Заемщик МФО: молод, холост, без кредитной истории - «Финансы»
МФО стали активнее выдавать займы клиентам без кредитной истории, свидетельствуют данные Объединенного кредитного бюро (ОКБ). За последний год доля таких клиентов среди всех граждан, впервые получивших микрозаем, выросла на 6,4 процентного пункта и уже составляет более 30%.
По данным ОКБ, в сентябре 2016 года доля заемщиков без кредитной истории среди тех, кто впервые получил микрозаем в МФО, составила 34,1%. За прошедший год этот показатель увеличился на 6,4 процентного пункта, с начала 2016 года он вырос на 5,6 процентного пункта. Таким образом, МФО стали более активно кредитовать довольно рисковый сегмент клиентов — заемщиков без кредитной истории. Риск МФО в данном случае состоит в том, что без кредитной истории компания не может в полной мере проанализировать риск-профиль клиента и оценить его платежную дисциплину. А значит, и спрогнозировать, будет ли заемщик аккуратно вносить платежи по микрозайму, либо окажется злостным неплательщиком, компаниям становится сложнее.
Чаще всего клиенты без кредитной истории — это молодые люди
В ряде МФО подтверждают рост доли заемщиков без кредитной истории. По словам гендиректора сервиса онлайн-займов «Робот Займер» Сергея Седова, «такая тенденция стала особенно заметна с начала 2016 года». «Сегодня доля таких заемщиков в компании составляет порядка 14%»,—подсчитал он. Говорят об увеличении количества клиентов без кредитной истории и в МФО «Быстроденьги». По словам директора по рискам ГК «Быстроденьги» Сергея Весовщука, «доля клиентов без кредитной истории у нас постепенно растет за счет развития онлайн-направления, но мы не видим в этом особых проблем, так как сейчас уже много альтернативных инструментов для оценки риска по клиенту».
Чаще всего клиенты без кредитной истории — это молодые (до 30 лет) люди. «По нашим данным, среднестатистический заемщик без кредитной истории, который обращается к нам впервые — это мужчина в возрасте 21–22 лет, учится на последнем курсе института, уже работает на начальных должностях, холост, без детей»,— указывает гендиректор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин. «Преимущественно это молодые люди в возрасте до 30 лет с небольшим стажем работы»,— соглашается Сергей Седов. При этом, по его словам, как правило, это технологичная молодежь, хорошо ориентирующаяся в современных услугах, поэтому зачастую сразу нацеленная на заем в МФО.
В ОКБ считают, что рост доли клиентов МФО без кредитной истории связан с несколькими причинами. «Во-первых, бизнес-модели МФО, особенно действующих в сегменте займов „до зарплаты”, существенно отличаются от банковских моделей»,— указывает руководитель отдела аналитики ОКБ Владимир Ляндрес. По его словам, значительная доля заемщиков МФО получает отказы при обращениях за кредитом в банках, и в последние годы из-за ужесточения банками рисковых политик и общего снижения уровня одобрения таких заемщиков становится все больше.
Доля клиентов до 30 лет сократилась в банках на 5–6%
Кроме того, в последнее время появилась также категория людей, которые обращаются в МФО, даже не пытаясь получить одобрение в банке. Это происходит, например, из-за заведомого несоответствия требованиям (отсутствие подтвержденного дохода или официального трудоустройства, или возраст до 25 лет), поясняет Владимир Ляндрес. За счет этого в МФО неизбежно растет доля выдач в сегменте заемщиков, с которыми не хотят работать банки.
При этом участники рынка МФО указывают на переток в МФО молодых заемщиков, которые не могут получить кредит из-за ужесточения требований к клиентам банков с конца 2014 года. «Доля клиентов до 30 лет сократилась в банках на 5–6%. Многие молодые люди просто не могут взять кредит в банке и, таким образом, сформировать свою кредитную историю. Естественно, они обращаются за займами туда, где более лояльное отношение к анализу заявок, то есть в МФО»,— поясняет Сергей Седов. При этом количество клиентов МФО, минующих банки, по оценкам Сергея Седова, увеличилось на 17%.
Вторая причина — это развитие технологий оценки заемщика. «Развитие новых технологий сбора и обработки больших данных из различных источников приводит к тому, что кредитная история, несмотря на свою важность, перестает быть ключевым атрибутом для принятия решений. МФО быстрее банков учатся применять новые технологии и получать данные из альтернативных источников, таких как операторы сотовой связи, платежные сервисы, социальные сети»,— считает Владимир Ляндрес. По его словам, сектор МФО бурно растет и в целом более гибко подходит к новым информационным решениям, именно поэтому динамика выдач без кредитной истории там особенно заметна сейчас.
Сами участники рынка МФО не опасаются кредитовать клиентов без кредитной истории
Впрочем, рост доли заемщиков без кредитной истории неизбежно влечет за собой повышенные риски. По данным Банка России, доля просрочки в портфеле микрозаймов (кроме сегмента займов «до зарплаты» и займов, выданных аффилированными с банками МФО) по итогам второго полугодия 2016 года превысила 50%. Впрочем, сами участники рынка МФО не опасаются кредитовать клиентов без кредитной истории. «Так как любая компания осознанно подходит к принятию решения о выдаче займов людям без кредитной истории, то влияние на портфель зависит исключительно от риск-аппетита компании. Если компания увеличивает норму пропуска по таким клиентам, то при сохранении имеющихся подходов к оценке риск портфеля растет. Если норма пропуска остается неизменной, то просто растет количество отказов»,— резюмирует директор по рискам МФО «МигКредит» Артем Быков.