Татария решила нанять «Аэрофлот» - «Финансы»
«Аэрофлот», традиционно выполняющий прямые рейсы из Москвы и Петербурга, впервые начнет напрямую летать за рубеж из региона. Татарстан готов выделить авиакомпании 30 млн руб. для организации регулярных рейсов из Казани в немецкий Франкфурт-на-Майне «для поддержания деловой активности». Но эксперты считают, что у проекта нет явных экономических перспектив.
Республика Татарстан выделит 30 млн руб. на субсидирование прямых рейсов «Аэрофлота» из Казани во Франкфурт-на-Майне в летнем сезоне, сообщил ТАСС источник, участвовавший в совещании кабинета министров региона. Это будет первый прямой субсидируемый рейс «Аэрофлота» из России за границу и первый беспосадочный перелет авиакомпании за рубеж не из крупнейших аэропортов страны в Москве или Петербурге. По словам собеседника ТАСС, «республика нашла возможность пойти навстречу деловому сообществу, несмотря на финансово-экономические трудности». В «Аэрофлоте» от комментариев отказались. В пресс-службе главы Татарии на запрос «Финансы и Банки» оперативно не ответили.
«Аэрофлот» начнет полеты по этому маршруту с 17 июня, рейсы будут выполняться два раза в неделю на самолетах А320. В середине прошлой недели замгендиректора по финансам и управлению сетью и доходами «Аэрофлота» Шамиль Курмашов говорил, что компания рассчитывает на загрузку рейса как минимум в объеме 50–60%. Стоимость билета туда-обратно в экономклассе составит около 25 тыс. руб., в бизнес-классе — 60–70 тыс. руб.
Сейчас государство субсидирует только внутрироссийские авиарейсы. В 2015 году в РФ было пять программ господдержки авиаперевозок: на Дальнем Востоке, в Калининградской области, Поволжье, Сибири и Крыму. Квота субсидируемых мест на каждом рейсе должна составлять не менее 30% от числа кресел. В 2016 году на эти цели предусмотрено около 9 млрд руб., как и годом ранее, когда было перевезено около 1,7 млн льготных пассажиров из общего пассажиропотока в 93 млн человек.
Подобный проект, когда регион субсидирует полеты за рубеж, в 2011–2012 годах пыталось реализовать правительство Челябинской области, которое сотрудничало с «Уральскими авиалиниями», летавшими напрямую в Вену, Харбин и Дубай. Размер местных субсидий составил около 43 млн руб., в рамках интерлайн-соглашения с Austrian Airlines «Уральские авиалинии» предлагали трансферные перелеты из Челябинска в Прагу, Рим, Милан, Париж, Ганновер, Дюссельдорф, Софию и Стамбул со стыковкой в Вене. Но в результате рейсы пришлось закрыть «в связи с недостижением наполняемости воздушных судов до точки безубыточности», поясняли местные власти.
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко считает, что «Аэрофлот» попытается минимизировать возможные убытки в этом проекте. В Татарии пока еще есть платежеспособный спрос на полеты в Европу, а для Европы Казань является достаточно известным туристическим брендом, поясняет он. Но проблема в том, что этот рейс «не имеет дальнейшего разлета ни во Франкфурте, ни в Казани», такая конфигурация сильно ограничивает спрос на перевозки.
Авиакомпании пролетают на льготах
В апреле авиакомпании обратились в Минтранс с просьбой пересмотреть тарифы на субсидируемые перелеты на Дальний Восток, в Калининград и Крым. Эти ставки оставались неизменными несколько лет, а расходы компаний и аэропортовые тарифы постоянно растут. Перевозчики также были недовольны тем, что льготные билеты можно продавать только в высокий сезон — в ущерб прибыльности.