СРО не хотят быть иностранными агентами - «Финансы» » Финансы и Банки
Создать акаунт

СРО не хотят быть иностранными агентами - «Финансы»

21 апр 2016, 19:01
Финансы
135
0
СРО не хотят быть иностранными агентами - «Финансы»

Сегодня в Госдуме в первом чтении будет рассматриваться поправки к закону "О некоммерческих организациях (НКО)" в части уточнения понятия "политическая деятельность". Если он будет принят в нынешнем виде, то саморегулируемые организации (СРО) финансового рынка по ряду формальных признаков могут подпасть под его действие, опасаются участники рынка. Юристы не разделяют опасений финансистов, но вместе с тем предупреждают, что закон не равен правоприменительной практике.


По действующему закону НКО может быть признана иностранным агентом, если она финансируется из-за рубежа и занимается политической деятельностью. Согласно тексту поправок, политической может быть признана деятельность, влияющая на выработку и реализацию госполитики, формирование госорганов и органов местного самоуправления, их решения и действия. Влияние может быть оказано путем "публичных обращений к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на их деятельность, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов".

Если поправки будут приняты в таком виде, то финансовые СРО рискуют быть причислены к иностранным агентам. Это может угрожать им ростом издержек в виде дополнительной отчетности, а также пристальным отношением к их деятельности со стороны Минюста и увеличением внимания со стороны финансовых властей. Дело в том, что в состав крупных СРО входят участники, являющиеся компаниями с иностранными инвестициями. Таким образом, рассуждают участники рынка, даже их членские взносы могут трактоваться как "финансирование из-за рубежа". "Мы проводим множество крупных мероприятий, конференций. Если в их финансировании принимает участие иностранная компания, то гипотетически мы можем подпасть под действие этого закона", — считает президент Национальной фондовой ассоциации (НФА) Константин Волков. По словам руководителя административно-правового управления Райффайзенбанка Андрея Кабанова, определение иностранного агента в законе является весьма широким. "Оценить перспективы применения законопроекта к финансовым СРО в отсутствие официальных разъяснений и правоприменительной практики является затруднительным",— констатирует господин Кабанов. "Нас беспокоит, что по ряду формальных признаков наша деятельность может быть сочтена политической",— говорит предправления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев. В качестве примера господин Тимофеев приводит традиционное участие СРО в разработке значимых законопроектов, обращения в профильные ведомства и т. д.

Поэтому участники финансового рынка хотят убедиться, что СРО не подпадают под действие новых поправок. Как поясняет заместитель председателя комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Тарнавский, аппаратная работа, характерная для ежедневной деятельности СРО, не подпадает под действие законопроекта. Но надо четко видеть грань, за которой лоббирование интересов рынка переходит в плоскость политической деятельности. "Если вам из-за рубежа пришли деньги и вы на них ругаете власть, то надо просто стать иностранным агентом",— поясняет господин Тарнавский. Главным признаком, которым закон определяет политическую деятельность, является ее публичность, подтверждают юристы. "Некоммерческие организации вправе вести экспертную деятельность. Но надо понимать, что в данном законопроекте четко расставлены маячки, и надо стараться за них не заходить. Я не разделяю опасений финансистов, однако хочу напомнить, что закон и практика его применения — это разные вещи",— отмечает управляющий партнер юридической фирмы Legal Capital Partners Дмитрий Крупышев. Управляющий партнер "Пепеляев Групп" Сергей Пепеляев считает, что можно было бы в законопроекте в числе исключений сослаться на бизнес-ориентированность поведения некоммерческой организации. Глава комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин (один из тех, кто вносил закон в Госдуму) отметил, что в отношении СРО есть самостоятельное регулирование, поэтому каждый случай должен рассматриваться отдельно через призму этого регулирования.

Впрочем, ко второму чтению законопроект может претерпеть значительные изменения. "Хорошо, что финансисты подняли этот вопрос. Если ко второму чтению представители финансовых СРО выйдут на нас и предложат свои идеи, мы обязательно примем их к сведению",— сказал глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов.

Мария Сарычева


Сегодня в Госдуме в первом чтении будет рассматриваться поправки к закону "О некоммерческих организациях (НКО)" в части уточнения понятия "политическая деятельность". Если он будет принят в нынешнем виде, то саморегулируемые организации (СРО) финансового рынка по ряду формальных признаков могут подпасть под его действие, опасаются участники рынка. Юристы не разделяют опасений финансистов, но вместе с тем предупреждают, что закон не равен правоприменительной практике. По действующему закону НКО может быть признана иностранным агентом, если она финансируется из-за рубежа и занимается политической деятельностью. Согласно тексту поправок, политической может быть признана деятельность, влияющая на выработку и реализацию госполитики, формирование госорганов и органов местного самоуправления, их решения и действия. Влияние может быть оказано путем "публичных обращений к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на их деятельность, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов". Если поправки будут приняты в таком виде, то финансовые СРО рискуют быть причислены к иностранным агентам. Это может угрожать им ростом издержек в виде дополнительной отчетности, а также пристальным отношением к их деятельности со стороны Минюста и увеличением внимания со стороны финансовых властей. Дело в том, что в состав крупных СРО входят участники, являющиеся компаниями с иностранными инвестициями. Таким образом, рассуждают участники рынка, даже их членские взносы могут трактоваться как "финансирование из-за рубежа". "Мы проводим множество крупных мероприятий, конференций. Если в их финансировании принимает участие иностранная компания, то гипотетически мы можем подпасть под действие этого закона", — считает президент Национальной фондовой ассоциации (НФА) Константин Волков. По словам руководителя административно-правового управления Райффайзенбанка Андрея Кабанова, определение иностранного агента в законе является весьма широким. "Оценить перспективы применения законопроекта к финансовым СРО в отсутствие официальных разъяснений и правоприменительной практики является затруднительным",— констатирует господин Кабанов. "Нас беспокоит, что по ряду формальных признаков наша деятельность может быть сочтена политической",— говорит предправления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев. В качестве примера господин Тимофеев приводит традиционное участие СРО в разработке значимых законопроектов, обращения в профильные ведомства и т. д. Поэтому участники финансового рынка хотят убедиться, что СРО не подпадают под действие новых поправок. Как поясняет заместитель председателя комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Тарнавский, аппаратная работа, характерная для ежедневной деятельности СРО, не подпадает под действие законопроекта. Но надо четко видеть грань, за которой лоббирование интересов рынка переходит в плоскость политической деятельности. "Если вам из-за рубежа пришли деньги и вы на них ругаете власть, то надо просто стать иностранным агентом",— поясняет господин Тарнавский. Главным признаком, которым закон определяет политическую деятельность, является ее публичность, подтверждают юристы. "Некоммерческие организации вправе вести экспертную деятельность. Но надо понимать, что в данном законопроекте четко расставлены маячки, и надо стараться за них не заходить. Я не разделяю опасений финансистов, однако хочу напомнить, что закон и практика его применения — это разные вещи",— отмечает управляющий партнер юридической фирмы Legal Capital Partners Дмитрий Крупышев. Управляющий партнер "Пепеляев Групп" Сергей Пепеляев считает, что можно было бы в законопроекте в числе исключений сослаться на бизнес-ориентированность поведения некоммерческой организации. Глава комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин (один из тех, кто вносил закон в Госдуму) отметил, что в отношении СРО есть самостоятельное регулирование, поэтому каждый случай должен рассматриваться отдельно через призму этого регулирования. Впрочем, ко второму чтению законопроект может претерпеть значительные изменения. "Хорошо, что финансисты подняли этот вопрос. Если ко второму чтению представители финансовых СРО выйдут на нас и предложат свои идеи, мы обязательно примем их к сведению",— сказал глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов. Мария Сарычева

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Top.Mail.Ru