Налоговая информация собирается в Европу - «Финансы»
Тема присоединения России к европейскому налоговому законодательству, предусматривающему обмен информацией о налогоплательщиках—резидентах более 150 стран и их бенефициарах, вплотную приблизилась к практической реализации. По информации "Ъ", перейти от слов к подписанию межстранового соглашения об обмене информацией Россия может уже в мае. Это должно повлечь принятие соответствующего законодательства и выпуск разъяснений для банков и других финорганизаций: что, как и кому передавать. Без этого готовиться к новому регулированию банки не могут, указывают участники рынка, призывая власти поторопиться.
О том, что официально оформить договор о присоединении к "европейской FATCA" Россия готовится уже в мае, "Ъ" сообщили три источника, близких к переговорному процессу. До сих пор российские власти говорили о соответствующих намерениях. Подписание межстранового соглашения (которое вводит централизованный автоматический обмен российских участников финрынка соответствующей информацией с властями других стран) — ключевой момент. Только после этого могут появиться соответствующие законодательные и регулирующие нормы, описывающие порядок обмена. По информации "Ъ", работу над соответствующим законопроектом, который регулирует внутреннюю методологию работы финансовых институтов России по обмену налоговой информацией со странами, присоединившимися к евро-Fatca — стандарту CRS (Common Reporting Standard получил такое неформальное название, так как идея зародилась в Европе.— "Ъ"), Минфин РФ уже начал. Как указывают источники "Ъ", имеется даже некий драфт. По их словам, в ближайшее время он будет разослан в соответствующие ведомства.
CRS — аналог американского налогового законодательства FATCA, предполагающего обмен налоговой информацией о резидентах США между финорганизациями разных стран и IRS (налоговой службой США), к которому российские банки и другие финансовые институты уже присоединились. Обязательство присоединиться к CRS в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Россия приняла еще в 2014 году (см. "Ъ" от 15 ноября 2014 года). Сбор финорганизацией соответствующей информации о клиентах-нерезидентах должен начаться уже с 2017 года. Обмен — с 2018 года. Объектом пристального внимания в рамках CRS станут счета учета денежных средств и финансовых активов, любое участие в инвестиционной организации, договор накопительного страхования и т. п. В отчетность должны включаться персональные данные клиента, информация по доходам, платежам и остаткам на счетах, сведения о бенефициарах.
Тот факт, что в случае с CRS обмен информацией будет регламентироваться межстрановым соглашением,— ключевое отличие во внедрении в России евро- и просто FATCA. По FATCA из-за санкций и ухудшения геополитической обстановки договоренности о централизованном обмене информацией так и не были достигнуты. В результате финорганизации взаимодействуют с IRS напрямую, что создает немало сложностей. Если межстрановое соглашение по CRM не сорвется, то с учетом централизации этого обмена на ФНС на сей раз все будет гораздо проще. Именно у налоговиков будет аккумулироваться информация с рынка для обмена, они же и будут рассылать ее в соответствующие органы других стран, подключившихся к протоколу CRS (на текущий момент — почти 100 стран, будет 153).
Участники рынка с нетерпением ждут как заключения соглашения Россией по вступлению в CRS, так и нового законодательства и методических разъяснений. "Главное — успеть внести законопроект в весеннюю сессию, поскольку в осеннюю, скорее всего, депутатам будет не до этого из-за выборов",— волнуется один из собеседников "Ъ". Несмотря на наличие опыта работы по FATCA, для рынка оперативное появление нового законодательства и разъяснений критично важно. "Внедрение протокола CRS несколько отличается и потребует от банков и других финорганизаций создания новых механизмов и процессов по сбору и передаче данных,— говорит партнер PwC Legal CIS Максим Кандыба.— Если для FATCA каждый банк самостоятельно заключает договор с надзорным органом США и передает ему информацию напрямую, то для европейского аналога этой системы российские банки должны будут предоставлять информацию национальному регулятору, который потом уже будет перенаправлять ее. Для этих целей в России необходимо принять соответствующий закон, определяющий общие принципы, а потом еще дополнительные подзаконные акты, на основании которых российские банки смогли бы начать настройку механизмов работы по CRS". По его мнению, в случае промедления банкам будет сложно успеть настроить все процессы в срок. "Пора решать этот вопрос, времени осталось мало, нужны четкие ответы от ФНС",— подтверждает зампред правления Сбербанка Белла Златкис. "Мы готовы исполнять все, что идет от налоговых органов,— добавляет вице-президент ВТБ24 Игорь Венгеров.— Но хотелось бы иметь время для того, чтобы успеть настроить все бизнес-процессы".
Процесс этот довольно длительный по времени, указывают эксперты. "Перед тем как начать собирать информацию и классифицировать клиентов, организации финансового рынка должны настроить системы, производственные процессы, а среднее время внедрения новых IT-процессов — три месяца. И это надо учитывать. Для того чтобы все настроить, нужны методические рекомендации, и логично предположить, что их еще должен выпустить ЦБ, который является регулятором для всех российских финансовых институтов",— поясняет эксперт по FATCA, CRS и комплаенсу Дмитрий Чистов. С учетом того, что до 2017 года осталось всего 8 месяцев и часть из этого времени должна пойти на модификацию и обкатку банковских технологий, необходимо как можно скорее подписывать международное соглашение, принимать соответствующие нормативные акты и готовить методические рекомендации, резюмирует господин Чистов.
На запрос "Ъ" в Минфине, ФНС и ЦБ не ответили.