов.
Египет готовит шасси летом
Египет, авиасообщение с которым сейчас полностью прервано после катастрофы российского Airbus А321 над Синаем, попросил Россию более чем вдвое увеличить число регулярных рейсов из Москвы в Хургаду и Шарм-эш-Шейх. До закрытия авиасообщения российские авиакомпании летали на курорты без ограничений, поэтому выход египетских компаний на эти маршруты не потеснит российских перевозчиков. Источники «Финансы и Банки» считают, что Египет рассчитывает на лояльность российской стороны, поскольку местные власти поддерживают закупки российской авиатехники.