Как изменилась ситуация на рынке лизинговых услуг в 2021 году? - «Финансы» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Как изменилась ситуация на рынке лизинговых услуг в 2021 году? - «Финансы»

18 дек 2021, 10:35
Финансы
348
0
Как изменилась ситуация на рынке лизинговых услуг в 2021 году? - «Финансы»

Как изменилась ситуация на рынке лизинговых услуг в 2021 году? - «Финансы»

Пока государство продолжает субсидировать кредитные продукты, ориентированные на поддержку бизнеса, все более значимую роль в финансировании играет лизинг. На сегодня в некоторых отраслях его вклад сопоставим со всеми прочими финансовыми продуктами — и в Сибири это заметно особенно явно. Об этом и многом другом в интервью «Континенту Сибирь» рассказал региональный директор компании «Интерлизинг» по Сибирскому федеральному округу ВАЛЕНТИН ДАНИЛОВ.


— Как в 2021 году изменился спрос на лизинговые услуги в различных отраслях экономики Красноярского края и других сибирских регионов? Чем выделяются на общем фоне Красноярск и Новосибирск? Есть ли у них своя специфика?


— 2021 год как для Новосибирска, так и для Красноярска получился однозначно успешным. Эти регионы, как и все остальные «сибиряки», отлично показали себя, перевыполнив поставленный нашим руководством план финансирования. Особенно отличился Новосибирск, который уже значительно перевыполнил план. Красноярск также перешагнул отметку в 100%.


Новосибирск и область хороши тем, что здесь достаточно широкий выбор отраслей, на которые работает лизинг. На первом месте здесь сельскохозяйственная техника и оборудование, в Красноярске лидирует лесозаготовительная отрасль, а сельхозпроизводители больше идут в кредит, а не в лизинг. Тогда как новосибирцы предпочитают все-таки наш инструмент. Сказывается также близость Кузбасса, где развита угольная промышленность, — многие из тех, кто работает там, заказывает оборудование здесь. Это видно по тому, как много грузовиков и спецтехники сегодня идет в соседний регион.


— То есть в Новосибирской области основными драйверами сегодня выступают не строители, а именно аграрии?


— Если смотреть по нашей компании, то четверть всего портфеля в регионе — именно от компаний сферы АПК. Я считаю, это очень серьезный показатель. Всего Новосибирская область собрала за этот год 2 млрд рублей, и 500 млн из них пришлось на сельхозтехнику. И это даже без учета смежного оборудования, которое тоже идет в лизинг. Тема для нас очень интересная, заказчиков в области очень много, да и государство ставит задачу развивать сельскохозяйственную отрасль.


— Участвуете ли вы в масштабных инвестиционных проектах Новосибирской области и других сибирских регионов?


— Напрямую нет, не участвуем. Но среди наших заказчиков, которым мы поставляем строительную технику, есть те, кто работает и над объектами МЧМ, и в Академгородке, и на строительстве дорог, и много где еще.


— Как повлиял на рынок лизинга дефицит грузовой техники европейских марок? Изменился ли круг интересов потребителей? Каких еще изменений в лизинге техники можно ожидать в ближайшее время?


— Проблема действительно есть: пару дней назад я общался с дилером из Красноярска, который поставляет технику MAN. И он сообщил, что больше не принимает заказов на 2022 год. Потому что продавать уже нечего. Техники попросту нет — вся разобрана. Кто-то действительно перешел на Китай, мы видим рост спроса на такие марки, как Howo, но Китай не может закрыть весь дефицит европейской техники, он не готов поставлять в Россию столько машин. Их уже тоже не всегда хватает. Поэтому дефицит, я считаю, сохранится — как минимум, на весь следующий год.


Мы видим, что за последние пару лет стоимость техники выросла почти на 70%. На это повлияли как рост спроса, так и изменения курса валют.

Стоит учесть еще и то, что за каждой единицей техники тянется еще много чего: обслуживание, запчасти, сервисные центры, гарантии и так далее. «Немцы» хороши тем, что у них в Сибири все это есть. А у итальянских марок, которые часто встречаются в европейских регионах, к сожалению, нет. Поэтому основная альтернатива — «китайцы». Или наши КамАЗы.


Что касается нас как лизинговой компании — наши объемы поставок не упали, мы стараемся как-то сгладить возникший дефицит техники. Кроме смещения по маркам, мы наблюдаем и перекос в сторону техники с пробегом. Те компании, которые успели заказать новые машины в достаточном количестве, распродают имеющийся парк — и если техника в хорошем состоянии, если она проработала всего год-два, она сейчас может стоить почти столько же, сколько новая.


— Насколько лизинг сегодня вообще востребован как инструмент финансирования? В чем его ключевые отличия от банковского кредитования? Как изменилась его востребованность за последние годы?


— Лизинг отличают от кредитных услуг такие возможности, как возмещение НДС, амортизация, другие льготы. Тем не менее заказчики на практике чаще всего выбирают комбинированные варианты, которые включают в себя и лизинговые, и банковские инструменты. Первые обычно идут на приобретение техники, вторые — на сопровождающие расходы, где выгоднее все-таки кредитные деньги. И в сумме они дают возможность работать с полной отдачей.


— Как вы считаете, нуждается ли лизинг в такой же государственной поддержке, как и банковское кредитование? Какие меры, по вашему мнению, были бы наиболее эффективными?


— Сама идея мне видится правильной, поскольку конечным получателем этих льгот становится бизнес, который либо производит и продает технику, либо получает ее. А это и налоги, и рабочие места. На самом деле программы поддержки лизинга работают уже давно — с середины 2015-х годов государство выдает субсидии по лизингу на отечественную технику. Примером может служить тот же «КАМАЗ», который мог бы побороться с «китайцами» за потребителя. Государству это, безусловно, интересно. Но в последние годы эти субсидии, к сожалению, начали потихоньку сворачиваться, а банковские льготы, наоборот, растут. Причем лизинговым компаниям с госучастием субсидии сокращаются не так быстро, как для «частников».


— Есть ли какая-то отрасль, которая, по вашему мнению, охвачена лизингом не так хорошо, как могла бы? У кого есть настоящий потенциал для роста?


— На самом деле лизингом сегодня охвачено, наверное, уже все, что только можно. За двадцать лет работы услуга проникла везде: от тяжелого машиностроения и добычи полезных ископаемых до таксопарков. Но можно, думаю, вспомнить тех, кто не использует лизинг на все 100%. Сюда можно отнести, например, медицинскую отрасль. Некоторое время назад клиники начали закупать оборудование в лизинг. Нам это направление видится достаточно интересным и перспективным.


— Какое событие 2020 или 2021 года вы назвали бы ключевым для отрасли и непосредственно для вашей компании?


— Я бы выделил увеличение лимита по экспресс-продуктам — раньше он был ограничен 30 млн рублей, сейчас увеличился до 50 млн. Много ли это? Например, лесозаготовочная компания получила финансирование и в Красноярском крае подготовила лесозаготовительные комплексы по экспресс-финансированию как раз в пределах этой суммы. Раньше не могли — только с большим авансом. Не все участники рынка могут себе такое позволить. И это, безусловно, укрепило наши позиции в Сибири.


2020 год стал для нас годом цифровизации — и не только для нас. Мы развивали интернет-каналы и уже видим результаты. Я считаю, все эти факторы внесли вклад в наш рост в 2021 году.


— Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшие годы?


— В 2022 году мы планируем вырасти по Сибири еще на 50% относительно 2021 года. Цифры очень амбициозные, таких показателей не было еще никогда. Но эта цель того стоит.


Пока государство продолжает субсидировать кредитные продукты, ориентированные на поддержку бизнеса, все более значимую роль в финансировании играет лизинг. На сегодня в некоторых отраслях его вклад сопоставим со всеми прочими финансовыми продуктами — и в Сибири это заметно особенно явно. Об этом и многом другом в интервью «Континенту Сибирь» рассказал региональный директор компании «Интерлизинг» по Сибирскому федеральному округу ВАЛЕНТИН ДАНИЛОВ. — Как в 2021 году изменился спрос на лизинговые услуги в различных отраслях экономики Красноярского края и других сибирских регионов? Чем выделяются на общем фоне Красноярск и Новосибирск? Есть ли у них своя специфика? — 2021 год как для Новосибирска, так и для Красноярска получился однозначно успешным. Эти регионы, как и все остальные «сибиряки», отлично показали себя, перевыполнив поставленный нашим руководством план финансирования. Особенно отличился Новосибирск, который уже значительно перевыполнил план. Красноярск также перешагнул отметку в 100%. Новосибирск и область хороши тем, что здесь достаточно широкий выбор отраслей, на которые работает лизинг. На первом месте здесь сельскохозяйственная техника и оборудование, в Красноярске лидирует лесозаготовительная отрасль, а сельхозпроизводители больше идут в кредит, а не в лизинг. Тогда как новосибирцы предпочитают все-таки наш инструмент. Сказывается также близость Кузбасса, где развита угольная промышленность, — многие из тех, кто работает там, заказывает оборудование здесь. Это видно по тому, как много грузовиков и спецтехники сегодня идет в соседний регион. — То есть в Новосибирской области основными драйверами сегодня выступают не строители, а именно аграрии? — Если смотреть по нашей компании, то четверть всего портфеля в регионе — именно от компаний сферы АПК. Я считаю, это очень серьезный показатель. Всего Новосибирская область собрала за этот год 2 млрд рублей, и 500 млн из них пришлось на сельхозтехнику. И это даже без учета смежного оборудования, которое тоже идет в лизинг. Тема для нас очень интересная, заказчиков в области очень много, да и государство ставит задачу развивать сельскохозяйственную отрасль. — Участвуете ли вы в масштабных инвестиционных проектах Новосибирской области и других сибирских регионов? — Напрямую нет, не участвуем. Но среди наших заказчиков, которым мы поставляем строительную технику, есть те, кто работает и над объектами МЧМ, и в Академгородке, и на строительстве дорог, и много где еще. — Как повлиял на рынок лизинга дефицит грузовой техники европейских марок? Изменился ли круг интересов потребителей? Каких еще изменений в лизинге техники можно ожидать в ближайшее время? — Проблема действительно есть: пару дней назад я общался с дилером из Красноярска, который поставляет технику MAN. И он сообщил, что больше не принимает заказов на 2022 год. Потому что продавать уже нечего. Техники попросту нет — вся разобрана. Кто-то действительно перешел на Китай, мы видим рост спроса на такие марки, как Howo, но Китай не может закрыть весь дефицит европейской техники, он не готов поставлять в Россию столько машин. Их уже тоже не всегда хватает. Поэтому дефицит, я считаю, сохранится — как минимум, на весь следующий год. Мы видим, что за последние пару лет стоимость техники выросла почти на 70%. На это повлияли как рост спроса, так и изменения курса валют. Стоит учесть еще и то, что за каждой единицей техники тянется еще много чего: обслуживание, запчасти, сервисные центры, гарантии и так далее. «Немцы» хороши тем, что у них в Сибири все это есть. А у итальянских марок, которые часто встречаются в европейских регионах, к сожалению, нет. Поэтому основная альтернатива — «китайцы». Или наши КамАЗы. Что касается нас как лизинговой компании — наши объемы поставок не упали, мы стараемся как-то сгладить возникший дефицит техники. Кроме смещения по маркам, мы наблюдаем и перекос в сторону техники с пробегом. Те компании, которые успели заказать новые машины в достаточном количестве, распродают имеющийся парк — и если техника в хорошем состоянии, если она проработала всего год-два, она сейчас может стоить почти столько же, сколько новая. — Насколько лизинг сегодня вообще востребован как инструмент финансирования? В чем его ключевые отличия от банковского кредитования? Как изменилась его востребованность за последние годы? — Лизинг отличают от кредитных услуг такие возможности, как возмещение НДС, амортизация, другие льготы. Тем не менее заказчики на практике чаще всего выбирают комбинированные варианты, которые включают в себя и лизинговые, и банковские инструменты. Первые обычно идут на приобретение техники, вторые — на сопровождающие расходы, где выгоднее все-таки кредитные деньги. И в сумме они дают возможность работать с полной отдачей. — Как вы считаете, нуждается ли лизинг в такой же государственной поддержке, как и банковское кредитование? Какие меры, по вашему мнению, были бы наиболее эффективными? — Сама идея мне видится правильной, поскольку конечным получателем этих льгот становится бизнес, который либо производит и продает технику, либо получает ее. А это и налоги, и рабочие места. На самом деле программы поддержки лизинга работают уже давно — с середины 2015-х годов государство выдает субсидии по лизингу на отечественную технику. Примером может служить тот же «КАМАЗ», который мог бы побороться с «китайцами» за потребителя. Государству это, безусловно, интересно. Но в последние годы эти субсидии, к сожалению, начали потихоньку сворачиваться, а банковские льготы, наоборот, растут. Причем лизинговым компаниям с госучастием субсидии сокращаются не так быстро, как для «частников». — Есть ли какая-то отрасль, которая, по вашему мнению, охвачена лизингом не так хорошо, как могла бы? У кого есть настоящий потенциал для роста? — На самом деле лизингом сегодня охвачено, наверное, уже все, что только можно. За двадцать лет работы услуга проникла везде: от тяжелого машиностроения и добычи полезных ископаемых до таксопарков. Но можно, думаю, вспомнить тех, кто не использует лизинг на все 100%. Сюда можно отнести, например, медицинскую отрасль. Некоторое время назад клиники начали закупать оборудование в лизинг. Нам это направление видится достаточно интересным и перспективным. — Какое событие 2020 или 2021 года вы назвали бы ключевым для отрасли и непосредственно для вашей компании? — Я бы выделил увеличение лимита по экспресс-продуктам — раньше он был ограничен 30 млн рублей, сейчас увеличился до 50 млн. Много ли это? Например, лесозаготовочная компания получила финансирование и в Красноярском крае подготовила лесозаготовительные комплексы по экспресс-финансированию как раз в пределах этой суммы. Раньше не могли — только с большим авансом. Не все участники рынка могут себе такое позволить. И это, безусловно, укрепило наши позиции в Сибири. 2020 год стал для нас годом цифровизации — и не только для нас. Мы развивали интернет-каналы и уже видим результаты. Я считаю, все эти факторы внесли вклад в наш рост в 2021 году. — Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшие годы? — В 2022 году мы планируем вырасти по Сибири еще на 50% относительно 2021 года. Цифры очень амбициозные, таких показателей не было еще никогда. Но эта цель того стоит.

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Top.Mail.Ru