ЦБ пояснил, что хочет раскрывать о банках - «Финансы» » Финансы и Банки
Создать акаунт

ЦБ пояснил, что хочет раскрывать о банках - «Финансы»

09 апр 2016, 16:00
Финансы
130
0
ЦБ пояснил, что хочет раскрывать о банках - «Финансы»

Банк России накануне объявил, что собирается публиковать данные о запретах на некоторые операции кредитных организаций. Заместитель председателя ЦБ Василий Поздышев пояснил «Финансы и Банки», какие решения регулятора могут быть раскрыты на своем сайте, а что банки должны раскрывать сами.


О том, что регулятор намерен сделать публичными запреты на ряд операций для действующих банков, накануне рассказала председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Сейчас по закону «О Центральном банке» сведения о мерах, применяемых к кредитным организациям, раскрытию не подлежат. Как пояснил господин Поздышев, международная практика надзора идет в сторону большей публичности мер надзорного реагирования, что делается регуляторами в целях большей транспарентности деятельности как самого регулятора, так и финансовых организаций перед обществом. Но сейчас в российской практике складывается ситуация, когда в первую очередь информированными о состоянии банка оказываются лица, связанные с собственниками и менеджментом банка. А для ЦБ важен принцип симметричности информации о мерах, применяемым к банкам, работающим с широким кругом контрагентов — кредиторами и вкладчиками, особенно с гражданами, добавляет он. Иначе доступ к информации о претензиях регулятора к банку имеют только те кредиторы и вкладчики, кого захотел проинформировать сам банк.

«В целях повышения рыночной дисциплины предполагается раскрытие перед неограниченным кругом лиц информации о введении или отмене запретов на осуществление банковских операций, вводимых Банком России на основании ст. 74 закона о ЦБ»,— говорит Поздышев.

Предполагается, что информация будет раскрываться на сайте регулятора в день введения в действие (или отмены) запрета. На начальном этапе ЦБ предлагает раскрывать информацию о введении наиболее серьезных мер в отношении кредитных организаций — запретов на осуществление банковских операций. «На наш взгляд, это должен быть первый шаг еще и для того, чтобы недобросовестные участники рынка не могли воспользоваться неинформированностью граждан и активно привлекать вклады, несмотря на введенный им запрет. К сожалению, такие случаи могут быть,— указывает господин Поздышев.— В дальнейшем после анализа практики раскрытия информации о запретах мы предполагаем рассмотреть вопрос о распространении соответствующего подхода и на иные надзорные меры, например, ограничения».

По словам господина Поздышева, Банк России не видит существенных рисков в раскрытии указанной информации. Тем не менее в международной практике ограничением для раскрытия регулятором указанной информации могут являться случаи, когда публикация указанной информации может повлечь возникновение угрозы стабильности банковской системы. «Иначе говоря, в исключительных случаях у Банка России должна быть возможность не раскрывать информацию о примененных мерах,— поясняет он.— Например, когда раскрытие информации может негативно сказаться на стабильности банковской системы».

Однако регулятор предлагает банкам также давать больше информации о своей деятельности. В целях повышения доступности информации о рисках банков для их инвесторов и клиентов (и других заинтересованных лиц) предполагается, что банки сами будут раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о рисках. «Есть два пути решения этой задачи: раскрытие этой информации через публикуемые формы отчетности на сайте самого банка и (или) на сайте ЦБ, либо раскрытие этой информации на договорной основе — в рамках договора о привлечении средств»,— поясняет господин Поздышев.

В частности, банки могли бы раскрывать информацию об объемах:

— наиболее рискованной части ссудного портфеля, например, о ссудах, предоставленных заемщикам с признаками отсутствия реальной деятельности;

— вложений банка в ценные бумаги, находящиеся в депозитариях, не соответствующих критериям, установленным Банком России;

— зарубежной деятельности кредитной организации (кредиты нерезидентам и корсчета в зарубежных банках);

— ликвидных активов банка, например, активов, используемых и доступных для предоставления в качестве обеспечения Банку России.

Наличие информации о значительных объемах вложений в ценные бумаги, находящиеся в указанных депозитариях, либо о низких объемах ликвидных активов может свидетельствовать о повышенных рисках в деятельности банка, поясняют в ЦБ.

Запрос общества на открытость регулятора в целом и системы банковского надзора в частности достаточно высокий, одновременно есть и сильное беспокойство банков, связанное с поведением более информированных, чем сейчас, кредиторов и вкладчиков, которые могут более активно переходить из банка в банк, прочитав на сайте ЦБ ту или иную информацию. «Мы считаем, пусть лучше граждане и кредиторы получают информацию о банках у первоисточника — на сайте регулятора, чем будут дезинформированы слухами и информационными источниками, не заслуживающими никакого доверия»,— заключает господин Поздышев.

Как ранее сообщал «Финансы и Банки», сейчас в ЦБ обсуждают, в какой закон должны быть внесены соответствующие поправки, позволяющие регулятору публиковать информацию о надзорных действиях в отношении банков. Они могут быть приняты до конца 2016 года, рассчитывают в Банке России.

Ольга Плотонова


Банк России накануне объявил, что собирается публиковать данные о запретах на некоторые операции кредитных организаций. Заместитель председателя ЦБ Василий Поздышев пояснил «Финансы и Банки», какие решения регулятора могут быть раскрыты на своем сайте, а что банки должны раскрывать сами. О том, что регулятор намерен сделать публичными запреты на ряд операций для действующих банков, накануне рассказала председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Сейчас по закону «О Центральном банке» сведения о мерах, применяемых к кредитным организациям, раскрытию не подлежат. Как пояснил господин Поздышев, международная практика надзора идет в сторону большей публичности мер надзорного реагирования, что делается регуляторами в целях большей транспарентности деятельности как самого регулятора, так и финансовых организаций перед обществом. Но сейчас в российской практике складывается ситуация, когда в первую очередь информированными о состоянии банка оказываются лица, связанные с собственниками и менеджментом банка. А для ЦБ важен принцип симметричности информации о мерах, применяемым к банкам, работающим с широким кругом контрагентов — кредиторами и вкладчиками, особенно с гражданами, добавляет он. Иначе доступ к информации о претензиях регулятора к банку имеют только те кредиторы и вкладчики, кого захотел проинформировать сам банк. «В целях повышения рыночной дисциплины предполагается раскрытие перед неограниченным кругом лиц информации о введении или отмене запретов на осуществление банковских операций, вводимых Банком России на основании ст. 74 закона о ЦБ»,— говорит Поздышев. Предполагается, что информация будет раскрываться на сайте регулятора в день введения в действие (или отмены) запрета. На начальном этапе ЦБ предлагает раскрывать информацию о введении наиболее серьезных мер в отношении кредитных организаций — запретов на осуществление банковских операций. «На наш взгляд, это должен быть первый шаг еще и для того, чтобы недобросовестные участники рынка не могли воспользоваться неинформированностью граждан и активно привлекать вклады, несмотря на введенный им запрет. К сожалению, такие случаи могут быть,— указывает господин Поздышев.— В дальнейшем после анализа практики раскрытия информации о запретах мы предполагаем рассмотреть вопрос о распространении соответствующего подхода и на иные надзорные меры, например, ограничения». По словам господина Поздышева, Банк России не видит существенных рисков в раскрытии указанной информации. Тем не менее в международной практике ограничением для раскрытия регулятором указанной информации могут являться случаи, когда публикация указанной информации может повлечь возникновение угрозы стабильности банковской системы. «Иначе говоря, в исключительных случаях у Банка России должна быть возможность не раскрывать информацию о примененных мерах,— поясняет он.— Например, когда раскрытие информации может негативно сказаться на стабильности банковской системы». Однако регулятор предлагает банкам также давать больше информации о своей деятельности. В целях повышения доступности информации о рисках банков для их инвесторов и клиентов (и других заинтересованных лиц) предполагается, что банки сами будут раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о рисках. «Есть два пути решения этой задачи: раскрытие этой информации через публикуемые формы отчетности на сайте самого банка и (или) на сайте ЦБ, либо раскрытие этой информации на договорной основе — в рамках договора о привлечении средств»,— поясняет господин Поздышев. В частности, банки могли бы раскрывать информацию об объемах: — наиболее рискованной части ссудного портфеля, например, о ссудах, предоставленных заемщикам с признаками отсутствия реальной деятельности; — вложений банка в ценные бумаги, находящиеся в депозитариях, не соответствующих критериям, установленным Банком России; — зарубежной деятельности кредитной организации (кредиты нерезидентам и корсчета в зарубежных банках); — ликвидных активов банка, например, активов, используемых и доступных для предоставления в качестве обеспечения Банку России. Наличие информации о значительных объемах вложений в ценные бумаги, находящиеся в указанных депозитариях, либо о низких объемах ликвидных активов может свидетельствовать о повышенных рисках в деятельности банка, поясняют в ЦБ. Запрос общества на открытость регулятора в целом и системы банковского надзора в частности достаточно высокий, одновременно есть и сильное беспокойство банков, связанное с поведением более информированных, чем сейчас, кредиторов и вкладчиков, которые могут более активно переходить из банка в банк, прочитав на сайте ЦБ ту или иную информацию. «Мы считаем, пусть лучше граждане и кредиторы получают информацию о банках у первоисточника — на сайте регулятора, чем будут дезинформированы слухами и информационными источниками, не заслуживающими никакого доверия»,— заключает господин Поздышев. Как ранее сообщал «Финансы и Банки», сейчас в ЦБ обсуждают, в какой закон должны быть внесены соответствующие поправки, позволяющие регулятору публиковать информацию о надзорных действиях в отношении банков. Они могут быть приняты до конца 2016 года, рассчитывают в Банке России. Ольга Плотонова

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Top.Mail.Ru