НПФ разошлись по переходам - «Финансы»
НПФ разошлись по переходам
НАПФ не поддержала профильный законопроект
На рынке коллективных инвестиций наметился раскол. Ранее обе ассоциации НПФ лоббировали изменения порядка перехода клиента из фонда в фонд. Но неожиданно законопроект, который вводит переход с подачей заявления текущему страховщику, а не ПФР (как сейчас), отказалась поддержать НАПФ из-за риска консервации баз НПФ. Таким образом, консолидированной позиции рынка по данному вопросу больше нет, и перспективы изменений становятся более туманными.
Об изменении позиции Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) по закону о переходах между НПФ "Ъ" сообщили участники рынка. "По сути этот законопроект может поставить крест на переходах между фондами, с перевесом в два голоса решено его не поддерживать",— рассказал руководитель НПФ из топ-10 по активам. По словам другого участника совета НАПФ, новый законопроект предусматривает, что офисы НПФ должны быть открыты в каждом субъекте, а для многих игроков эти требования заведомо невыполнимы, что также не устраивает многих членов НАПФ.
Изменение порядка переходов клиентов из фонда в фонд (поправки к закону "О негосударственных пенсионных фондах") крупные группы фондов активно продвигают с апреля (см. "Ъ" от 7 апреля). Первоначально этот проект поддерживали и НАПФ, и АНПФ. По проекту, заявление гражданин должен будет подавать не в ПФР (как сейчас), а в свой фонд. Против изменения порядка переходов выступал Минтруд, сравнивая его с "крепостным правом". При этом ЦБ поддерживает изменение порядка переходов, поскольку действующий страховщик максимально заинтересован в информировании клиента о возможной потере инвестдохода.
Фонды — члены НАПФ объясняют неготовность поддержать проект заботой о клиентах. "В текущей редакции мы не можем поддержать законопроект, так как в нем не прописан порядок информирования о потерях инвестдохода при смене страховщика (при смене фонда чаще одного раза в пять лет гражданин лишается инвестдохода.— "Ъ")", — пояснил заместитель гендиректора НПФ "Газфонд пенсионные накопления" Антон Шпилев. В НАПФ подчеркивают, что ассоциация не выступает против подачи заявления текущему страховщику, однако сам законопроект вызывает немало вопросов. "В последнее время в документ вносились неожиданные изменения, суть которых искажает первоначальный смысл. Нет понимания, как будет работать система переходов, не будет ли она по сути заблокирована для выбора нового фонда,— пояснил советник президента НАПФ Валерий Виноградов.— В случае отрицательной или низкой на фоне рынка доходности в одном из НПФ у человека должна оставаться возможность смены фонда".
Второй лоббист отрасли — Ассоциация НПФ (АНПФ) по-прежнему намерена добиваться изменения порядка переходов, причем тоже в интересах клиентов. "Мы поддерживаем создание эффективного механизма, обеспечивающего информированное согласие застрахованных лиц на смену НПФ,— указывает исполнительный директор НПФ "Сафмар" (один из учредителей АНПФ) Евгений Якушев.— В условиях заморозки отчислений по ОПС инвестдоход становится существенной частью накопленных средств". Впрочем, и для самих НПФ изменение порядка немаловажно. "Сейчас о переходах клиентов фонды узнают только один раз в год — по итогам переходной кампании, и поэтому вынуждены резервировать большие объемы ликвидности,— указывает гендиректор НПФ "Будущее" Николай Сидоров.— Эти средства можно было бы инвестировать и в итоге повышать доходность, в интересах клиентов и самих фондов". По итогам кампании 2015 года заявления на досрочный переход составили более 90% от общего числа. По оценкам ПФР, граждане лишились инвестиционного дохода за 2015 год на сумму более 4 млрд руб.
В настоящий момент законопроект "О НПФ" по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова дорабатывает Минфин. "Исключительно важна осведомленность граждан о возможных потерях при переходе из одного НПФ в другой. Получать сведения о состоянии счета гражданин должен от текущего страховщика, на этом строится механизм перехода, причем этот процесс должен быть максимально прозрачен и комфортен для клиентов фонда",— заявили вчера в аппарате первого вице- премьера.
Как сообщил источник, знакомый с ситуацией, Минфин должен доработать документ в течение недели. В самом Минфине на запрос "Ъ" вчера не ответили.