ПФР послал курьеров - «Финансы»
Правительство озаботилось решением вопроса курьерской подачи заявлений о переводе пенсионных накоплений гражданами. Именно с массовым использованием этого канала в этом году связывают риски фальсификации как по неправомерному переводу граждан между страховщиками, так и по ограничению правомерного перевода. Пенсионный фонд России (ПФР) уже разослал региональным отделениям соответствующие указания по проверке таких заявлений. Однако отсутствие сроков и степени ответственности ставит под вопрос исполнение этих требований.
Как стало известно «Финансы и Банки», ПФР разослал по региональным отделениям циркулярные письма о мерах по ограничению приема заявлений через курьеров. Об этом рассказывали три источника «Финансы и Банки», знакомые с проблемами переходной кампании. ПФР должен был поправить административный регламент по переводу пенсионных накоплений граждан, рассказывал один из собеседников «Финансы и Банки», поскольку при такой подаче заявлений были возможны риски фальсификаций. Поручение об этом было дано зампредом правительства, курирующим его социальный блок, Татьяной Голиковой. Срок для урегулирования проблемы стоял 1 декабря. Минтруд передал в ПФР полномочия по административному регламенту, однако тот их еще не принял, указывает один из источников «Финансы и Банки». «По внедрению регламента целая процедура: его нужно регистрировать в Минюсте, не исключено, что он должен согласовываться с Минэкономики»,— добавляет другой собеседник. Поэтому было решено сделать циркулярное письмо, рассказывают источники «Финансы и Банки», знакомые с фактом рассылки письма.
см. «Ъ-Онлайн» от 29 декабря 2017 года) возможности перевода пенсионных накоплений через удостоверяющие центры, с которыми Счетная палата связывала риски фальсификаций заявлений граждан на смену страховщика, стал набирать обороты другой дистанционный канал подачи документов — «в бумаге» через курьеров. На 1 ноября они принесли в ПФР почти 964 тыс. заявлений граждан, или более 81% от всех поданных заявлений. Причем подавляющее большинство из них было о досрочной смене страховщика (см. «Финансы и Банки» от 21 ноября).
«Согласно этому циркулярному письму, произойдет ограничение приема отделениями ПФР заявлений, поданных курьером,— говорит один из источников «Финансы и Банки», знакомый с его содержанием.— Сотрудникам Пенсионного фонда России нужно будет установить, что курьера отправлял именно гражданин, застрахованное лицо». По его словам, основные проблемы переходной кампании обнажаются именно в последний месяц — массово сдаются заявления, которые копились в фондах, а также подаются так называемые защитные заявления, которые не позволяют гражданам сменить страховщика, перебивая старое, поданное с договором (см. «Финансы и Банки» от 23 ноября 2017 года). Именно поэтому декабрь бывает самым активным месяцем переходной кампании по поданным в ПФР заявлениям. «Если циркулярное письмо составлено грамотно, то количество неправомерных действий со стороны участников рынка должно сократиться»,— утверждает он.
81,2 процента
заявлений граждан о переводе пенсионных накоплений было подано через курьеров на 1 ноября
Однако не все столь позитивно оценивают ситуацию. «Правительство ставило перед ПФР иную задачу. В циркулярном письме не фигурирует никаких сроков, когда новые нормы вступят в действие, и как они будут реализовываться»,— говорит еще один собеседник «Финансы и Банки», близкий к социальному блоку правительства. «Если действительно была принята норма о сверке лица, дистанционно подавшего бумажное заявление, с тем, кто подписал заявление, то это можно только приветствовать. Эта норма должна быть легка в администрировании»,— говорит управляющий директор агентства «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Однако, по его словам, встает вопрос, как в действительности эти решения будут исполняться на местах. «Если письмо не содержит атрибутов срочности и ответственности, то сама обязательность его исполнения может быть поставлена под вопрос»,— сомневается эксперт. В ПФР и Минтруде не ответили на запрос «Финансы и Банки».