Герман Греф о японских садах, Карузо и Марии Каллас - «Финансы»
В преддверии 175-й годовщины Сбербанка банк проводит совместный проект с восемнадцатью крупнейшими музеями России. В рамках проекта люди смогут посетить музеи бесплатно. Глава Сбербанка Герман Греф считает, что приобщиться к великому наследию никогда не поздно — нетленное искусство способно изменить мышление каждого человека.
В честь своей годовщины — 175 лет со дня создания — Сбербанк решил сделать посещение 18 музеев, в том числе: музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, Русского музея и Эрмитажа в Санкт-Петербурге, доступным для тех людей, которые не всегда могут позволить себе приобрести билет в музей.
«Наша цель — спровоцировать посещение музеев такими людьми, как студенты и школьники, и теми, у кого музеи находятся вне графика их жизни»
Об этом заявил на пресс-конференции в информационном агентстве ТАСС 21 сентября 2016 года глава Сбербанка Герман Греф. Он отметил, что недавно он был в Санкт-Петербурге и заметил, что, несмотря на режим санкций, введенных против России, очереди из иностранных туристов в музеи не сократились. Особенно много в музеях китайцев, поэтому «наша цель — спровоцировать посещение музеев такими людьми, как студенты и школьники, и теми, у кого музеи находятся вне графика их жизни», заявил Герман Греф.
«Творчество в работе происходит тогда и только там, когда и где люди в своей профессии по-настоящему являются творцами, поэтому мы и создали термин работников Сбербанка — творцы технологий»,— отметил глава Сбербанка. По его мнению, «некультурным людям создавать новое и творческое тяжело, практически нереально».
Как считает Герман Греф, часто в музее или театре в голову людям приходят идеи, как изменить мир — или подход к проблеме, такие идеи, какие в повседневном труде в голову обычно не приходят. Поэтому Сбербанк и искусство всегда рядом, «мы с искусством недалеко друг от друга находимся».
Герман Греф отметил, что, несмотря на то что он является членом попечительских советов многих театров, объездил все крупные музеи мира, и больше всего в живописи он любит творчество Монэ, а в ландшафтном дизайне — японские сады. «Поэтому „Кувшинки” Монэ просто потрясающие. Я не большой любитель современного искусства и предпочитаю классическое»,— говорит Герман Греф.
Директор музея имени Пушкина Марина Лошак отметила, выступая на пресс-конференции, что в музей «Прадо» в Мадриде незрячие люди могут прийти с собаками-поводырями и посмотреть картины, которые называются моделями, которые помогут не только «слышать» картину, но и тактильно ее ощутить. Поэтому в музее имени Пушкина придумана концепция — шесть картин демонстрируются так, что зрячие люди могут посмотреть на них глазами незрячих людей. «Потому что мы, зрячие, зачастую очень многое из богатства окружающего мира не замечаем»,— заявила Марина Лошак.
«Во времена моей молодости в Эрмитаже было 24 км экспозиций, это даже пробежать-то за один раз невозможно, так как после первых 10 км ты ничего не можешь воспринимать, ты самого-то себя воспринимаешь с трудом»,— считает Герман Греф. Но искусство — это новая вселенная, она помогает людям раскрываться, добавил он. Через мир живописи можно воспринимать иначе всю историю человечества, полагает глава Сбербанка. «Через восприятие какого-то определенного художника мы учимся иначе видеть мир. Мы стремимся к тому, чтобы сберегательная функция Сбербанка стимулировала людей сберегать нематериальное»,— призвал Греф.
Надо подумать о том, что некоторые сервисы Сбербанка для отдельных категорий граждан должны быть бесплатными, например для школьников и студентов
«Часто люди говорят: в Сбербанке нет сервиса для наличных денег, я им отвечаю: зачем вам, молодым и прогрессивным, наличные — у вас же есть Сбербанк онлайн. Но на это молодые люди отвечают — он стоит мне 60 рублей в месяц, поэтому мы выбираем наличные. Значит, надо подумать о том, что некоторые сервисы Сбербанка для отдельных категорий граждан должны быть бесплатными, например для школьников и студентов»,— заявил Греф. При этом он отметил, что не грех считать такие, даже очень небольшие деньги. Глава Сбербанка отметил, что когда он был студентом, он ходил в Публичную библиотеку имени Салтыкова-Щедрина, потому что там были самые приличные из дешевых сосисок, «потому что в нашем институте сосиски были просто ужасные».
Своей задачей в культурном проекте с музеями Греф видит построение культуры самодостаточных людей, где главное — не технологии, а сами люди — творчество и настроение каждого человека, его вовлеченность и страстность — это один из главных принципов корпорации Сбербанк.
Мой любимый творец — Микеланжело. Я много чего прочел про Микеланжело, и даже решил, что так много знаю о нем, что сам уже могу что-то подобное нарисовать
Стоит ли ходить в музеи вживую? На это Герман Греф напомнил известный одесский анекдот, в котором одессита по имени Изя спрашивают, любит ли он Карузо. На вопрос Изя отвечает, что нет, не любит, хотя самого Карузо тот никогда не слышал, «ему сосед напел». Греф уверен, что вся наша жизнь состоит из впечатлений. «Мой любимый творец — Микеланжело. Я много чего прочел про Микеланжело, и даже решил, что так много знаю о нем, что сам уже могу что-то подобное нарисовать. Но когда я впервые увидел Сикстинскую капеллу, я сам прожил жизнь Микеланжело — и это ощущение удивления его работой живет со мной по сей день, хотя впервые попал в Ватикан студентом»,— заявил Герман Греф.
«А моя любимая оперная певица — Мария Каллас, и я ее слушаю на виниловых дисках, которые наиболее верно передают ее дивный голос»,— поделился Герман Греф. Поэтому можно сколько угодно пролистать чьи-то фотографии, сделанные в музеях, например в «Фейсбуке», и ничего не почувствовать.
«Вставайте и идите в музей ногами, лично, сами»,— поддержала призыв Марина Лошак.