Опыт компании. Устойчивость и стабильность: как работают службы внутреннего контроля и аудита в инвестиционных компаниях - «Финансы»
Требование об обязательном наличии в инвестиционных компаниях функции внутреннего аудита появилось в законодательстве только в 2020 году. Службы внутреннего контроля и аудита позволяют оценивать, насколько эффективно и правильно работают ключевые процессы в организации — от управления до документооборота. Зачем их усиливать во время кризиса, и что это дает клиентам, «Континенту Сибирь» рассказали в инвестиционной компании «БКС Мир инвестиций».
Веление времени
Специалисты компании отмечают, что до 2020 года, когда в законодательстве появилось требование об обязательном наличии службы внутреннего контроля и аудита, многие бизнес-структуры еще не имели такого подразделения. Но пандемия COVID-19, а потом и события 2022 года показали, что системы внутреннего контроля и аудита необходимы, и их роль в будущем только вырастет, ведь именно они позволяют оценивать, насколько эффективно выстроены и работают ключевые процессы в организации, включая всё, от управления до документооборота.
«Еще три года назад большинство брокеров, управляющих компаний не имели служб внутреннего аудита, поскольку это было необязательным на уровне закона. У финансового холдинга БКС такая служба была уже давно, для нашего акционера это важно, — отмечает заместитель президента — председателя правления по внутреннему аудиту и контролю финансового холдинга «БКС Мир инвестиций» Татьяна Хмелевская. — Чем больше компания, тем выше вероятность тех или иных операционных ошибок. Это нормально: все могут ошибаться. Но в том и состоит наша задача, чтобы минимизировать риски возникновения самых разных ошибок и недостатков. В итоге это оказывает большое влияние не только на устойчивость бизнеса, но и на качество обслуживания клиентов».
Три уровня защиты
Служба внутреннего контроля и аудита работает наиболее эффективно, когда она четко структурирована и обеспечивает компании как минимум три линии защиты.
Первая линия предполагает обеспечение безопасности и управления рисками внутри производственных процессов. На этом «рубеже» находятся менеджеры, отвечающие за процессы, и все остальные, кто в них участвует.
Вторая линия включает разработку концепций управления рисками и мониторинга эффективности этих процессов. Это обеспечивают службы внутреннего контроля, риск-менеджмента и других контрольных подразделений.
И, наконец, третья линия — анализ эффективности работы первой и второй линий и системы управления рисками в целом. Если все три линии гармонично взаимодействуют между собой, понимают цели компании и помогают их достигать, только тогда систему внутреннего контроля можно назвать эффективной.
Гибкое реагирование
Несмотря на сложность и комплексность процесса, службы внутреннего контроля отличаются гибкостью. Ведь именно они должны быстро адаптироваться и отвечать на вызовы внешней среды во время кризисов, а также прогнозировать развитие ситуации и предупреждать возникновение сложных ситуаций.
Гибкая система внутреннего контроля и аудита позволяет компаниям легче пройти периоды «турбулентности». «Начиная с конца февраля 2022 года службы внутреннего контроля и аудита координировали подразделения в условиях новых регуляторных требований, которые за несколько дней изменили всю работу профессиональных участников рынка. У всех подразделений возникали вопросы, как осуществлять свою деятельность в текущих условиях, чтобы соответствовать букве закона, минимизировать потери клиентов и компании. Приходилось пересматривать основные процессы почти каждый день и порой буквально за несколько часов продумывать новые стратегии», ─ отмечает Татьяна Хмелевская.
У службы внутреннего аудита есть широкий спектр инструментов, чтобы скорректировать работу компании. Например, онлайн-аудит, который к тому же позволяет избежать увеличения штата сотрудников. Многие компании внедряют автоматический контроль, который ведет мониторинг угроз не только сотрудникам компании, но и клиентам и инвесторам. Сегодня финансисты активно задействуют системы искусственного интеллекта, которые при правильной настройке могут взять на себя решение большого количества текущих задач.
«Крупные инвестдома стараются выстроить сильную систему внутреннего контроля и риск-менеджмента, чтобы эффективно управлять угрозами и находить баланс между ними и бизнесом. И если компания хочет успешно развиваться в долгосрочной перспективе, то она будет выделять значительное количество ресурсов для развития этого направления. Именно это и делает БКС», — подчеркивает Татьяна Хмелевская.
А что дальше?
Практика показывает, что с каждым годом нагрузка на системы внутреннего контроля и аудита будет только возрастать, и их надо постоянно адаптировать к этой нагрузке. Подготовка включает как техническую сторону, так и развитие систем управления.
Другое важное направление для развития — повышение оперативности взаимодействия с клиентами. Это не только быстрое реагирование на запросы, но и предвосхищение этих запросов, подготовка и распространение информации. «Мы выстраиваем эффективные коммуникации по всевозможным каналам. Наш контент смотрят и слушают ежемесячно около 1,5 млн пользователей. Мы запустили социальную сеть «Профит», где инвесторы могут общаться с аналитиками и между собой. Качественная экспертиза в текущее время важна для клиентов как никогда. Все это сильно помогло снизить общую тревожность инвесторов из-за возникшей «турбулентности» на рынках», — делится опытом заместитель президента — председателя правления по внутреннему аудиту и контролю финансового холдинга «БКС Мир инвестиций».
И, конечно, важна проактивная позиция компании, которая позволяет предвосхитить многие проблемы. В качестве примера можно привести ситуацию прошлого года, когда многие компании столкнулись с блокировкой активов. Те из них, где качественно работает служба внутреннего аудита, смогли снизить риски и минимизировать негативное влияние на бизнес-процессы.