Земфира загрузила «Олимпийский» до краев - «Финансы»
1 апреля в столичном спорткомплексе «Олимпийский» прошел первый из двух концертов Земфиры Рамазановой в рамках тура «Маленький человек». Билетов на масштабное шоу давно не было в продаже, концерт стал важнейшим городским культурным и светским событием. На сцену и зал смотрел БОРИС БАРАБАНОВ.
Тур «Маленький человек» и первоапрельский концерт в СК «Олимпийский» — дань традиции, которая сложилась, похоже, к удивлению даже и самой Земфиры. Начиная с 2000 года, каждые восемь лет она выступает 1 апреля в этом зале и с каждым разом делает шоу все масштабнее и собирает все больше зрителей. В 2016 году, не имея на повестке дня нового альбома, она даже была вынуждена объявить вторую дату в «Олимпийском», 3 апреля, что является для отечественной концертной индустрии беспрецедентным случаем. Билеты на 1 апреля были распроданы мгновенно и стали чем-то вроде валюты. Тур прошел с аншлагами и находился под пристальным вниманием прессы и интернет-общественности. Все спорили о том, что Земфира имела в виду, когда в Нижнем Новгороде заявила о прекращении гастрольной деятельности, и права ли она была, когда на концерте в Вильнюсе попросила зрителей убрать украинский флаг. Музыку и новый концертный состав певицы обсуждали не так горячо, как продажи билетов и раздутые СМИ скандалы.
Концерт 1 апреля в «Олимпийском» был, по словам Земфиры, главным, ради чего все затевалось. С первых шагов в зале ощущалась тяжесть ответственности, которая давила не только на певицу и устроителей, но и на всех пришедших. 30 тыс. человек — это всего на 6 тыс. меньше, чем зал может вместить в спортивной конфигурации. Это рекорд. Ощущение огромного пространства, в котором лучи прожекторов, казалось, растворялись в темноте, так и не достигнув берега, было не похоже ни на что, здесь происходившее. Возможно, так ощущали себя зрители на концертах Pink Floyd в 1989 году.
«Взять» такой зал можно было хитами, тем более что Земфира не была скована рамками презентации альбома и вполне могла строить программу из лучшего. Но у нее свои представления о правильном сетлисте: никаких поблажек. Из 19 песен, составивших основную часть концерта, разве что две-три можно было отнести к категории не просто хитов разных лет, а к числу вещей, объединяющих нацию. Но и они аранжированы для нынешней программы крайне радикально. В основном массиве музыки было много песен из альбома «Жить в твоей голове» (2013), было две вещи из так и не понятого широкими массами альбома «Спасибо» (2007), три песни из «Вендетты» (2005), непременная «Любовь как случайная смерть», а также не издававшаяся официально песня «За билеты». Закрывала эту часть концерта песня «Lightbulbs» («Лампочки») сайд-проекта Земфиры The Uchpochmack, строчкой из этой песни назван весь тур.
Песни были исполнены под аккомпанемент целиком зарубежного состава музыкантов, который сопровождал Земфиру на протяжении всего турне. Силами пятерых легионеров были сделаны густые темные аранжировки с максимальным использованием двух электрогитар, и это мало располагало к легкому времяпровождению. Стоит добавить, что сложному сумрачному саунду новой группы не лучшую службу сослужила акустика СК «Олимпийский». За техническое обеспечение также несли ответственность зарубежные профессионалы, но побороть зал, как это удалось другой зарубежной технической бригаде на концерте в 2008 году, нынешним партнерам Земфиры не удалось. Во всяком случае, это касается наиболее нагруженных важной информацией песен, тех, что предполагают сопереживание, а не ностальгические танцы. Каждый удар барабанной палочки не только обрабатывался электроникой, но еще и отражался от трибун, и сложно было отделить хитроумный новый саунд от обычного эха.
При этом большая часть присутствующих явно наслаждалась происходящим. Это было ясно и по реакции в зале, и по последующим комментариям в социальных сетях. Верные поклонники Земфиры, которых она определяет как фан-зону,— особый ресурс грандиозного успеха турне. Это люди, которые первыми покупают билеты, ездят на все концерты певицы и придумывают флеш-мобы. Вот на «Lightbulbs», например, по рукам обитателей танцпартера поплыл увешанный лампочками парусник — удивительный подарок героине вечера. Еще одна категория абсолютно восторженных зрителей — те, кто любит Земфиру тихо, дома, зато давно и на всю жизнь. Те, кто в принципе редко выбирается на какие-либо концерты, для кого выступление Земфиры — важный и дорогостоящий опыт социализации. У таких зрителей критическое восприятие полностью отключено, при первых же звуках знакомых аккордов включается внутричерепной плейер, и они подпевают уже не певице на сцене, а своим юношеским воспоминаниям. И, наконец, сравнительно небольшая категория зрителей — та, которой действительно интересен ее прогресс, ход ее мысли, но которой все же хочется и развлечения. Рискну предположить, что для этой части публики дожить до бисов, среди которых были «П.М.М.Л.», «Искала» и «Хочешь?», было непросто. Некоторые не сдюжили.
Новое шоу Земфиры оказалось историей не только о грузе ответственности, но и грузе популярности, грузе независимости, в конце концов, боли семейных утрат. Земфира точно взяла новую планку, выбрав тех музыкантов, которых считает лучшими для себя, отобрав песни, которые считает уместными, показав грандиозный коммерческий результат и продемонстрировав, что такое «быть свободным человеком». Но что бы она ни говорила о счастье подготовки этой программы, до конца в счастье Земфиры поверить было сложно.