Лизинг протащат под килем - «Финансы»
Его предлагают учесть в инвестквотах на вылов
"Газпромбанк лизинг" предлагает использовать лизинг как источник финансирования судостроительных инвестпроектов при получении рыбаками "квот под киль". Лизингодатели и отрасль активно это поддерживают, но в Росрыболовстве отмечают, что включение лизинга потребует изменения законодательства. Эксперты подчеркивают, что мера должна быть принята не под конкретную лизинговую компанию.
"Газпромбанк лизинг" (ГПБЛ) предлагает включить лизинг в программу "квоты под киль", следует из письма гендиректора компании Максима Агаджанова вице-премьеру Аркадию Дворковичу от 6 апреля (копия есть у "Ъ"). В ГПБЛ подтвердили отправку письма, в аппарате чиновника это не комментировали.
"Квоты под киль", которые должны заработать в 2017 году, предполагают выдачу 20% квот на вылов рыбы и биоресурсов под обязательство заказывать суда на российских верфях или инвестировать в береговую переработку. Сегодня на заседании правительственной комиссии под председательством господина Дворковича рассмотрят подготовленные Минсельхозом проекты постановлений о порядке и процедуре распределения инвестквот.
В них, по данным ГПБЛ, как источник финансирования предусматривается только использование собственных или кредитных средств. Отсутствие в списке лизинга может "негативно повлиять на доступность программы для инвесторов" и всю программу в целом. Как пояснил "Ъ" господин Агаджанов, у лизинга есть ряд преимуществ — например, возможность ускоренной амортизации. Лизинг не требует допобеспечения со стороны заемщика, а интересы кредитора защищены через право собственности лизинговой компании на предмет лизинга. Навигационный период в России длится с апреля по октябрь, остальное время суда стоят на приколе, и, по словам господина Агаджанова, лизинговые компании, в отличие от банков, могут предложить сезонные платежи с основной нагрузкой на навигацию.
В Минэкономики "Ъ" предложения ГПБЛ пока не получили, но отметили: в ФЗ о рыболовстве есть возможность предоставления инвестквоты юридическому лицу, у которого российские суда в лизинге. В Минпромторге говорят, что возможность лизинга не исключалась и раньше, а предлагаемые изменения лишь устранят возможность неверного толкования. Лизинг рыбопромысловых судов — распространенная практика, сообщили "Ъ" в Росрыболовстве, и включение его в инвестквоты обсуждалось, но, чтобы это сделать, требуется изменить лизинговое законодательство.
В ГТЛК, Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и ее кэптивной компании "Гознак-лизинг" поддерживают инициативу. В ОСК пояснили, что делали аналогичные предложения, но в итоговой версии они не были учтены. Президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков говорит, что механизм инвестквот "должен четко регламентировать возможность применения всех финансовых инструментов". Глава Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Герман Зверев называет предложение "достаточно разумным". На конец 2016 года кредиторская задолженность рыбодобывающих и рыбопромышленных предприятий достигла 42 млрд руб., отмечает он. Объем инвестиций с учетом строительства заявленного флота — 120-130 млрд руб. в 2017-2021 годах. Рост отраслевой выручки в 2016 году затормозился всего до 6%, добавляет господин Зверев, собственные и кредитные средства достаточно ограниченны, и лизинг мог бы стать "неплохим подспорьем".
Надежда Малышева из PortNews замечает, что лизинговые компании будут заинтересованы в реализации проектов, смогут использовать свои лоббистские возможности и добиться от судостроительных предприятий улучшения условий по стоимости и срокам. Изменения в постановление могли бы пойти на пользу отрасли, считает эксперт, при условии, что правки будут внесены "не под конкретную лизинговую компанию".