Риски при запуске ракет и спутников придется страховать - «Финансы»
До 1 сентября правительство должно разработать концепцию обязательного страхования рисков в космической отрасли. Это должно сократить потери федерального бюджета и позволит страховщикам увеличить вдвое объем рынка, который оценивается сейчас в 5,6 млрд руб.
Страхование в космической отрасли сейчас является добровольным. За последние три года федеральный бюджет потерял более 20 млрд руб. из-за аварий незастрахованных объектов, подсчитали во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). Сейчас застраховано менее 50% всех объектов.
В январе президент Владимир Путин поручил правительству разработать концепцию страхования космических объектов (поручение есть в распоряжении РБК). Правительство подключило к ее подготовке экспертное сообщество. В частности, соответствующий законопроект разрабатывает Российская ассоциация авиационных и космических страховщиков (РААКС). Там полагают, что страхование техники следует оставить добровольным (как и все страхование имущества), а обязательным сделать только несколько видов ответственности за причинение ущерба при запуске ракет-носителей или на иных этапах космической деятельности. «Целесообразно ввести обязательность страхования стартовых комплексов и персонала космодрома», — полагает вице-президент РААКС Павел Шутов.
Объем рынка космического страхования сегодня достигает 5,6 млрд руб. (включая страхование ракет, космических аппаратов и иных элементов на этапе запуска — до 800 млн руб., страхование ответственности при запуске — до 2,5 млрд руб., страхование инфраструктуры — до 1,5 млрд руб. и др.). Такие данные приводятся экспертами РААКС в аналитической справке, подготовленной по запросу Контрольного управления президента РФ (есть в распоряжении РБК).
Принятие закона увеличит объем рынка страхования в космической отрасли как минимум в два раза. Риски в данном виде страхования значительны, но при этом понятны и поддаются расчету. Кроме того, в отличие от некоторых новых видов обязательного страхования (например, ответственности застройщиков перед дольщиками) данные риски возможно перестраховать в зарубежных компаниях. «На сегодняшний день доступная емкость международного перестраховочного рынка составляет более 750 млн долл., что, в свою очередь, более чем достаточно для российских проектов», — говорит исполнительный директор департамента по работе с предприятиями гражданской авиации и авиационно-космической промышленности «АльфаСтрахование» Дмитрий Рынкевич.
Дороже всего стоит страховка запуска космического аппарата (КА). По оценке страховщиков, ставка премии иногда достигает 25% от выплаты. При этом диапазон тарифов при страховании КА на этапе орбитальной эксплуатации составляет 1,5—5%, а ответственности перед третьими лицами — всего 0,1—0,35%. «Каждый проект индивидуален, как и каждый космический аппарат. Поэтому и оценка риска, а как следствие, и тарифы для каждого проекта индивидуальны, и их разброс достаточно широк», — рассказывает Дмитрий Рынкевич.
Введению обязательного космического страхования может помешать существование секретных военных космических аппаратов. Однако участники рынка полагают, что проблему можно решить. «Если спутник представляет собой изделие для военных или разведывательных целей, то можно его страховать только от рисков полной гибели на этапе запуска. Для этого ни страховщикам, ни перестраховщикам не нужна информация о техническом устройстве», — поясняет первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин.
Оперативный комментарий Роскосмоса получить не удалось. Источники в Минфине подтвердили РБК, что разработка предложений по введению обязательного страхования в космической отрасли идет совместно с участниками рынка.