Лизинг исчерпал бюджет - «Финансы»
Как узнал «Финансы и Банки», бюджетные деньги, выделенные на субсидирование лизинга коммерческой техники, закончились. Лизинговые компании просят правительство выделить дополнительные средства, автоконцерны их поддерживают, говоря, что в среднем на программу господдержки приходилось 80–90% всех продаж коммерческой техники в лизинг. Иначе источники «Финансы и Банки» в автопроме опасаются падения рынка коммерческой техники.
Объединенная лизинговая ассоциация (ОЛА, объединяет большинство компаний сектора) попросила у Минпромторга (письмо есть у «Финансы и Банки») дополнительное финансирование льготного автолизинга. В ОЛА говорят, что основные игроки выбрали бюджетные лимиты всего за месяц работы программы, перезапущенной в конце января, за счет отложенного спроса 2018 года. В ОЛА подчеркивают, что госсубсидирование помогло лизинговому рынку в кризисные годы, а также поддерживает спрос на технику и стимулирует автоконцерны к разработке и производству новых моделей.
Программа льготного автолизинга действует с мая 2015 года. Субсидируется авансовый платеж в 10% стоимости машины, но не более 500 тыс. руб. Для программ «Российский тягач» и «Свое дело» (для субъектов малого и среднего бизнеса) скидка составляет 12,5%. В июле 2018 года льготный лизинг продлен до 2020-го. В 2017 году на программу было выделено 13,75 млрд руб., в 2018-м — 6,1 млрд руб. В 2019-м — 4,9 млрд руб., из них 2,9 млрд на колесную технику, еще 2 млрд руб.— на автобусы.
В 2018 году господдержка лизинга была израсходована к апрелю, говорят источники «Финансы и Банки». Это не касается автобусов, по которым в 2019 году допфинансирование также не потребуется, говорят собеседники «Финансы и Банки».
В ВТБ (его лизинговая компания — не член ОЛА) «Финансы и Банки» сказали, что поддерживают инициативу по выделению дополнительного финансирования, отмечая востребованность программы со стороны малого и среднего бизнеса. Кроме того, НП «Лизинговый союз», председатель совета которого — гендиректор «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер, направило аналогичное обращение. Речь идет о письме вице-премьеру Дмитрию Козаку (есть у «Финансы и Банки»), в котором говорится, что объемов поддержки лизинга коммерческой техники хватит до 1 марта, а «с учетом непростой ситуации» на авторынке программы госсубсидирования важны: они могут увеличить продажи коммерческой техники, а также поспособствуют снижению транспортных издержек в экономике.
В КамАЗе «Финансы и Банки» сказали, что с помощью господдержки сегодня продается до 80% техники, реализованной в лизинг. Бюджет программы, по оценкам концерна, еще не исчерпан, но закончится в марте. Впрочем, источник «Финансы и Банки» в автопроме говорит, что лизинговые компании остановили прием заявок на коммерческий транспорт по программе льготного лизинга. Саму программу он называет самым эффективным инструментом: в сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV) в лизинг продается 40–45% техники, из них около 90% продаж в 2018 году — с использованием программы льготного лизинга.
Прекращение действия льготного лизинга вместе с сокращением объема господдержки газомоторной техники может привести к падению рынка коммерческого транспорта на 15%, продолжает собеседник «Финансы и Банки». Он отмечает, что дополнительное финансирование льготного лизинга может компенсировать падение спроса на технику.
Сергей Удалов из «Автостата» полагает, что наибольшее влияние на продажи коммерческой техники оказывают рыночные факторы: например, крупные инфраструктурные проекты. По базовому прогнозу в «Автостате» ожидают сохранения объемов рынка на уровне прошлого года. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting ожидает сокращения рынков грузовиков и LCV примерно на 2% без господдержки. Руслан Булатов из Fitch Ratings отмечает, что в первый год реализации программы господдержка оказала значительный эффект на рынок лизинга, в том числе за счет перераспределения части спроса с других продуктов, например, кредитования. При этом за счет исключения из программы легковых автомобилей и сокращения финансирования в 2017–2018 годах объемы сделок с использованием субсидий были несущественны, говорит он: «В среднем это около 10–20% в общем объеме сделок, для компаний, которые работают только с коммерческой техникой — выше». Отсутствие господдержки сегодня не окажет существенного влияния на спрос как на лизинговые услуги, так и на автомобили, считает он.