"Возрождение" поработает на зарплату - «Финансы»
Банк "Возрождение" планирует нарастить розницу в 2016 году на 20%, притом что ЦБ в этом году позитивной динамики в сегменте не прогнозировал. В банке после смены акционеров наконец решили обработать собственную базу зарплатных клиентов, количество которых превышает 750 тыс. человек. Решение это хотя и запоздалое, но логичное, указывают эксперты, хотя одной идеей работы с зарплатными клиентами проблему не устранить, потому что большинство клиентов уже закредитованы.
Банк "Возрождение" вчера отчитался по результатам 2015 года, сообщив о чистом убытке в размере 3,8 млрд руб. против чистой прибыли 1,2 млрд руб. годом ранее. Отрицательный финансовый результат банк показал впервые с 1999 года, до сих пор даже в кризисные 2008-2009 годы банк оставался прибыльным. Отчисления в резервы в 2015 году втрое превысили аналогичный показатель 2014 года и составили 9,5 млрд руб. 2015 год, в целом сложный для банковского сектора, для "Возрождения" стал сложным вдвойне. Банк продолжал деятельность в условиях затянувшейся смены собственников, новые акционеры в лице братьев Ананьевых были согласованы ЦБ только в конце 2015 года. На этом фоне банку пришлось пережить и отток корпоративных средств — за год сокращение составило 17,4% (до 42,4 млрд руб.) — и сокращение корпоративного кредитного портфеля на 2,6% (до 120,7 млрд руб.). Фактически оживление корпоративного кредитования началось только в четвертом квартале, когда кредитный портфель банка увеличился на 11,5%.
Этот год банк планирует закончить с чистой прибылью в размере 2,5 млрд руб., сообщил вчера глава банка Константин Басманов. Большие планы банк, в частности, возлагает на розницу. Общий рост кредитного портфеля на этот год запланирован в размере 12%, при этом розничный портфель может вырасти на 20%. В то же время ЦБ прогнозировал в этом году незначительные темпы роста, крупнейшие банки закладывали в прогнозы однозначные значения. В 2015 году розница у "Возрождения" выросла на 14% — преимущественно за счет участия в госпрограмме по ипотеке. В 2016 году ипотека, по прогнозам банка, вырастет на 19%, а в потребкредитовании рост запланирован на уровне 22%. Сейчас ипотечный портфель банка составляет 36 млрд руб., а на остальные розничные кредиты приходится 17 млрд руб.
Необеспеченное кредитование банк планирует наращивать в сегменте кредитных карт. "Наша задача обеспечить кредитной картой каждого зарплатного клиента, которые сейчас кредитуются в других банках",— заявил вчера руководитель блока "Розничный бизнес" банка "Возрождение" Евгений Дмитриев. У "Возрождения" порядка 750 тыс. активных зарплатных клиентов. О необходимости обеспечить кредитными продуктами собственных клиентов банк заявлял еще год назад. Однако, как вчера отметили в банке, из-за сложной ситуации в прошлом году особых успехов в этом направлении пока достичь не удалось.
По мнению экспертов, идея наращивать кредитование своих клиентов правильная, но сложная в текущих условиях. "У банка есть хорошее присутствие в Московской области — вполне логично использовать это преимущество,— считает аналитик Moody`s Семен Исаков.— Обычно в регионах высокая лояльность к бренду и этим разумно воспользоваться". Он также добавляет, что в прошлом году банку было важно сохранить свою клиентскую базу на фоне смены акционеров и, как правило, агрессивный маркетинг в такой ситуации не всегда является успешной стратегией. "Сейчас с точки зрения диверсификации и глубины охвата собственными продуктами у "Возрождения" есть значительный потенциал для улучшения,— добавляет аналитик S&P Сергей Вороненко.— Хотя в 2016 году не стоит ждать от розничного кредитования особого оптимизма, база зарплатных клиентов как раз является наименее рискованным сегментом для роста бизнеса". Впрочем, рыночные условия для роста в рознице сейчас не лучшие. "Момент для активизации в сегменте кредитных карт немного упущен,— указывает глава Frank Research Group Юрий Грибанов.— Зарплатную аудиторию нужно мотивировать взять кредитку именно "Возрождения", в то время как сейчас у этих клиентов есть продукты, которые их вполне могут устраивать по условиям". Просто предложить зарплатному клиенту кредитный продукт недостаточно, конкуренция в этом сегменте высока и достаточное число банков предлагает карты с разными опциями, здесь можно конкурировать более низкой ставкой и адекватным лимитом, резюмирует эксперт.