Патриотом быть обязан - «Финансы» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Патриотом быть обязан - «Финансы»

22 апр 2016, 19:01
Финансы
136
0
Патриотом быть обязан - «Финансы»

В России бум на патриотическое воспитание: разрабатывается сразу несколько проектов единого федерального закона "О патриотическом воспитании", ищутся универсальные формулы и "операционализированные идеи". Не дожидаясь отмашек из центра, бьет ключом инициатива на местах — в регионах пишут свои законы, а по городам и весям молодежь без всяких законов усиленно обучают любить Родину. Форматы, правда, разнообразием не блещут: в основном подрастающее поколение учат стрелять. За превратностями патриотических исканий в центре и провинции наблюдал "Огонек"


На старте нынешней избирательной кампании по выборам в Госдуму эксперты высказывали опасения, что она не станет запоминающейся и яркой, поскольку в условиях кризиса ощущается явный дефицит "позитивной повестки", экономическая тематика малоперспективна, а ресурс запретительных законодательных инициатив практически исчерпан — короче, нечего предложить электорату. Теперь эти тревоги улетучились, а опасения рассосались как дым. Выручил, как, впрочем, и всегда, президент. В феврале, встречаясь с активом Клуба лидеров, он произнес уже ставшее афоризмом: "У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма".

В этой фразе было все, что нужно российскому политику для вдохновения: патриотизм из словарного "чувства любви к Родине" превращался в "идею", которую, как известно, важно правильно оформить, чтобы потом так же правильно пропагандировать. И — бодрый патриотический локомотив пошел: в нижней палате парламента буквально в том же месяце сформировались две группы депутатов, работающие над созданием Федерального закона "О патриотическом воспитании"; в верхней палате предложили свой вариант имплементации "идеи патриотизма" в жизнь. Так был дан старт большой гонке за единственно верное определение патриотизма в России.

В поисках формулы


Надо отдать должное: председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко еще в 2013 году пыталась подступиться к патриотической проблематике, поясняя, что принятие соответствующего федерального закона "жизненно необходимо" и "явно затянулось". В Совете Федерации и Госдуме проводились круглые столы с заинтересованными экспертами, а в 2015 году Межпарламентская ассамблея СНГ даже презентовала текст модельного закона "О патриотическом воспитании".

Тогда, впрочем, не срослось. Правительству показалось, что и принятой Программы о патриотическом воспитании достаточно, к тому же Минобрнауки и Минобороны не поделили "патриотическую поляну" и увязли в спорах. Дело в том, что строки о необходимости патриотического воспитания молодежи в России встречаются сегодня в единственном Федеральном законе — "О воинской обязанности и военной службе", зато полностью отсутствуют в законе "Об образовании". Поскольку Минобороны "воспитывает" преимущественно юношей с 18 лет, встает вопрос: как же охватить прочую молодежь? Военные считают, что нужно просто допустить их в школы, деятели Минобрнауки против, полагая, что справятся и сами.

На этот раз ошибки были учтены, и Совет Федерации предложил сразу перейти от слов к делу. Сенатор Эдуард Исаков в начале апреля объявил: нужно составить "рейтинг патриотизма регионов России". Как его определять? Да обыкновенно: "На основании анализа официальных данных государственных статистических наблюдений, в том числе Росстата, Минобрнауки, Минтруда, Минздрава, Минспорта, Минобороны, МВД, других министерств и ведомств, социологических исследований и опросов, а также анализа материалов СМИ",— заявил господин Исаков. Губернаторов, достигших самых высоких показателей патриотизма,— поощрять, "двоечников" — наказывать в соответствии с рейтингом. А что такое патриотизм, и так всем понятно, не нужно дальше копать: сказано же — это наша национальная идея.

Депутаты нижней палаты парламента в стороне не остались и перспективную тему решили активно осваивать тоже. Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный собрал группу для разработки закона "О патриотическом воспитании", в спину ему дышит другой член "Единой России" — зампредседателя думского комитета по обороне, экс-атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий, который к сентябрю обещал презентовать уже готовый альтернативный вариант закона. На словах депутаты обещают не ссориться и показать "синтез лучших предложений", но на деле гонка напряженная. Выборный, судя по последним заявлениям, намерен сделать акцент на "формировании гражданской идентичности", Водолацкий — на воспитании воинской доблести. Скептики оживились: опять интересы Минобрнауки и Минобороны рискуют пересечься...

Как патриот патриоту


Наблюдая за ажиотажем в Госдуме, эксперты в области патриотизма (а такие в России уже появились) присоединяются к обсуждению горячей темы. И сталкиваются, конечно, с вечной проблемой всех поэтов и философов: как определить, что такое любовь? Как ее измерить?..

На минувшей неделе состоялось заседание "Клуба конкурентов" (это дискуссионная площадка, открытая партией с подходящим названием — "Родина"), где шел разговор о "Практической реализации патриотизма как национальной идеи России". Участвовали в нем сплошь проверенные люди: экономист-евразиец Михаил Хазин, профессор факультета национальной безопасности РАНХиГС Владимир Лутовинов, декан факультета психологии и педагогики РосНОУ Александр Огнев и другие спикеры, не раз отмеченные в подобных дискуссиях. Но и они, к несчастью, не пришли к согласию, лишний раз продемонстрировав собравшимся: сколько экспертов в зале, столько и взглядов на патриотизм.

Главный докладчик заседания, генеральный директор Центра экспертизы "Объединенные резервы" Игорь Цуранов, например, предложил такое определение патриотизма — "это эффективная работа на благо народа и страны". И стал скучно пояснять, что любить родину — это значит много трудиться, строить хорошие дороги, содействовать развитию бизнеса, вкладываться в медицину и образование... В общем, делать все то, к чему нас и так призывают ежеминутно.

— Я категорически не согласен с этими утверждениями,— стоило только закончить Цуранову, заявил экономист Михаил Хазин.— Пока наша национальная идея формулируется вокруг мысли о благосостоянии, опарыши будут продолжать разъедать труп великой державы, будет процветать коррупция. Не деньги должны быть в приоритете, а достоинство. Нужно понять: можно жить богато, но недостойно, а можно не так богато — но с достоинством.

Поэтому, по Хазину, патриотизм — это готовность отстаивать достоинство как своей державы, так и себя самого (важным элементом данной концепции является, конечно, образ врага, посягающего на достоинство). Однако Владимир Лутовинов из РАНХиГС оказался категорически неудовлетворен и этой формулой.

— С точки зрения философии патриотизм не сводится к силе и эффективности, он имеет свою сущность,— туманно начал эксперт.— И сущность это духовная, огрублять ее не надо. Патриотизм, конечно, лучше всего выражает себя в идее служения...

Тут уже запротестовал Александр Огнев, декан факультета РосНОУ, недовольный туманными сущностями и напомнивший, что "стране нужна операционализированная патриотическая идея". В качестве собственного проекта он предложил внимательнее изучать национальные традиции (и опыт российского межнационального общения) для уяснения идеи патриотизма.

На том и завершили, каждый весьма довольный собой.

Горнило чувств


Тем временем регионы, понимая, куда дует идеологический ветер, и не дожидаясь отмашки из центра, уже успели принять массу своих законов "О патриотическом воспитании". Не обошлось без конфузов, связанных с расхваливаемым экспертами "опытом российского межнационального общения". Например, новый губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев в рамках реализации местного закона "О патриотическом и духовно-нравственном воспитании" решил почтить память 146 казаков, погибших на Ольгинском редуте в сражении с четырехтысячным черкесским войском. "На таких примерах,— говорил губернатор,— мы будем воспитывать нашу молодежь, как надо защищать родину". Черкесская молодежь после этой речи краснодарского главы, мягко говоря, напряглась...

Патриотизм оказался далеко не такой безопасной игрушкой, каким его хотели представить. Чувства — они ведь могут и обжигать, даже при максимально "операционализированном" использовании. И при "живом творчестве" чиновников и политиков на патриотической ниве игра на этих чувствах может привести к самым диковинным всходам и травматичным последствиям. Не упустить бы...

Ольга Филина


О формах патриотического воспитания "Огонек" писал в N 45, 2013 года и в N 12, 2015 года


Борьба за патриотизм

Досье

"Огонек" собрал последние думские инициативы, направленные на рост патриотизма и защиту национальных интересов


19 июня 2015 года депутат от "Справедливой России" Олег Пахолков предложил формировать и развивать "чувство патриотизма" у детей и молодежи с помощью дополнительных экскурсий в города-герои и отдельного предмета в учебных заведениях. 19 октября члены Совета Федерации совместно с депутатом-единороссом Валерием Ивановым внесли в Госдуму похожий законопроект, согласно которому образовательные организации обязаны "осуществлять нравственное и патриотическое воспитание детей". Авторы инициативы не стали выдвигать конкретных предложений (чтобы не снижать "использование других форм в ущерб качеству воспитания"), но отметили, что мер, предложенных их коллегой в июне, недостаточно. Оба законопроекта были возвращены из-за несоответствия 104-й статье Конституции РФ (отсутствие заключения правительства РФ).

22 июня 2015 года, в годовщину начала Великой Отечественной войны, член комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев (фракция "Единая Россия") предложил маркировать товары фирм, в прошлом сотрудничавших с фашистскими режимами Германии и Италии. Основной своей целью депутат назвал сохранение исторической памяти. На данный момент законопроект в базе Госдумы отсутствует.

16 октября 2015 года Госдума РФ в первом чтении отклонила законопроект, предлагавший обязать школьников исполнять государственный гимн в начале каждой учебной недели. С этой инициативой выступил член ЛДПР Максим Шингаркин. В пояснительной записке государственный гимн называется одним из символов патриотизма, а его незнание, по версии автора, "не способствует готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины". Профильный комитет счел инициативу чрезмерной.

30 октября представители сразу трех парламентских партий — "Единая Россия", КПРФ и ЛДПР — внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, запрещающий гражданам и компаниям РФ отвечать на запросы зарубежных или международных организаций без предварительного согласия госорганов. Законопроект, по версии авторов, направлен на отстаивание "национальных интересов Российской Федерации в экономике и экономической безопасности" и предусматривает для нарушителей штраф до 10 млн рублей. 16 марта 2016 года проект был отозван.

В феврале 2016 года стало известно о новой "образовательной" инициативе члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного: единоросс предложил разработать модельный закон "О патриотическом воспитании в России" и ввести "государственную лицензию" на него. О внесении законопроекта в Госдуму не сообщалось.

В апреле парламентские фракции приняли решение о сборе средств на установку в Севастополе памятника создателю черноморского флота Григорию Потемкину. Средства собирает благотворительный фонд "Крым — наш!", одной из целей которого называется "распространение нравственности и патриотизма". Лидер КПРФ Геннадий Зюганов выразил надежду, что памятник будет "действительно народным".

Подготовила Елена Федотова


В России бум на патриотическое воспитание: разрабатывается сразу несколько проектов единого федерального закона "О патриотическом воспитании", ищутся универсальные формулы и "операционализированные идеи". Не дожидаясь отмашек из центра, бьет ключом инициатива на местах — в регионах пишут свои законы, а по городам и весям молодежь без всяких законов усиленно обучают любить Родину. Форматы, правда, разнообразием не блещут: в основном подрастающее поколение учат стрелять. За превратностями патриотических исканий в центре и провинции наблюдал "Огонек" На старте нынешней избирательной кампании по выборам в Госдуму эксперты высказывали опасения, что она не станет запоминающейся и яркой, поскольку в условиях кризиса ощущается явный дефицит "позитивной повестки", экономическая тематика малоперспективна, а ресурс запретительных законодательных инициатив практически исчерпан — короче, нечего предложить электорату. Теперь эти тревоги улетучились, а опасения рассосались как дым. Выручил, как, впрочем, и всегда, президент. В феврале, встречаясь с активом Клуба лидеров, он произнес уже ставшее афоризмом: "У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма". В этой фразе было все, что нужно российскому политику для вдохновения: патриотизм из словарного "чувства любви к Родине" превращался в "идею", которую, как известно, важно правильно оформить, чтобы потом так же правильно пропагандировать. И — бодрый патриотический локомотив пошел: в нижней палате парламента буквально в том же месяце сформировались две группы депутатов, работающие над созданием Федерального закона "О патриотическом воспитании"; в верхней палате предложили свой вариант имплементации "идеи патриотизма" в жизнь. Так был дан старт большой гонке за единственно верное определение патриотизма в России. В поисках формулы Надо отдать должное: председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко еще в 2013 году пыталась подступиться к патриотической проблематике, поясняя, что принятие соответствующего федерального закона "жизненно необходимо" и "явно затянулось". В Совете Федерации и Госдуме проводились круглые столы с заинтересованными экспертами, а в 2015 году Межпарламентская ассамблея СНГ даже презентовала текст модельного закона "О патриотическом воспитании". Тогда, впрочем, не срослось. Правительству показалось, что и принятой Программы о патриотическом воспитании достаточно, к тому же Минобрнауки и Минобороны не поделили "патриотическую поляну" и увязли в спорах. Дело в том, что строки о необходимости патриотического воспитания молодежи в России встречаются сегодня в единственном Федеральном законе — "О воинской обязанности и военной службе", зато полностью отсутствуют в законе "Об образовании". Поскольку Минобороны "воспитывает" преимущественно юношей с 18 лет, встает вопрос: как же охватить прочую молодежь? Военные считают, что нужно просто допустить их в школы, деятели Минобрнауки против, полагая, что справятся и сами. На этот раз ошибки были учтены, и Совет Федерации предложил сразу перейти от слов к делу. Сенатор Эдуард Исаков в начале апреля объявил: нужно составить "рейтинг патриотизма регионов России". Как его определять? Да обыкновенно: "На основании анализа официальных данных государственных статистических наблюдений, в том числе Росстата, Минобрнауки, Минтруда, Минздрава, Минспорта, Минобороны, МВД, других министерств и ведомств, социологических исследований и опросов, а также анализа материалов СМИ",— заявил господин Исаков. Губернаторов, достигших самых высоких показателей патриотизма,— поощрять, "двоечников" — наказывать в соответствии с рейтингом. А что такое патриотизм, и так всем понятно, не нужно дальше копать: сказано же — это наша национальная идея. Депутаты нижней палаты парламента в стороне не остались и перспективную тему решили активно осваивать тоже. Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный собрал группу для разработки закона "О патриотическом воспитании", в спину ему дышит другой член "Единой России" — зампредседателя думского комитета по обороне, экс-атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий, который к сентябрю обещал презентовать уже готовый альтернативный вариант закона. На словах депутаты обещают не ссориться и показать "синтез лучших предложений", но на деле гонка напряженная. Выборный, судя по последним заявлениям, намерен сделать акцент на "формировании гражданской идентичности", Водолацкий — на воспитании воинской доблести. Скептики оживились: опять интересы Минобрнауки и Минобороны рискуют пересечься. Как патриот патриоту Наблюдая за ажиотажем в Госдуме, эксперты в области патриотизма (а такие в России уже появились) присоединяются к обсуждению горячей темы. И сталкиваются, конечно, с вечной проблемой всех поэтов и философов: как определить, что такое любовь? Как ее измерить? На минувшей неделе состоялось заседание "Клуба конкурентов" (это дискуссионная площадка, открытая партией с подходящим названием — "Родина"), где шел разговор о "Практической реализации патриотизма как национальной идеи России". Участвовали в нем сплошь проверенные люди: экономист-евразиец Михаил Хазин, профессор факультета национальной безопасности РАНХиГС Владимир Лутовинов, декан факультета психологии и педагогики РосНОУ Александр Огнев и другие спикеры, не раз отмеченные в подобных дискуссиях. Но и они, к несчастью, не пришли к согласию, лишний раз продемонстрировав собравшимся: сколько экспертов в зале, столько и взглядов на патриотизм. Главный докладчик заседания, генеральный директор Центра экспертизы "Объединенные резервы" Игорь Цуранов, например, предложил такое определение патриотизма — "это эффективная работа на благо народа и страны". И стал скучно пояснять, что любить родину — это значит много трудиться, строить хорошие дороги, содействовать развитию бизнеса, вкладываться в медицину и образование. В общем, делать все то, к чему нас и так призывают ежеминутно. — Я категорически не согласен с этими утверждениями,— стоило только закончить Цуранову, заявил экономист Михаил Хазин.— Пока наша национальная идея формулируется вокруг мысли о благосостоянии, опарыши будут продолжать разъедать труп великой державы, будет процветать коррупция. Не деньги должны быть в приоритете, а достоинство. Нужно понять: можно жить богато, но недостойно, а можно не так богато — но с достоинством. Поэтому, по Хазину, патриотизм — это готовность отстаивать достоинство как своей державы, так и себя самого (важным элементом данной концепции является, конечно, образ врага, посягающего на достоинство). Однако Владимир Лутовинов из РАНХиГС оказался категорически неудовлетворен и этой формулой. — С точки зрения философии патриотизм не сводится к силе и эффективности, он имеет свою сущность,— туманно начал эксперт.— И сущность это духовная, огрублять ее не надо. Патриотизм, конечно, лучше всего выражает себя в идее служения. Тут уже запротестовал Александр Огнев, декан факультета РосНОУ, недовольный туманными сущностями и напомнивший, что "стране нужна операционализированная патриотическая идея". В качестве собственного проекта он предложил внимательнее изучать национальные традиции (и опыт российского межнационального общения) для уяснения идеи патриотизма. На том и завершили, каждый весьма довольный собой. Горнило чувств Тем временем регионы, понимая, куда дует идеологический ветер, и не дожидаясь отмашки из центра, уже успели принять массу своих законов "О патриотическом воспитании". Не обошлось без конфузов, связанных с расхваливаемым экспертами "опытом российского межнационального общения". Например, новый губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев в рамках реализации местного закона "О патриотическом и духовно-нравственном воспитании" решил почтить память 146 казаков, погибших на Ольгинском редуте в сражении с четырехтысячным черкесским войском. "На таких примерах,— говорил губернатор,— мы будем воспитывать нашу молодежь, как надо защищать родину". Черкесская молодежь после этой речи краснодарского главы, мягко говоря, напряглась. Патриотизм оказался далеко не такой безопасной игрушкой, каким его хотели представить. Чувства — они ведь могут и обжигать, даже при максимально "операционализированном" использовании. И при "живом творчестве" чиновников и политиков на патриотической ниве игра на этих чувствах может привести к самым диковинным всходам и травматичным последствиям. Не упустить бы. Ольга Филина О формах патриотического воспитания "Огонек" писал в N 45, 2013 года и в N 12, 2015 года Борьба за патриотизм Досье "Огонек" собрал последние думские инициативы, направленные на рост патриотизма и защиту национальных интересов 19 июня 2015 года депутат от "Справедливой России" Олег Пахолков предложил формировать и развивать "чувство патриотизма" у детей и молодежи с помощью дополнительных экскурсий в города-герои и отдельного предмета в учебных заведениях. 19 октября члены Совета Федерации совместно с депутатом-единороссом Валерием Ивановым внесли в Госдуму похожий законопроект, согласно которому образовательные организации обязаны "осуществлять нравственное и патриотическое воспитание детей". Авторы инициативы не стали выдвигать конкретных предложений (чтобы не снижать "использование других форм в ущерб качеству воспитания"), но отметили, что мер, предложенных их коллегой в июне, недостаточно. Оба законопроекта были возвращены из-за несоответствия 104-й статье Конституции РФ (отсутствие заключения правительства РФ). 22 июня 2015 года, в годовщину начала Великой Отечественной войны, член комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев (фракция "Единая Россия") предложил маркировать товары фирм, в прошлом сотрудничавших с фашистскими режимами Германии и Италии. Основной своей целью депутат назвал сохранение исторической памяти. На данный момент законопроект в базе Госдумы отсутствует. 16 октября 2015 года Госдума РФ в первом чтении отклонила законопроект, предлагавший обязать школьников исполнять государственный гимн в начале каждой учебной недели. С этой инициативой

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Top.Mail.Ru