Туристы пересмотрели виды на Крым - «Финансы»
Крым начал терять популярность среди российских туристов. Продавцы авиабилетов уже зафиксировали падение спроса до 25% на перелеты в Симферополь со стороны самостоятельных путешественников. Туроператоры ждут, что в 2017 году остановится рост и в организованном туризме. Попробовав отдыхать в Крыму, россияне предпочитают более развитую инфраструктуру Сочи.
О том, что спрос на авиабилеты в Симферополь сократился более чем на 25% (на 15 процентных пунктов), свидетельствуют данные компании "Связной-Тревел". По ее оценкам, если в 2015 году на это направление приходилось половина бронирований, то сейчас — не более 35%. Коммерческий директор компании Андрей Осинцев называет снижение ожидаемым. "Мы прогнозировали этот эффект по итогам прошлогоднего летнего сезона: инфраструктура полуострова пока не дает такого же качества сервиса, как привычные для россиян Турция и Египет, и многие путешественники, побывав в Крыму, решили, что пока не готовы выбирать его для регулярного отдыха",— объясняет он.
Падение популярности Симферополя заметили и в других агентствах. По данным Biletix, продажи авиабилетов по этому направлению на лето сократились на 7,5% при удорожании среднего чека на 23%, до 10,8 тыс. руб. Но ситуация может измениться, учитывая, что рынок сейчас характеризуется небольшой глубиной бронирования, уточняют в компании. В DaTravel.com заметили падение спроса на Симферополь на 2%. По мнению аналитиков компании, популярность направления снизилась на фоне роста спроса на курорты ближнего зарубежья.
Спрос на отдых в Крыму и соответственно на перелеты в Симферополь стал резко расти весной 2014 года, после проведения референдума о вхождении полуострова в состав России.
Летом 2015 года Крым оказался на пике: системы бронирования называли Симферополь самым востребованным направлением путешествий внутри страны. О постепенном снижении популярности направления первыми заговорили туроператоры минувшей зимой: тогда предполагалось, что спрос на Крым упадет после того, как цены на отдых на полуострове сравняются с ценами в соседнем Краснодарском крае (см. "Ъ" от 18 января).
Но сейчас положение Крыма на организованном рынке выглядит лучше, чем в сегменте самостоятельных бронирований. По словам гендиректора туроператора "Дельфин" Сергея Ромашкина, речь пока идет только о замедлении: если этой зимой интерес был в два раза выше прошлогоднего, то теперь речь идет о росте на 40-50%. "К концу сезона мы можем увидеть суммарный рост потока на 20-25%",— уточняет он. Но, подчеркивает топ-менеджер, уже в этом году Крым в любом случае упрется в собственную границу роста: на полуостров приедут 5,8-6 млн человек, больше регион принять за летний сезон в принципе не сможет из-за емкости гостиничного фонда. Замедление роста спроса Сергей Ромашкин связывает с подорожанием авиабилетов: "Средняя цена перелета в Симферополь и обратно регулярными рейсами составляет 16 тыс. руб., в то время как еще в период ранних бронирований мы говорили о 12 тыс. руб.". При этом, добавляет он, размещение в отелях в Крыму в этом году в среднем на 10% дешевле, чем в Краснодарском крае.
Большие надежды на рост туристического спроса на Крым в этом году чиновники связывали с установленным в конце 2015 года мораторием для туроператоров на продажу путевок в Турцию и закрытием прямых перелетов в Египет. Но, по оценкам Сергея Ромашкина, переориентироваться на российские курорты готовы не более 20% туристов, ранее выбиравших эти направления, да и в этом случае речь идет в основном о Сочи, где "предлагается сопоставимый уровень сервиса". Выигрывает Сочи и в глазах самостоятельных путешественников: по оценкам компании "Связной-Тревел", спрос здесь увеличился на 40%, достигнув 20% в общей структуре продаж. Андрей Осинцев связывает рост популярности курорта с достаточно высоким уровнем сервиса. По его словам, также увеличилась популярность Анапы и Геленджика, которые оказались на третьем месте в числе наиболее востребованных направлений (год назад занимали восьмую строчку). Среди других российских направлений господин Осинцев выделяет Калининград, на который в этом году приходится 2% в общей структуре продаж.