Закон — чтоб вышло - «Финансы»
Чего ждать от разделения банковских лицензий на базовые и универсальные
Крупнейшие банки России
Топ-15 на 1 апреля 2017 года
Банковская система сжимается, доля государственных кредитных учреждений растет, а небольшие региональные пытаются спасти, вводя для них ограниченные лицензии. Однако это может лишь ускорить их исчезновение, опасаются банкиры.
По состоянию на 1 апреля этого года на пять госбанков приходится 58% активов и обязательств 200 крупнейших российских кредитных организаций, согласно рейтингу "Денег". При этом доля кредитов, капитала и остатков на расчетных счетах в государственных банках превышает 60%. А портфель потребительских кредитов этих пятерых составляет более двух третей от общего объема заемных средств, выданных 200 крупнейшими финансовыми организациями гражданам.
Из общей картины выбивается заработанная ими прибыль и приходящийся на них объем просроченных кредитов: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВТБ24 и Россельхозбанк в сумме заработали за первый квартал более 90% прибыли 200 крупнейших банков, тогда как доля просрочки у них составляет менее 40% от общего объема плохих кредитов.
Другими словами, госбанки фактически подмяли под себя российский рынок. А с учетом постепенного сворачивания деятельности "дочками" иностранных кредитных организаций и усилий ЦБ по отзыву лицензий банки с госучастием имеют шанс окончательно стать монополистами. К тому же и сам рынок сжимается уже более года — с 1 марта 2016-го активы крупнейших банков снизились на 3,8 трлн руб. Не стал исключением и март 2017-го, когда активы уменьшились еще на 46 млрд. За тот же месяц корпоративные кредиты упали более чем на 100 млрд руб.
Главная опасность нависла над региональными банками. С одной стороны, им угрожает ЦБ, намеренный прореживать банковскую систему еще несколько лет. С другой — госбанки, активно открывающие филиалы в регионах, выдавливают их с рынка, поскольку имеют доступ к дешевым ресурсам, больший объем операций, но такие же требования по отчетности и резервированию, как и некрупные региональные.
Для последних настоящим спасением может стать переход к многоуровневой банковской системе. В середине апреля комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять во втором чтении законопроект о разделении банков по виду лицензий. Ожидается, что они будут двух типов — базовая и универсальная. Базовая лицензия предполагает более либеральные требования к размеру капитала (от 300 млн до 1 млрд руб.) и к соблюдению нормативов. Но за это будет ограничен перечень доступных операций.
То, что закон примут, сомнений практически не вызывает, вопрос только, в каком виде и как он станет применяться. Изучив проект документа, банкиры сразу обратили внимание, что получение базовой лицензии несет серьезные репутационные риски. Ведь, когда ЦБ направо и налево закрывает кредитные организации, банк с "неполноценной" лицензией может казаться ближе к группе риска. А вот выгоды от упрощенного надзора, по их мнению, не столь очевидны.
Таким образом, закон, призванный помочь небольшим региональным банкам пережить кризис, может только ускорить их уход с рынка. Правда, сам процесс расчистки банковской системы сегодня претерпевает серьезные изменения. Так что теперь наличие у банка финансовых проблем может уже и не означать автоматического отзыва лицензии.
19 апреля ЦБ принял прецедентное решение — о начале санации банка "Пересвет" с применением механизма bail-in. Речь идет о спасении кредитной организации за счет конвертации средств кредиторов, зависших в ней, в бумаги банка. Как говорится в сообщении ЦБ, "более 70 кредиторов банка на добровольной основе изъявили желание принять участие в финансовом оздоровлении путем конвертации средств, размещенных в банке, в объеме 69,7 млрд рублей в 15-летние субординированные облигации. Проведено девять собраний владельцев облигаций, на которых приняты решения о реструктуризации шести из девяти выпусков облигационных займов с одновременным изменением параметров — увеличение срока до 20 лет, уменьшение процентной ставки до 0,51%".
Сам Центробанк выделит на санацию 66,7 млрд руб. в виде кредита Агентству страхования вкладов (АСВ). Но и эта система в ближайшее время должна измениться. Так, недавно Дума приняла во втором чтении законопроект, согласно которому ЦБ перестанет кредитовать АСВ для санации проблемных банков, а начнет напрямую докапитализировать их из средств Фонда консолидации банковского сектора. "Законопроект предлагает новую модель санирования, когда средства, выделяемые на оздоровление кредитной организации, будут увеличивать капитал санируемого банка до уровня, который позволяет ему соблюдать нормативы ЦБ. Банк в новом состоянии должен будет конкурировать с другими банками, и таким образом на рынке станут обеспечиваться равные условия конкуренции для всех кредитных организаций",— пояснил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Правда, еще после принятия этого закона в первом чтении международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings усомнилось в эффективности предлагаемой схемы: "Неясно, смогут ли новые правила устранить существенные недостатки действующего механизма, повысить его прозрачность и усилить контроль над рисками, возникающими в процессе санации проблемных финансовых институтов".
Проблема, как всегда, заключается не столько в самом законе, сколько в том, как он станет применяться,— будут ли все банки равны перед ним, или появятся те, кто окажется равнее других.