"В ресторане" не нашлось места для Елены Баснер - «Финансы» » Финансы и Банки
Создать акаунт

"В ресторане" не нашлось места для Елены Баснер - «Финансы»

18 мая 2016, 11:03
Финансы
153
0
"В ресторане" не нашлось места для Елены Баснер - «Финансы»

Дзержинский райсуд Санкт-Петербурга вчера полностью оправдал известного эксперта по русскому авангарду, экс-консультанта шведского аукционного дома Bukowskis Елену Баснер, прекратив уголовное преследование искусствоведа за участие в продаже за $250 тыс. подделки картины Бориса Григорьева, подлинник которой хранится в Русском музее. Обвинение Елены Баснер в мошенничестве в особо крупном размере суд посчитал недоказанным, отказавшись удовлетворить гражданский иск потерпевшего — покупателя картины Андрея Васильева — на сумму 16 млн руб.


Оправдательным приговором завершился громкий уголовный процесс против бывшего сотрудника Государственного Русского музея и шведского аукционного дома Bukowskis Елены Баснер — дочери композитора Вениамина Баснера, автора песни "С чего начинается Родина". Прокуратура просила приговорить ее к четырем годам лишения свободы и штрафу в размере 500 тыс. руб. по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), считая, что Елена Баснер, "заведомо зная о высокопрофессиональной подделке" картины русского модерниста Бориса Григорьева "В ресторане" (подлинник которой хранится в Русском музее), в 2009 году вступила в сговор с находящимся в международном розыске гражданином Эстонии Михаилом Аронсоном и неустановленными лицами с целью продажи фальшивки. Но судья Анжелика Морозова признала "отсутствие состава преступления" в действиях подсудимой и отказалась удовлетворить предъявленный к Елене Баснер потерпевшим гражданский иск на сумму 16 млн руб.

Напомним, уголовное дело против Елены Баснер было возбуждено по заявлению петербургского психиатра и коллекционера Андрея Васильева. Картину без официальной атрибуции и экспертных заключений он купил за $250 тыс. в 2009 году через знакомого издателя Леонида Шумакова (проходил по делу свидетелем), который предложил Елене Баснер "подыскать покупателя", узнав от нее о не вызывавшем сомнений авторстве и провенансе картины. После того как выяснилось, что это фальшивка, взыскать уплаченные 8 млн руб. с посредников покупателю не удалось, а сами они вернуть деньги отказались, утверждая, что доли от сделки не получали. Но на скамье подсудимых на стартовавшем в феврале прошлого года судебном процессе оказалась, проведя год под домашним арестом, только Елена Баснер: она призналась, что передала деньги за картину человеку, "представившемуся Михаилом Аронсоном", и получила $20 тыс. от Леонида Шумакова в качестве "благодарности".

Интрига этого дела сводилась к тому, совершила ли Елена Баснер профессиональную ошибку, искренне считая, что продает картину Григорьева, или действовала из корыстных побуждений, заведомо зная, что это фальшивка. Опрос многочисленных экспертов по искусству, изучение судебными экспертами компьютеров, ноутбуков и фотоаппаратов Елены Баснер и ее коллег из Русского музея не помогли стороне обвинения убедить суд в виновности искусствоведа. Эксперты признали подделку "высокопрофессиональной" и не отличимой невооруженным взглядом, а прямых улик, свидетельствующих о "сговоре с неустановленными лицами" у стороны обвинения не нашлось. Судья Анжелика Морозова признала, что доказательства, положенные в основу обвинения, основаны на предположениях или были прямо опровергнуты судебными экспертами, а возникшие у суда в результате процесса "неустранимые сомнения" в вине Елены Баснер в соответствии с принципом презумпции невиновности были истолкованы в ее пользу. Доводы обвинения о том, что Елена Баснер 26 лет назад принимала в фонды Русского музея подлинник картины Григорьева в составе завещанной музею коллекции Бориса Окунева и не могла об этом забыть, суд отверг, указав, что оценивает не психические свойства памяти и искусствоведческие идеи, а юридически значимые факты. При этом прокуратура не доказала, что Елена Баснер получила вознаграждение за эту сделку "путем обмана".

В приговоре указано, что Елена Баснер имеет право на реабилитацию, а также возмещение за счет казны РФ материального и морального ущерба, причиненного ей в результате незаконного уголовного преследования.

Оглашение приговора длилось более часа и завершилось аплодисментами присутствующих в зале коллег искусствоведа. Адвокат подсудимой Лариса Малькова сказала "Ъ", что защита будет добиваться компенсации причиненного Елене Баснер вреда. Андрей Васильев и представители обвинения намерены обжаловать вынесенный приговор. Впрочем, как отметил в комментарии "Ъ" адвокат Сергей Голубок, согласно постановлению пленума Верховного суда, апелляционная инстанция в случае отмены оправдательного приговора может лишь вернуть дело на новое рассмотрение.

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург


Дзержинский райсуд Санкт-Петербурга вчера полностью оправдал известного эксперта по русскому авангарду, экс-консультанта шведского аукционного дома Bukowskis Елену Баснер, прекратив уголовное преследование искусствоведа за участие в продаже за $250 тыс. подделки картины Бориса Григорьева, подлинник которой хранится в Русском музее. Обвинение Елены Баснер в мошенничестве в особо крупном размере суд посчитал недоказанным, отказавшись удовлетворить гражданский иск потерпевшего — покупателя картины Андрея Васильева — на сумму 16 млн руб. Оправдательным приговором завершился громкий уголовный процесс против бывшего сотрудника Государственного Русского музея и шведского аукционного дома Bukowskis Елены Баснер — дочери композитора Вениамина Баснера, автора песни "С чего начинается Родина". Прокуратура просила приговорить ее к четырем годам лишения свободы и штрафу в размере 500 тыс. руб. по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), считая, что Елена Баснер, "заведомо зная о высокопрофессиональной подделке" картины русского модерниста Бориса Григорьева "В ресторане" (подлинник которой хранится в Русском музее), в 2009 году вступила в сговор с находящимся в международном розыске гражданином Эстонии Михаилом Аронсоном и неустановленными лицами с целью продажи фальшивки. Но судья Анжелика Морозова признала "отсутствие состава преступления" в действиях подсудимой и отказалась удовлетворить предъявленный к Елене Баснер потерпевшим гражданский иск на сумму 16 млн руб. Напомним, уголовное дело против Елены Баснер было возбуждено по заявлению петербургского психиатра и коллекционера Андрея Васильева. Картину без официальной атрибуции и экспертных заключений он купил за $250 тыс. в 2009 году через знакомого издателя Леонида Шумакова (проходил по делу свидетелем), который предложил Елене Баснер "подыскать покупателя", узнав от нее о не вызывавшем сомнений авторстве и провенансе картины. После того как выяснилось, что это фальшивка, взыскать уплаченные 8 млн руб. с посредников покупателю не удалось, а сами они вернуть деньги отказались, утверждая, что доли от сделки не получали. Но на скамье подсудимых на стартовавшем в феврале прошлого года судебном процессе оказалась, проведя год под домашним арестом, только Елена Баснер: она призналась, что передала деньги за картину человеку, "представившемуся Михаилом Аронсоном", и получила $20 тыс. от Леонида Шумакова в качестве "благодарности". Интрига этого дела сводилась к тому, совершила ли Елена Баснер профессиональную ошибку, искренне считая, что продает картину Григорьева, или действовала из корыстных побуждений, заведомо зная, что это фальшивка. Опрос многочисленных экспертов по искусству, изучение судебными экспертами компьютеров, ноутбуков и фотоаппаратов Елены Баснер и ее коллег из Русского музея не помогли стороне обвинения убедить суд в виновности искусствоведа. Эксперты признали подделку "высокопрофессиональной" и не отличимой невооруженным взглядом, а прямых улик, свидетельствующих о "сговоре с неустановленными лицами" у стороны обвинения не нашлось. Судья Анжелика Морозова признала, что доказательства, положенные в основу обвинения, основаны на предположениях или были прямо опровергнуты судебными экспертами, а возникшие у суда в результате процесса "неустранимые сомнения" в вине Елены Баснер в соответствии с принципом презумпции невиновности были истолкованы в ее пользу. Доводы обвинения о том, что Елена Баснер 26 лет назад принимала в фонды Русского музея подлинник картины Григорьева в составе завещанной музею коллекции Бориса Окунева и не могла об этом забыть, суд отверг, указав, что оценивает не психические свойства памяти и искусствоведческие идеи, а юридически значимые факты. При этом прокуратура не доказала, что Елена Баснер получила вознаграждение за эту сделку "путем обмана". В приговоре указано, что Елена Баснер имеет право на реабилитацию, а также возмещение за счет казны РФ материального и морального ущерба, причиненного ей в результате незаконного уголовного преследования. Оглашение приговора длилось более часа и завершилось аплодисментами присутствующих в зале коллег искусствоведа. Адвокат подсудимой Лариса Малькова сказала "Ъ", что защита будет добиваться компенсации причиненного Елене Баснер вреда. Андрей Васильев и представители обвинения намерены обжаловать вынесенный приговор. Впрочем, как отметил в комментарии "Ъ" адвокат Сергей Голубок, согласно постановлению пленума Верховного суда, апелляционная инстанция в случае отмены оправдательного приговора может лишь вернуть дело на новое рассмотрение. Анна Пушкарская, Санкт-Петербург

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Top.Mail.Ru