Полис ОСАГО теперь розовый - «Финансы»
Страховщики подготовили несколько важных реформ в области ОСАГО. С 1 июля меняются внешний вид страхового полиса и уровень его защиты: теперь он розового цвета и содержит новые металлизированные нити и QR-код, по которому можно будет узнать данные о водителе. Одновременно с этим Владимир Путин поручил до 1 октября усовершенствовать механизм выплат в рамках ОСАГО таким образом, чтобы водители чаще ремонтировали машины в автосервисах, а не брали возмещение деньгами.
Внешний вид нового полиса утвержден сегодня на президиуме Российского союза автостраховщиков (РСА) и представлен журналистам. «Финансы и Банки» ранее сообщал детали внешнего вида бланка, сейчас появились дополнительные подробности. По словам президента РСА Игоря Юргенса, впервые с момента действия ОСАГО изменен цвет бланка полиса: теперь он будет не зеленый, а розовый. Усложнена степень защиты полиса от подделок: теперь на нем изображены «графические фигуры», введена цветовая растяжка между желтым, розовым и сиреневым цветами. У двухслойных бланков отрывная часть стала фиолетовой. Изменен шрифт, поменялись размер и расположение водяных знаков: на просвет по центру теперь виден автомобиль, а вертикально по бокам — логотип РСА. В полис теперь встроена новая металлизированная нить. «Для того чтобы мошенникам изготовить подделку, потребуется не менее двух лет только в части повторения этой нити»,— заявил господин Юргенс.
В верхнем правом углу бланка теперь есть место для QR-кода (для специальных считывающих устройств): на начальном этапе через этот код можно будет получить информацию о том, какой компании бланк отгружен. Позже он будет дополняться данными об автовладельце, его автомобиле и остальной информацией из базы данных страховщиков. В теории это упростит работу инспекторам ГИБДД, если их оснастят специальными считывателями. В перспективе, говорят в РСА, бланк дополнят информацией о том, из чего складывается цена ОСАГО конкретного водителя: территориальные, стажевые коэффициенты, размер скидки/надбавки за аварийность и так далее.
Напомним, что поводом для замены полисов стала резко возросшая активность страховых мошенников. По оценкам экспертов РСА, сейчас у водителей на руках около 1 млн подделок, это примерно 2,5% всех полисов ОСАГО. Фальшивая страховка стоит примерно 1,5 тыс. руб., что в три-четыре раза дешевле настоящей (средняя цена полиса — 5,5 тыс. руб.). В некоторых городах налажена даже бесплатная курьерская доставка с инструкцией по заполнению фальшивок. Независимые эксперты связывают рост количества фальшивок с увеличением цены ОСАГО в 2014–2015 годах на фоне экономического кризиса, о чем ранее сообщал «Финансы и Банки». Для некоторых автовладельцев страховка стала стоить 10 тыс. руб. и выше. В связи с этим замену бланков на более защищенные некоторые эксперты называют «борьбой с симптомами», а не с причинами роста мошенничества.
Замена бланков начнется с 1 июля по мере оформления водителями новых договоров. Ранее выданные бланки продолжают действовать, пока не кончится старый договор. По словам господина Юргенса, все затраты по замене полисов лягут на страховые компании. Для страховщика стоимость изготовления однослойного бланка полиса ОСАГО составит 5 руб. 10 коп. (сейчас 4 руб. 78 коп.), двухслойного — 6 руб. 57 коп. (сейчас 5 руб. 98 коп.).
Параллельно с этим РСА разрабатывает реформу системы выплат по ОСАГО. Сейчас, напомним, пострадавший автовладелец может выбрать, получить ли со страховой деньги или поручить отремонтировать автомобиль в сервисе страховщиков. В РСА же предлагают осуществлять ремонт практически безальтернативно: денежная выплата будет применяться лишь в исключительных случаях (к примеру, если сервис далеко от дома). Взамен водитель будет получать бонус: не надо будет доплачивать за износ запчастей (сейчас выплата как натуральным образом, так и деньгами происходит с учетом износа). Конкретные предложения должны быть представлены правительством РФ и ЦБ к 1 октября: сегодня президент Владимир Путин дал соответствующее поручение. Все эти нововведения нужны, объясняют в РСА, для борьбы с мошенниками-автоюристами, которые побуждают клиентов к выбору выплаты в денежной форме, получая 30–40% от полученной суммы в качестве оплаты своих услуг. По словам господина Юргенса, в 2015 году граждане заплатили автоюристам более 10 млрд руб. из системы ОСАГО. Независимые эксперты уже выступили против этой инициативы: они считают, что автовладельцы от нововведения проиграют, поскольку в автосервисах, куда страховые компании направляют клиентов, машины ремонтируют некачественно, о чем сообщал «Финансы и Банки».
Как автовладельцам готовят реформу по пересмотру скидок и бонусов ОСАГО
Как стало известно "Ъ" в марте, автовладельцам готовят масштабную реформу по пересмотру системы скидок и надбавок «бонус-малус», от которой зависит итоговая цена полиса ОСАГО. Российский союз автостраховщиков (РСА) отправил в марте в ЦБ предложения по откреплению коэффициента аварийности от автомобиля. По расчетам страховщиков, в итоге реформы порядка 20% автовладельцев получат бонусы, а 5% водителей — аварийные надбавки. Юристы называют идею РСА «на редкость разумной», однако, по их словам, последняя правка коэффициентов ОСАГО принесла страховщикам дополнительные 19 млрд руб.
С ОСАГО требуют сдачу
Генпрокуратура в апреле пообещала проверит законность указания Центробанка РФ, согласно которому страховщики могут удерживать 23% от страховой премии в случае расторжения страхователем договора об ОСАГО. Как стало известно "Ъ", в надзорное ведомство обратился зампред Общественного совета при ГУ МВД по Москве Виктор Травин, который считает, что правило должно быть отменено как противоречащее российскому законодательству. Эксперты в целом поддерживают эту точку зрения.