Как урезание финансирования ГЧП повлияет на Новосибирскую область? - «Финансы»
Новые поправки в налоговую систему коснутся проектов государственно-частного партнерства и концессий, в том числе на региональном уровне. «Континент Сибирь» выяснил, как эти изменения повлияют на бюджет Новосибирской области и Новосибирска, а также появление новых проектов в регионе.
3 июня Правительство РФ внесло пакет налоговых и бюджетных законопроектов, которые призваны сделать более уравновешенной и справедливой систему налогообложения в стране. Одна из таких поправок касалась финансирования проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессий. В Бюджетном кодексе РФ предлагается установить норму для софинансирования проектов со стороны государства — не более 10% для региональных властей, аналогичные требования могут установиться и для муниципалитетов. При этом учитываются и трансферты федерального бюджета на софинансирование проектов.
Также вводится ограничение госдолга региона и муниципалитета с учетом обязательств в рамках концессий и ГЧП — он не должен превышать 100% от доходов бюджета (для дотационных регионов — 50%). Всё это делается для повышения качества организации бюджетного процесса и снижения нагрузки на региональные бюджеты. Изменения коснутся соглашений, подписанных после 1 января 2024 года.
По словам экс-начальника управления предпринимательства и инвестиционной политики мэрии Новосибирска Максима Леоненко, Новосибирская область входит в число дотационных регионов, то есть рассматриваемые расходы должны составлять не более 50% от доходов бюджета. «До предложенных поправок в Бюджетный кодекс РФ, обязательства регионов по проектам ГЧП не отражались в объёме регионального государственного долга и регионы активно этим пользовались, поэтому предложенные поправки в Бюджетный кодекс РФ, на мой взгляд ─ это посыл региональным администрациям более рачительно подходить к бюджетным тратам на проекты ГЧП», — высказался Максим Леоненко.
Директор по развитию ГК «КПД-Газстрой», депутат Совета депутатов Новосибирска (фракция – «Единая Россия») Кирилл Покровский также считает, что поправки отражают новый подход к формированию региональных бюджетов на последующие годы. «Сейчас федеральный посыл направлен в большей степени на более консервативную политику местных и региональных бюджетов. Механизмы ГЧП и концессий, как некий гибрид, зарекомендовал себя не лучшим образом, зачастую бремя ответственности и рисков оказываются на региональных и муниципальных бюджетах. И более того, очень часто правила меняются во время игры — проговариваются и утверждаются одни условия, а, как правило, частный партнер меняет условия в расходной части бюджета в связи с санкциями, пандемией и т.д. Поэтому в любом случае это бремя и риск лежат на бюджетах. Из-за этого сейчас будет более жесткая, вертикальная структура управления регионами с точки зрения контроля и расходования средств. На это указывает миллион факторов: начиная от уголовного преследования чиновников и заканчивая самой системой, — делится точкой зрения Кирилл Покровский. — К примеру, новый федеральный бюджет, на моей памяти, самый сложный в постперестроечные времена. Потому что, если прошлые бюджеты до 2022 года имели социальную ориентированность, много субсидированных программ и т.д., то сейчас отказаться от социальной составляющей бюджет не может. Но на сегодня он превращается в бюджет оборонного-промышленного комплекса (ОПК) — это огромные, триллионные расходы на ОПК».
Депутат считает, что схему ГЧП нужно использовать, но сам механизм должен быть структурирован, правила — урегулированы на изначальном этапе и быть неизмененными до конца реализации, а сами проекты соответствовать новыми правилами софинансирования.
Максим Леоненко полагает, что поправки не окажут значительного влияния на бюджет Новосибирской области, так как депутаты Законодательного собрания региона совместно с губернатором Андреем Травниковым еще в 2021 сформировали более жесткие критерии финансирования проектов ГЧП в Новосибирской области, чем предлагают перспективные поправки в Бюджетный кодекс РФ. Это указано в законе Новосибирской области «Об инвестиционном фонде Новосибирской области» №78-ЗС от 26.03.2016 (в редакции от 01.12.2021 №139-ОЗ).
Депутаты Заксобрания Новосибирской области поддержали совершенствование налоговой системы РФ
«В законе отражены более серьезные ограничения по расходам на реализацию инвестиционных проектов в рамках ГЧП. Расходы ограничены размером инвестиционного фонда Новосибирской области, а ежегодное отчисление в инвестиционной фонд не должно превышать 2,5% от прогнозируемого объёма собственных доходов областного бюджета Новосибирской области (без учета безвозмездных поступлений и доходов дорожного фонда региона), — объясняет Максим Леоненко. — Что касается города Новосибирска, то его бюджет без участия областного бюджета не имеет возможности принимать финансовое участие в финансово емких проектах ГЧП в силу ограниченности собственных бюджетных возможностей».
Депутат Заксобрания Новосибирской области (фракция – КПРФ) Сергей Кальченко уточняет, что даже если бы эти ограничения распространялись на все соглашения, то доходная часть бюджета Новосибирской области позволяла бы с запасом рассчитываться по всем долговым обязательствам, потому что доходы региона только в 2026 году планируются около 298,8 млрд рублей. «То есть если взять все наши концессионные платежи и лизинговые платежи, то это порядка 3,5-4% (от доходов – «КС»). Для нас здесь никакого риска нет, всё в порядке, но если говорить про само ограничение, то я считаю его вполне разумным для субъектов РФ, так как это позволяет оградить регионы от необдуманных, слишком резких движений и принятия на себя непосильных долговых обязательств», ─ считает Сергей Кальченко.
Депутат констатирует, что текущий опыт с концессиями у Новосибирской области нельзя назвать успешным и положительным, «поэтому рассматриваемые изменения — это еще один повод воздержаться от принятия следующих концессий».
По мнению депутата Заксобрания Новосибирской области (фракция – «Новые люди») Дарьи Карасевой, ГЧП-проекты и концессии — единственный способ обновлять инфраструктуру Новосибирской области, так как собственных средств для этого у региона нет. «Если взглянуть на вопрос под этим углом, то изменения в законодательстве снизят инвестиционную привлекательность таких соглашений. Значит, привлекать средства на обновление систем ЖКХ и строительство социальных объектов станет сложнее. С другой стороны, понятно желание Правительства РФ сократить долю бюджетных средств в таких проектах. Эти обязательства ложатся на регион серьёзным бременем и фактически приводят к его закредитованности. Нельзя обойти вниманием и то, что на практике концессионные соглашения часто «буксуют». Например, мусорная концессия в Новосибирской области долгое время остаётся в подвешенном состоянии. А концессии на строительство новых школ весной вообще хотели расторгнуть. Наша фракция («Новые люди» — «КС») считает, что привлечение частного капитала в инфраструктурные проекты — правильный подход. Вместе с тем необходим контроль за этими средствами. Тогда концессии и ГЧП станут эффективным инструментом обновления региональной инфраструктуры», — пояснила Дарья Карасева.
Год | Собственные доходы Новосибирской области, млрд руб. | Расходы на проекты ГЧП (концессии), млрд руб. | Доля расходов на ГЧП (концессий) от собственных доходов Новосибирской области |
2024 | 262 | 10,7 | 4,1 % |
2025 | 279,2 | 10,5 | 3,7 % |
2026 | 298,8 | 10,5 | 3,5 % |
Расчеты предоставлены Сергеем Кальченко
Также Кирилл Покровский напомнил, что на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2024) многие крупные инвесторы заявили о намерении реализовывать крупные инвестпроекты на территории Новосибирской области. По его мнению, комфортные условия, которые представляет регион, можно назвать своего рода ГЧП, но «без участия в проекте живыми деньгами государства». Поэтому таких проектов меньше не станет.
Как Управление федеральной налоговой службы по Новосибирской области планирует выстраивать отношения с бизнесом?
Среди других альтернатив классическим ГЧП Кирилл Покровский называет софинансирование проектов бизнесом и регионом, которые ранее не были предусмотрены властями: «Например, нашей компании нужна дорога, так как мы строим новый микрорайон. Соответственно, без этой дороги никуда. Власти нам сообщают, что не было планов строить эту дорогу. Мы говорим, что в перспективе здесь будет жить 15 тысяч человек, поэтому мы готовы взять на себя 50% софинансирование. Но просим, чтобы бюджет тоже поучаствовал в этих программах. То есть это разумный подход — лучше участие частного бизнеса, чем отсутствие и проекта, и частных инвесторов. Нужно же строить и вовлекать бизнес в развитие социальной сферы».
Кирилл Покровский считает, что государству не получится развиваться в этих условиях без участия частного капитала, и также бизнесу не удастся полноценно развиваться без участия властей в той или иной форме. «Поэтому, на мой взгляд, ГЧП — это один из самых главных инструментов, который был, есть и будет развиваться. Так как это синергия и законы рыночной экономики», — резюмирует депутат.