«Обратно в школу»: почему растет рынок микрозаймов - «Финансы»
За 8 месяцев текущего года россияне оформили на 14% больше микрозаймов по количеству и на 35% — по объему средств по сравнению с прошлым годом. Таковы данные Объединенного кредитного бюро(ОКБ). Причины — постепенное восстановление экономики и рост спроса на микрозаймы, а также готовность компаний кредитовать более качественных заемщиков. Впрочем, рост объемов выдач чреват ростом просрочки в будущем, предупреждают эксперты.
По данным Объединенного кредитного бюро (есть в распоряжении портала Банкир.ру), за 8 месяцев текущего года микрофинансовые организации выдали гражданам 2,3 млн займов на сумму 15,8 млрд рублей. Это соответственно на 14% и 35% больше, чем в 2016 году — тогда за этот же период МФО выдали 2 млн микрозаймов объемом 11,7 млрд руб.
Возросший интерес потребителей к услугам МФО связан с постепенным улучшением экономической ситуации в России
«Возросший интерес потребителей к услугам МФО связан с постепенным улучшением экономической ситуации в России. Если раньше мы наблюдали «потребительское охлаждение», то теперь потребление растет и отчетливо прослеживается необходимость в заемных средствах. Клиенты все чаще совершают покупки, от которых раньше отказывались», — объясняет операционный директор ГК Eqvanta Андрей Клейменов.
Еще одна причина повышенного интереса к микрозаймам — рост онлайн-бизнеса. «По нашим оценкам, за 9 месяцев текущего года финтех-компаниям было выдано более 1,5 млн займов на сумму около 20 млрд рублей. Это в 2,8 раза больше, чем за аналогичный период 2016 года», — говорит генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин. По его словам, на это повлиял переток клиентов традиционных компаний в финтех, увеличение объемов онлайн-услуг и рост их аудитории. «Если раньше основная группа клиентов была в возрасте от 30 – 35 лет, то сейчас мы наблюдаем, что люди старшего возраста стали более активно пользоваться услугами микрофинансовых компаний», — отмечает Борис Батин.
Также участники рынка отмечают, что МФО смогли нарастить выдачи за счет денег, которые привлекли от инвесторов. Это произошло из-за роста разницы между доходностью по банковским депозитам и “инвестициям” в МФО, поясняет генеральный директор онлайн-МФО „Робот Займер” Сергей Седов. Ставки между банковскими депозитами и инвестициям в МФО действительно различаются более чем вдвое. Так, например, МФК «Домашние деньги» предлагает ставки до 23% годовых, сервис MoneyMan — до 17% годовых, «Быстроденьги» (сейчас – ГК Eqvanta) – до 16% годовых (все компании входят в топ-5 по объему выданных микрозаймов, по данным рэнкинга, Эксперт РА за первое полугодие 2017 года).
Для сравнения: по данным ЦБ, в августе 2017 года максимальные ставки по вкладам крупнейших банков колебались на уровне 7,3 – 7,4% годовых.
Выросла за год и средняя сумма микрозайма, средний чек увеличился с 5,7 тысячи рублей до 6,8 тысячи
Выросла за год и средняя сумма микрозайма, подсчитали в ОКБ. За год средний чек увеличился с 5,7 тысячи рублей до 6,8 тысячи(август 2016 года к августу 2017-го). С одной стороны, на это повлияло усиление скоринга МФО — они стали лучше проверять заемщиков и одобрять им более крупные займы. Также повлиял и показатель инфляции, который явно прослеживается в запросах потребителей: теперь клиенты оставляют заявки на большие суммы, отмечает Андрей Клейменов ( в ГК Eqvanta средний чек прирос на 13%). Кроме того, МФО стали выдавать больше относительно новых для рынка продуктов — например, POS-займов, чек по которым выше, чем по займам «до зарплаты», указывает директор по развитию МКК «Агентство по рефинансированию микрозаймов» Евгений Сивцов.
Что касается выдач в августе 2017 года, то их количество (314 тыс штук) превысило аналогичный период прошлого года на 23%, а объем (1,9 млрд руб) — на 29%, свидетельствуют данные ОКБ. Август — традиционно высокий сезон для банков и МФО, специализирующихся на розничном потребительском кредитовании. В это время проходит активная фаза так называемого периода back to school (дословно – «обратно в школу») — что подразумевает активную покупку школьных принадлежностей, одежды, гаджетов для учебы.
Все это требует немалых затрат, указывают участники рынка МФО. «Канцтовары и другие школьные принадлежности дорожают. Кроме того, объемы выдачи МФО увеличиваются за счет того, что "взрослеет" клиентская аудитория, среди которой теперь много родителей, собирающих детей в школы. Традиционное время для этого - август. Траты на подготовку к школе не уменьшаются, а доходы не увеличиваются. Эти траты вполне вписываются в сумму микрозайма», — считает Сергей Седов.
В четвертом квартале рынок микрозйамов год к году вырастет на 30%
Самый высокий сезон кредитования и у банков, и у МФО традиционно – в 4 квартале. По мнению главного исполнительного директора МФК «Домашние деньги» Андрея Бахвалова, в четвертом квартале рынок микрозйамов год к году вырастет на 30%. «На рост рынка продолжат влиять те же факторы: проникновение онлайна, потребность населения в микрозаймах перед новогодними праздниками, рост доли POS-микрозаймов», — перечисляет Андрей Бахвалов.
Результаты четвертого квартала 2017 года окажутся выше прошлого года, считают и в ГК Eqvanta, не озвучивая конкретных цифр. Впрочем, «не стоит забывать, что одновременно с ростом популярности микрозаймов растет и просрочка по ним, поскольку люди не понимают, что с учетом процентов их долг может вырасти в несколько раз», — предостерегает Евгений Сивцов.