Шубы сдали на отбеливание - «Финансы»
1 апреля в России стартует пилотный проект маркировки меховых изделий RFID-метками, который призван вывести из тени 80% мехового рынка. Для этого ФНС создаст национальную базу по отслеживанию меховых изделий с момента их изготовления до продажи потребителю. С 1 октября оборот немаркированных шуб в России будет запрещен. Эксперимент по маркировке шуб планировали начать единовременно во всех странах ЕАЭС, но большая часть из них не успела ратифицировать документы, поэтому пока вместо борьбы с контрабандой идет обкатка технологий на страновом уровне. По завершении работ над маркировкой участники рынка ожидают роста цен у «серых» дилеров при сохранении прежних ценников в «белом» секторе.
1 апреля в РФ запускается пилотный проект маркировки товарных изделий RFID-метками. Постановление правительства о проведении эксперимента по маркировке товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха» подписано 24 марта. Как рассказал замглавы ФНС Дмитрий Григоренко, теперь участники рынка — от производителей до перекупщиков — могут на добровольной основе завести на сайте ФНС личный кабинет для доступа к системе маркировки. Каждая единица товара в ней получает детальное описание и уникальный номер, а компания заключает с «Гознаком» договор на изготовление марок для изделий.
Контролировать информационную систему, которая будет отслеживать перемещение каждой единицы товара из меха, будет ФНС. Марки предусмотрены трех видов: вшивные, клеевые (по 15 руб. за штуку) и навесные (по 22 руб.). Все они снабжены RFID-метками, начинку которых производит «Роснано». Красный цвет стикера марки будет означать импорт, зеленый — российское производство. По словам господина Григоренко, цель системы маркировки — «обелить» серый сектор меховой торговли и защитить потребителя от подделок.
Метки могут считываться смартфоном при помощи QR-кода, содержащего информацию о товаре: стране происхождения, виде меха, производителе и т. д.
О планах по широкому использованию RFID-чипов в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) заявляли еще осенью 2015 года. По оценкам ЕЭК, это должно увеличить фискальные поступления в странах ЕАЭС на $500 млн в год. (см. «Финансы и Банки» от 9 сентября 2015 года). Впрочем, пока до победы над контрафактом на меховом рынке далеко. В условиях общей таможенной границы отслеживание оборота мехов на страновом уровне становится бессмысленным, а одномоментно на территории всех стран ЕАЭС, как планировалось раньше, эксперимент запущен не будет. «Запуск состоится позже 1 апреля, поскольку не все страны успели завершить ратификацию подписанного в сентябре 2015 года соглашения о проведении пилотного проекта»,— говорят в комиссии. Соглашение пока ратифицировано только Казахстаном. В Армении ратификация поддержана парламентом, но документ ожидает подписи президента, а в России, Киргизии и Белоруссии пока находится на рассмотрении в парламентах.
Сроков начала общеевразийского эксперимента в ЕЭК не называют, но обещают приложить все усилия для ускорения процесса: из-за переноса запуска у предпринимателей и у контролирующих органов остается меньше времени, чтобы как следует подготовиться к началу высокого сезона ввоза меховых изделий (июнь-сентябрь). При этом, даже если документ будет ратифицирован в РФ до 1 октября, санкций за неучастие в эксперименте по маркировке для участников рынка до этой даты не предусмотрено — но уже с 1 октября оборот немаркированных меховых изделий в России будет запрещен.
В РФ проведение эксперимента осуществляется за счет бюджетных средств ФНС, Федеральной таможенной службы и Роспотребнадзора; во что он обойдется бюджету, пока неизвестно. По оценке главного инспектора главного управления таможенного контроля выпуска товаров ФТС Сергея Третьякова, ежегодно с соблюдением всех таможенных норм в РФ ввозится порядка 200 тыс. меховых изделий. Это совпадает и с данными представителя компании «Мир кожи и меха» Армена Осипова, сославшегося на экспертные оценки: ежегодно на территорию РФ поступает около 1 млн меховых изделий, 80% которых — неофициальный оборот. «Российский рынок верхней меховой одежды самый серый»,— говорит господин Осипов.
Гендиректор группы компаний «Меха Екатерина» Петр Лебедев уверяет, что эксперимент по маркировке не приведет к удорожанию легального товара для потребителя. «У тех, кто работал “в серую”, цены повысятся,— говорит Армен Осипов,— у тех, кто “в белую”, цены не изменятся».
Как рассказывает господин Григоренко, изначально на участие в пилотном проекте согласились 12 компаний, но по мере приближения его старта стало ясно, что «участников будет много». «В первые дни ожидаем несколько сотен компаний»,— заявил он на вопрос «Финансы и Банки». При успешной реализации пилотного проекта планируется «значительно расширить перечень маркируемых товаров», сообщают в ФНС, однако о том, на какие товары могут быть распространены новые требования, пока неизвестно.