Как урезание финансирования ГЧП повлияет на Новосибирскую область? - «Финансы» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Как урезание финансирования ГЧП повлияет на Новосибирскую область? - «Финансы»

10 июл 2024, 10:35
Финансы
706
0
Как урезание финансирования ГЧП повлияет на Новосибирскую область? - «Финансы»

Как урезание финансирования ГЧП повлияет на Новосибирскую область? - «Финансы»

Депутат Заксобрания Новосибирской области Сергей Кальченко считает, что меры, предпринятые регулятором, позволят оградить регионы от необдуманных, слишком резких движений и принятия на себя непосильных долговых обязательств. Фото: Михаил Периков

Новые поправки в налоговую систему коснутся проектов государственно-частного партнерства и концессий, в том числе на региональном уровне. «Континент Сибирь» выяснил, как эти изменения повлияют на бюджет Новосибирской области и Новосибирска, а также появление новых проектов в регионе.


3 июня Правительство РФ внесло пакет налоговых и бюджетных законопроектов, которые призваны сделать более уравновешенной и справедливой систему налогообложения в стране. Одна из таких поправок касалась финансирования проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессий. В Бюджетном кодексе РФ предлагается установить норму для софинансирования проектов со стороны государства — не более 10% для региональных властей, аналогичные требования могут установиться и для муниципалитетов. При этом учитываются и трансферты федерального бюджета на софинансирование проектов.


Также вводится ограничение госдолга региона и муниципалитета с учетом обязательств в рамках концессий и ГЧП — он не должен превышать 100% от доходов бюджета (для дотационных регионов — 50%). Всё это делается для повышения качества организации бюджетного процесса и снижения нагрузки на региональные бюджеты. Изменения коснутся соглашений, подписанных после 1 января 2024 года.


Максим Леоненко считает, что предложенные поправки в Бюджетный кодекс РФ ─ это посыл региональным администрациям более рачительно подходить к бюджетным тратам на проекты ГЧП. Фот: Михаил Периков

По словам экс-начальника управления предпринимательства и инвестиционной политики мэрии Новосибирска Максима Леоненко, Новосибирская область входит в число дотационных регионов, то есть рассматриваемые расходы должны составлять не более 50% от доходов бюджета. «До предложенных поправок в Бюджетный кодекс РФ, обязательства регионов по проектам ГЧП не отражались в объёме регионального государственного долга и регионы активно этим пользовались, поэтому предложенные поправки в Бюджетный кодекс РФ, на мой взгляд ─ это посыл региональным администрациям более рачительно подходить к бюджетным тратам на проекты ГЧП», — высказался Максим Леоненко.


Депутат горсовета Новосибирска Кирилл Покровский считает, что поправки отражают новый подход к формированию региональных бюджетов на последующие годы. Фото: Михаил Периков

Директор по развитию ГК «КПД-Газстрой», депутат Совета депутатов Новосибирска (фракция – «Единая Россия») Кирилл Покровский также считает, что поправки отражают новый подход к формированию региональных бюджетов на последующие годы.  «Сейчас федеральный посыл направлен в большей степени на более консервативную политику местных и региональных бюджетов. Механизмы ГЧП и концессий, как некий гибрид, зарекомендовал себя не лучшим образом, зачастую бремя ответственности и рисков оказываются на региональных и муниципальных бюджетах. И более того, очень часто правила меняются во время игры — проговариваются и утверждаются одни условия, а, как правило, частный партнер меняет условия в расходной части бюджета в связи с санкциями, пандемией и т.д. Поэтому в любом случае это бремя и риск лежат на бюджетах. Из-за этого сейчас будет более жесткая, вертикальная структура управления регионами с точки зрения контроля и расходования средств. На это указывает миллион факторов: начиная от уголовного преследования чиновников и заканчивая самой системой, — делится точкой зрения Кирилл Покровский. — К примеру, новый федеральный бюджет, на моей памяти, самый сложный в постперестроечные времена. Потому что, если прошлые бюджеты до 2022 года имели социальную ориентированность, много субсидированных программ и т.д., то сейчас отказаться от социальной составляющей бюджет не может. Но на сегодня он превращается в бюджет оборонного-промышленного комплекса (ОПК) — это огромные, триллионные расходы на ОПК».


Депутат считает, что схему ГЧП нужно использовать, но сам механизм должен быть структурирован, правила — урегулированы на изначальном этапе и быть неизмененными до конца реализации, а сами проекты соответствовать новыми правилами софинансирования.


Максим Леоненко полагает, что поправки не окажут значительного влияния на бюджет Новосибирской области, так как депутаты Законодательного собрания региона совместно с губернатором Андреем Травниковым еще в 2021 сформировали более жесткие критерии финансирования проектов ГЧП в Новосибирской области, чем предлагают перспективные поправки в Бюджетный кодекс РФ. Это указано в законе Новосибирской области «Об инвестиционном фонде Новосибирской области» №78-ЗС от 26.03.2016  (в редакции от 01.12.2021 №139-ОЗ).





Депутаты Заксобрания Новосибирской области поддержали совершенствование налоговой системы РФ



«В законе отражены более серьезные ограничения по расходам на реализацию инвестиционных проектов в рамках ГЧП. Расходы ограничены размером инвестиционного фонда Новосибирской области, а ежегодное отчисление в инвестиционной фонд не должно превышать 2,5% от прогнозируемого объёма собственных доходов областного бюджета Новосибирской области (без учета безвозмездных поступлений и доходов дорожного фонда региона), — объясняет Максим Леоненко. — Что касается города Новосибирска, то его бюджет без участия областного бюджета не имеет возможности принимать финансовое участие в финансово емких проектах ГЧП в силу ограниченности собственных бюджетных возможностей».


Депутат Заксобрания Новосибирской области (фракция – КПРФ) Сергей Кальченко уточняет, что даже если бы эти ограничения распространялись на все соглашения, то доходная часть бюджета Новосибирской области позволяла бы с запасом рассчитываться по всем долговым обязательствам, потому что доходы региона только в 2026 году планируются около 298,8 млрд рублей. «То есть если взять все наши концессионные платежи и лизинговые платежи, то это порядка 3,5-4% (от доходов – «КС»). Для нас здесь никакого риска нет, всё в порядке, но если говорить про само ограничение, то я считаю его вполне разумным для субъектов РФ, так как это позволяет оградить регионы от необдуманных, слишком резких движений и принятия на себя непосильных долговых обязательств», ─ считает Сергей Кальченко.


Депутат констатирует, что текущий опыт с концессиями у Новосибирской области нельзя назвать успешным и положительным, «поэтому рассматриваемые изменения — это еще один повод воздержаться от принятия следующих концессий».


По убеждению депутата Заксобрания Новосибирской области Дарьи Карасевой, ГЧП-проекты и концессии — единственный способ обновлять инфраструктуру Новосибирской области, так как собственных средств для этого у региона нет. Фото: Михаил Периков

По мнению депутата Заксобрания Новосибирской области (фракция – «Новые люди») Дарьи Карасевой, ГЧП-проекты и концессии — единственный способ обновлять инфраструктуру Новосибирской области, так как собственных средств для этого у региона нет. «Если взглянуть на вопрос под этим углом, то изменения в законодательстве снизят инвестиционную привлекательность таких соглашений. Значит, привлекать средства на обновление систем ЖКХ и строительство социальных объектов станет сложнее. С другой стороны, понятно желание Правительства РФ сократить долю бюджетных средств в таких проектах. Эти обязательства ложатся на регион серьёзным бременем и фактически приводят к его закредитованности. Нельзя обойти вниманием и то, что на практике концессионные соглашения часто «буксуют». Например, мусорная концессия в Новосибирской области долгое время остаётся в подвешенном состоянии. А концессии на строительство новых школ весной вообще хотели расторгнуть. Наша фракция («Новые люди» — «КС») считает, что привлечение частного капитала в инфраструктурные проекты — правильный подход. Вместе с тем необходим контроль за этими средствами. Тогда концессии и ГЧП станут эффективным инструментом обновления региональной инфраструктуры», — пояснила Дарья Карасева.





























Год Собственные доходы Новосибирской области, млрд руб.Расходы на проекты ГЧП (концессии), млрд руб.Доля расходов на ГЧП (концессий) от собственных доходов Новосибирской области
202426210,74,1 %
2025279,210,53,7 %
2026298,810,53,5 %

Расчеты предоставлены Сергеем Кальченко


Также Кирилл Покровский напомнил, что на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2024) многие крупные инвесторы заявили о намерении реализовывать крупные инвестпроекты на территории Новосибирской области. По его мнению, комфортные условия, которые представляет регион, можно назвать своего рода ГЧП, но «без участия в проекте живыми деньгами государства». Поэтому таких проектов меньше не станет.





Как Управление федеральной налоговой службы по Новосибирской области планирует выстраивать отношения с бизнесом?



Среди других альтернатив классическим ГЧП Кирилл Покровский называет софинансирование проектов бизнесом и регионом, которые ранее не были предусмотрены властями: «Например, нашей компании нужна дорога, так как мы строим новый микрорайон. Соответственно, без этой дороги никуда. Власти нам сообщают, что не было планов строить эту дорогу. Мы говорим, что в перспективе здесь будет жить 15 тысяч человек, поэтому мы готовы взять на себя 50% софинансирование. Но просим, чтобы бюджет тоже поучаствовал в этих программах. То есть это разумный подход — лучше участие частного бизнеса, чем отсутствие и проекта, и частных инвесторов. Нужно же строить и вовлекать бизнес в развитие социальной сферы».


Кирилл Покровский считает, что государству не получится развиваться в этих условиях без участия частного капитала, и также бизнесу не удастся полноценно развиваться без участия властей в той или иной форме. «Поэтому, на мой взгляд, ГЧП — это один из самых главных инструментов, который был, есть и будет развиваться. Так как это синергия и законы рыночной экономики», — резюмирует депутат.


Депутат Заксобрания Новосибирской области Сергей Кальченко считает, что меры, предпринятые регулятором, позволят оградить регионы от необдуманных, слишком резких движений и принятия на себя непосильных долговых обязательств. Фото: Михаил Периков Новые поправки в налоговую систему коснутся проектов государственно-частного партнерства и концессий, в том числе на региональном уровне. «Континент Сибирь» выяснил, как эти изменения повлияют на бюджет Новосибирской области и Новосибирска, а также появление новых проектов в регионе. 3 июня Правительство РФ внесло пакет налоговых и бюджетных законопроектов, которые призваны сделать более уравновешенной и справедливой систему налогообложения в стране. Одна из таких поправок касалась финансирования проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессий. В Бюджетном кодексе РФ предлагается установить норму для софинансирования проектов со стороны государства — не более 10% для региональных властей, аналогичные требования могут установиться и для муниципалитетов. При этом учитываются и трансферты федерального бюджета на софинансирование проектов. Также вводится ограничение госдолга региона и муниципалитета с учетом обязательств в рамках концессий и ГЧП — он не должен превышать 100% от доходов бюджета (для дотационных регионов — 50%). Всё это делается для повышения качества организации бюджетного процесса и снижения нагрузки на региональные бюджеты. Изменения коснутся соглашений, подписанных после 1 января 2024 года. Максим Леоненко считает, что предложенные поправки в Бюджетный кодекс РФ ─ это посыл региональным администрациям более рачительно подходить к бюджетным тратам на проекты ГЧП. Фот: Михаил Периков По словам экс-начальника управления предпринимательства и инвестиционной политики мэрии Новосибирска Максима Леоненко, Новосибирская область входит в число дотационных регионов, то есть рассматриваемые расходы должны составлять не более 50% от доходов бюджета. «До предложенных поправок в Бюджетный кодекс РФ, обязательства регионов по проектам ГЧП не отражались в объёме регионального государственного долга и регионы активно этим пользовались, поэтому предложенные поправки в Бюджетный кодекс РФ, на мой взгляд ─ это посыл региональным администрациям более рачительно подходить к бюджетным тратам на проекты ГЧП», — высказался Максим Леоненко. Депутат горсовета Новосибирска Кирилл Покровский считает, что поправки отражают новый подход к формированию региональных бюджетов на последующие годы. Фото: Михаил Периков Директор по развитию ГК «КПД-Газстрой», депутат Совета депутатов Новосибирска (фракция – «Единая Россия») Кирилл Покровский также считает, что поправки отражают новый подход к формированию региональных бюджетов на последующие годы. «Сейчас федеральный посыл направлен в большей степени на более консервативную политику местных и региональных бюджетов. Механизмы ГЧП и концессий, как некий гибрид, зарекомендовал себя не лучшим образом, зачастую бремя ответственности и рисков оказываются на региональных и муниципальных бюджетах. И более того, очень часто правила меняются во время игры — проговариваются и утверждаются одни условия, а, как правило, частный партнер меняет условия в расходной части бюджета в связи с санкциями, пандемией и т.д. Поэтому в любом случае это бремя и риск лежат на бюджетах. Из-за этого сейчас будет более жесткая, вертикальная структура управления регионами с точки зрения контроля и расходования средств. На это указывает миллион факторов: начиная от уголовного преследования чиновников и заканчивая самой системой, — делится точкой зрения Кирилл Покровский. — К примеру, новый федеральный бюджет, на моей памяти, самый сложный в постперестроечные времена. Потому что, если прошлые бюджеты до 2022 года имели социальную ориентированность, много субсидированных программ и т.д., то сейчас отказаться от социальной составляющей бюджет не может. Но на сегодня он превращается в бюджет оборонного-промышленного комплекса (ОПК) — это огромные, триллионные расходы на ОПК». Депутат считает, что схему ГЧП нужно использовать, но сам механизм должен быть структурирован, правила — урегулированы на изначальном этапе и быть неизмененными до конца реализации, а сами проекты соответствовать новыми правилами софинансирования. Максим Леоненко полагает, что поправки не окажут значительного влияния на бюджет Новосибирской области, так как депутаты Законодательного собрания региона совместно с губернатором Андреем Травниковым еще в 2021 сформировали более жесткие критерии финансирования проектов ГЧП в Новосибирской области, чем предлагают перспективные поправки в Бюджетный кодекс РФ. Это указано в законе Новосибирской области «Об инвестиционном фонде Новосибирской области» №78-ЗС от 26.03.2016 (в редакции от 01.12.2021 №139-ОЗ). Депутаты Заксобрания Новосибирской области поддержали совершенствование налоговой системы РФ «В законе отражены более серьезные ограничения по расходам на реализацию инвестиционных проектов в рамках ГЧП. Расходы ограничены размером инвестиционного фонда Новосибирской области, а ежегодное отчисление в инвестиционной фонд не должно превышать 2,5% от прогнозируемого объёма собственных доходов областного бюджета Новосибирской области (без учета безвозмездных поступлений и доходов дорожного фонда региона), — объясняет Максим Леоненко. — Что касается города Новосибирска, то его бюджет без участия областного бюджета не имеет возможности принимать финансовое участие в финансово емких проектах ГЧП в силу ограниченности собственных бюджетных возможностей». Депутат Заксобрания Новосибирской области (фракция – КПРФ) Сергей Кальченко уточняет, что даже если бы эти ограничения распространялись на все соглашения, то доходная часть бюджета Новосибирской области позволяла бы с запасом рассчитываться по всем долговым обязательствам, потому что доходы региона только в 2026 году планируются около 298,8 млрд рублей. «То есть если взять все наши концессионные платежи и лизинговые платежи, то это порядка 3,5-4% (от доходов – «КС»). Для нас здесь никакого риска нет, всё в порядке, но если говорить про само ограничение, то я считаю его вполне разумным для субъектов РФ, так как это позволяет оградить регионы от необдуманных, слишком резких движений и принятия на себя непосильных долговых обязательств», ─ считает Сергей Кальченко. Депутат констатирует, что текущий опыт с концессиями у Новосибирской области нельзя назвать успешным и положительным, «поэтому рассматриваемые изменения — это еще один повод воздержаться от принятия следующих концессий». По убеждению депутата Заксобрания Новосибирской области Дарьи Карасевой, ГЧП-проекты и концессии — единственный способ обновлять инфраструктуру Новосибирской области, так как собственных средств для этого у региона нет. Фото: Михаил Периков По мнению депутата Заксобрания Новосибирской области (фракция – «Новые люди») Дарьи Карасевой, ГЧП-проекты и концессии — единственный способ обновлять инфраструктуру Новосибирской области, так как собственных средств для этого у региона нет. «Если взглянуть на вопрос под этим углом, то изменения в законодательстве снизят инвестиционную привлекательность таких соглашений. Значит, привлекать средства на обновление систем ЖКХ и строительство социальных объектов станет сложнее. С другой стороны, понятно желание Правительства РФ сократить долю бюджетных средств в таких проектах. Эти обязательства ложатся на регион серьёзным бременем и фактически приводят к его закредитованности. Нельзя обойти вниманием и то, что на практике концессионные соглашения часто «буксуют». Например, мусорная концессия в Новосибирской области долгое время остаётся в подвешенном состоянии. А концессии на строительство новых школ весной вообще хотели расторгнуть. Наша фракция («Новые люди» — «КС») считает, что привлечение частного капитала в инфраструктурные проекты — правильный подход. Вместе с тем необходим контроль за этими средствами. Тогда концессии и ГЧП станут эффективным инструментом обновления региональной инфраструктуры», — пояснила Дарья Карасева. Год Собственные доходы Новосибирской области, млрд руб. Расходы на проекты ГЧП (концессии), млрд руб. Доля расходов на ГЧП (концессий) от собственных доходов Новосибирской области 2024 262 10,7 4,1 % 2025 279,2 10,5 3,7 % 2026 298,8 10,5 3,5 % Расчеты предоставлены Сергеем Кальченко Также Кирилл Покровский напомнил, что на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2024) многие крупные инвесторы заявили о намерении реализовывать крупные инвестпроекты на территории Новосибирской области. По его мнению, комфортные условия, которые представляет регион, можно назвать своего рода ГЧП, но «без участия в проекте живыми деньгами государства». Поэтому таких проектов меньше не станет. Как Управление федеральной налоговой службы по Новосибирской области планирует выстраивать отношения с бизнесом? Среди других альтернатив классическим ГЧП Кирилл Покровский называет софинансирование проектов бизнесом и регионом, которые ранее не были предусмотрены властями: «Например, нашей компании нужна дорога, так как мы строим новый микрорайон. Соответственно, без этой дороги никуда. Власти нам сообщают, что не было планов строить эту дорогу. Мы говорим, что в перспективе здесь будет жить 15 тысяч человек, поэтому мы готовы взять на себя 50% софинансирование. Но просим, чтобы бюджет тоже поучаствовал в этих программах. То есть это разумный подход — лучше участие частного бизнеса, чем отсутствие и проекта, и частных инвесторов. Нужно же строить и вовлекать бизнес в развитие социальной сферы». Кирилл Покровский считает, что государству не получится развиваться в этих условиях без участия частного капитала, и также бизнесу не удастся полноценно развиваться без участия властей в той или иной форме. «Поэтому, на мой взгляд, ГЧП — это один из самых главных инструментов, который был, есть и будет развиваться. Так как это синергия и законы рыночной экономики», — резюмирует депутат.

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Top.Mail.Ru