Аварийные машины оберегают от ремонта - «Финансы»
Совет по кодификации законодательства разгромил реформу ОСАГО
Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства вчера жестко раскритиковал готовящийся ко второму чтению проект ремонтной реформы ОСАГО. По мнению юристов совета, ЦБ, настаивая на приоритете ремонта над денежным возмещением, вмешивается в регулирование гражданско-правовых отношений. Они уверены, что позиция ЦБ вступает в противоречие с принципами Гражданского кодекса (ГК), по которому выплата по ущербу гражданину — это денежная компенсация. Кроме того, юристы против использования старых запчастей при ремонте по ОСАГО.
На фоне усилий ЦБ по проведению через Госдуму поправок к закону об ОСАГО о приоритете ремонта над денежной выплатой критика реформы становится все более ожесточенной. Вчера Совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства разгромил все поправки ко второму чтению соответствующего закона — как депутатские, так и правительственные. Как заявил полномочный представитель президента в Конституционном суде Михаил Кротов, с заменой денежной выплаты ремонтом ЦБ фактически начинает регулировать гражданско-правовые отношения, которые определяются ГК. Причем это новое регулирование противоречит принципам ГК, по которым возмещение вреда по страхованию — это всегда денежная компенсация, а вред, причиненный гражданину, подлежит полному возмещению. Таким образом, следуя логике ГК, нельзя считать ремонт автомобиля полным возмещением, поскольку есть еще и моральный вред, и компенсация вреда здоровью.
По словам господина Кротова, вызывает опасение, что суды уже начинают отказывать гражданам в возмещении полного вреда, одобряя только ремонт автомобиля по ОСАГО. Как рассказал "Ъ" собеседник, присутствовавший на вчерашнем заседании совета, это заявление спровоцировало жесткую дискуссию о самой необходимости ремонтной реформы.
Также юристов не устраивает минфиновская концепция, по которой при выплате деньгами (в ряде случаев, например при получении увечья в ДТП, она возможна) учитывается износ транспортного средства. "Как можно на автомобиль — источник повышенной опасности — ставить старые детали?" — спрашивал господин Кротов, заявляя, что такой подход — прямая угроза обществу. По словам представителя Института государства и права РАН Ларисы Санниковой, в защите нуждается автовладелец — как более слабая сторона в отношениях со страховщиком.
В итоге отрицательный проект заключения совета ("Ъ" писал о нем 16 февраля) было решено еще ужесточить. По словам руководителя аналитической службы "Инфралекс" Ольги Плешановой, в решение совета предложено внести два принципиальных момента — свободу выбора для автовладельца (ремонт или деньги) и отказ от учета износа. По ее словам, ремонтную реформу ОСАГО вполне может затормозить ожидающееся в середине марта решение Конституционного суда об отказе от учета износа в выплатах по автострахованию. "Если оно будет в духе решения совета, по совокупности это может существенно повлиять на реформу",— говорит юрист.
Тем временем уже сегодня комитет Госдумы по финансовому рынку планирует рассмотреть поправки ко второму чтению реформы. Как следует из их последней версии (разработаны рабочей группой с участием ЦБ, депутатов, Минфина — проект есть в распоряжении "Ъ"), износ не будет учитываться при возмещении ремонтом. В поправках сказано, что "использование бывших в употреблении комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов)", так же как и восстановленных, не допускается. Старт ремонтной реформы для автовладельцев из так называемых токсичных регионов (их порядка трети) намечен уже через 30 дней после опубликования проекта, для всех остальных — через 180 дней (предположительно, это произойдет не ранее осени этого года). По информации "Ъ", второе чтение поправок ожидается в Госдуме 10 марта.