Бесконтактные неплатежи - «Финансы»
Бесконтактные неплатежи
У коллекторов плохо получается работать по новому закону
Вступление в силу закона о коллекторах снизит эффективность работы в среднем на 20%, выяснили взыскатели долгов в ходе проведенных ими экспериментов. В рамках подготовки к 1 января 2017 года, когда закон вступит в силу, коллекторы попробовали поработать по новым правилам, значительно ограничивающим контакты с должником. Эксперимент показал: в большей степени снизится эффективность независимых коллекторских агентств, которые работают с более сложными долгами, чем кэптивные игроки.
Ряд крупных коллекторских агентств, в частности "Секвойя кредит консолидейшн", "Руссколлектор" и Финансовое агентство по сбору платежей (ФАСП), смоделировали свою работу после 1 января 2017 года. С этого дня в силу вступят основные положения закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности". В течение трех месяцев взыскатели работали с дифференцированными по качеству портфелями долгов разных клиентов по новым нормам.
Наиболее значимым для коллекторов изменением, которое вводит с нового года профильный закон, является ограничение возможности контактов с должниками. Закон дает должникам право отказаться от общения с коллектором, направив соответствующее уведомление через нотариуса или заказным письмом по почте. В рамках эксперимента коллекторы не звонили повторно должникам, которые отказывались от общения при первом контакте, а тех, с кем вступили в диалог, не беспокоили звонками, как и предусматривает закон, больше двух раз в неделю.
По итогам эксперимента эффективность взыскания части портфеля снизилась на 15%",— рассказала "Ъ" президент агентства "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Докучаева. По словам председателя совета директоров "Руссколлектора" Ильи Фомина, его агентство проводило "опыты" на двух отличающихся друг от друга портфелях от разных контрагентов. "Один портфель, "старый",— до попадания к нам он уже размещался в разных агентствах более пяти раз и долги в нем были просрочены больше чем на полтора года,— рассказывает господин Фомин.— По такому портфелю эффективность упала по сравнению с аналогичными, но взыскиваемыми прежними методами примерно на 20%. Другой портфель, с более "молодой" просрочкой, собирался хуже на 27%".
О снижении эффективности при работе по новым правилам говорит и президент ФАСП Александр Морозов. По его словам, должники уже начинают узнавать о возможности отказа от общения с коллекторами и пользоваться этим. "Отказов стало больше на 10-13% в зависимости от характеристик портфеля",— уточнил господин Морозов. Эффективность взыскания в рамках проведенного ФАСП эксперимента снижалась до 30%.
Из кэптивных коллекторов (принадлежат банкам) полноценный эксперимент провело лишь агентство Сбербанка — "Активбизнесколлекшн". По словам его гендиректора Дмитрия Теплицкого, эффективность взыскания почти не снизилась. "С 1 августа мы запустили пилотный проект для сравнения эффективности взыскания проблемной задолженности старыми методами и по закону, разделив портфель на две части",— рассказал господин Теплицкий. По его словам отказались от общения с агентством в рамках эксперимента лишь 0,9% должников, а общее падение эффективности зафиксировано лишь на уровне 0,05%. В кэптивном коллекторском агентстве Альфа-банка "Сентинел кредит менеджмент", по словам заместителя правления Александра Савинова, аналогичный эксперимент проводится, однако итоги его еще не подведены. В Тинькофф-банке отказались комментировать вопросы, связанные с работой кэптивного коллектора "Феникс".
Тот факт, что у кэптивных коллекторов результаты лучше (хотя пока и на единственном примере), чем у независимых, связан с более высоким качеством долгов в обработке, предполагают эксперты. Так, по словам акционера коллекторского агентства "Эверест" Антона Дианова, на результаты эксперимента "Активбизнесколлекшн" повлияло то, что агентство работает с довольно "молодой" просрочкой, а также то, что должники относятся к государственным банкам более серьезно, нежели к другим кредитным организациям. Впрочем, даже в "Активбизнесколлекшн", эксперимент которого можно признать самым удачным, считают, что в дальнейшем эффективность будет падать. "Снижение эффективности мы можем увидеть примерно через год",— прогнозирует господин Теплицкий, имея в виду, что в течение этого времени заемщики, в том числе с помощью "антиколлекторов" и юристов, "просветятся" в плане того, какие возможности дает им новый закон. Насколько сильно осложнится взыскание долгов после вступления в силу закона, по мнению Александра Морозова, будет зависеть от трактовки всеми сторонами понятия "контакт с должником", вокруг которого сейчас идут активные дискуссии.