Виктор Достов: «Пока до конца непонятно, какие цели и задачи у национальной платежной системы» - «Интервью» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Виктор Достов: «Пока до конца непонятно, какие цели и задачи у национальной платежной системы» - «Интервью»

06 фев 2012, 00:05
Интервью
188
0
Виктор Достов: «Пока до конца непонятно, какие цели и задачи у национальной платежной системы» - «Интервью»




Виктор Достов: «Пока до конца непонятно, какие цели и задачи у национальной платежной системы» - «Интервью»

В 2012 году окончательно заработает закон «О национальной платежной системе». Принятие документа было призвано отрегулировать всю платежную инфраструктуру в стране, включая рынок электронных денег, который до этого момента оставался вне специализированного правового поля. О том, как в этом сегменте себя проявят банки, и о дальнейшем развитии отрасли рассказал председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор ДОСТОВ.

— С принятием закона «О национальной платежной системе» к электронным деньгам стали проявлять интерес банки. Как вы считаете, во что это выльется? Банкам под силу создать свои ЭПС или они все же будут рассматривать варианты с покупкой действующих игроков?

— Я думаю, что банки будут рассматривать оба варианта. На данный момент существует сегмент, в котором они точно придут на рынок электронных денег, — это обслуживание мобильной коммерции. Такие операции должны проводиться через оператора электронных денег, которым по закону является кредитная организация, и, скорее всего, это будут банки, аффилированные с крупными мобильными операторами. Будут ли банки пытаться вписаться в традиционную вотчину WebMoney и «Яндекс.Деньег» — вопрос открытый, потому что этот бизнес достаточно сильно отличается от традиционного платежного бизнеса банков, не говоря уже о кредитном. И я не уверен, что у банков изначально есть какая-то сильно добавленная величина по отношению к этим проектам.

— То есть банкам этим бизнесом заниматься невыгодно?

— Это коммерческий проект со своей прибыльностью, и в силу его специфики гораздо более выгодна модель оператора электронных денег, который не зависим от сильных банковских игроков на рынке, он ни с кем не аффилирован, у него есть свой нестрашный для потенциальных партнеров банк, и все с ним с удовольствием работают.

— Фактически рынок электронных денег сейчас поделен между тремя игроками. Новых проектов нет, а те небольшие начинания, которые были, закрылись в преддверии принятия закона (например, платежная система «ВКонтакте»). Ожидаете ли вы появления новых компаний на этом рынке? Или серьезное изменение его структуры возможно только с приходом крупных международных игроков, например PayPal?

— Сейчас просматриваются некоторые сценарии развития рынка. Первый — это, действительно, приход PayPal, это уже решенный вопрос. И, я думаю, это не единственный западный игрок, который будет заинтересован в том, чтобы прийти сюда. Также возможно, что восточные компании проявят активность. Вторая точка входа — это, как я уже сказал, приход на рынок банков, обслуживающих мобильных операторов. И поскольку такие банки вынуждены будут создать у себя механизм обращения электронных денег, то вполне возможно, что они будут использовать его не только для «мобильных» клиентов.

— Какую часть рынка могут занять иностранные компании?

— Сложно сказать. В ближайшие год-два — несущественную, дальше все зависит от энтузиазма, менеджмента, инвестиций и так далее.

— Существует мнение, что рынок электронных денег не стал бы столь популярен, если бы банки активно развивали интернет-банкинг, увеличивали бы число поставщиков, в пользу которых можно совершать платежи. Будет ли бурный рост отрасли стимулировать банки развивать каналы ДБО?

— Большое преимущество любого оператора электронных денег в том, что к нему подключено огромное количество продавцов. Наивно ожидать, что каждый банк тоже заключит партнерские соглашения с таким количеством поставщиков услуг, экономически это невыгодная работа. Более эффективна модель, при которой операторы электронных денег хорошо умеют обслуживать электронные платежи и банки уже с ними создают партнерство.

— Но в конечном счете теряют пользователи услуг: они платят комиссии за проведение тех операций, которые при прямом сотрудничестве между банками и поставщиками услуг могли бы быть бесплатными.

— Разумеется, по сути, это модель аутсорсинга. Для подавляющего большинства банков она гораздо более экономически выгодна, чем если бы они создали такую структуру у себя.

— Изначально при подготовке закона президентом ставилась задача создать в России свою платежную систему, которая могла составить конкуренцию западным Visa и MasterCard. Однако законотворчество свелось фактически к регулированию рынка ЭД, а те барьеры для работы иностранных компаний, которые содержал проект закона, в процессе его подготовки были сняты. Означает ли это, что мы не способны построить свою платежную систему, которая бы обеспечивала проведение всех платежей в масштабах страны?

— Во-первых, закон регулирует гораздо более широкий класс операций, чем электронные деньги. Просто электронные деньги на слуху, а такие традиционные понятия, как бесперебойность банковских платежей или безакцептные списания, тоже прописаны в законе, но они остались за кадром. Во-вторых, зарубежным системам все же был поставлен барьер. Ведь раньше они были в более привилегированных условиях, так как жили в иностранной юрисдикции и в России никак не регулировались. Регуляционная ситуация тем самым была еще более сложной, чем с электронными деньгами. Сейчас закон их ставит в равные условия, они должны создавать резидентные компании по нашим правилам.

Что касается создания платежной системы внутри страны, то в качестве ее основы мы можем рассматривать универсальную электронную карту. Но пока непонятно, какие цели и задачи будут у национальной платежной системы. Когда на эти вопросы будут ответы, то вполне реально будет запустить подходящий инструмент, для этого не нужно принимать отдельного закона.

— По-вашему, какой должна быть национальная платежная система?

— Национальная платежная система нам нужна как совокупность всех платежных инструментов, действующих на территории России. Раньше у нас сфера платежей вообще никак не регулировались, даже само понятие «платеж» не было толком описано в законодательстве. С принятием закона такое понимание появилось. Если говорить про технологические аспекты, нужна ли России своя отдельная платежная система или можно ограничиться Visa и MasterCard, то однозначный ответ на этот вопрос можно получить, наверное, только попробовав то или иное решение.

— Результатом повышенного внимания к России со стороны FATF стали серьезные изменения антиотмывочного законодательства в отношении банков. Можно ли ожидать сейчас, что FATF начнет проявлять интерес к небанковским платежам, которые по своей природе менее прозрачны? Какие могут последовать за этим изменения?

— У FATF на данный момент нет особых претензий к России по поводу электронных денег, это видно, например, из промежуточного отчета о состоянии российской системы ПОД/ФТ, представленного FATF в 2011 году. Как вы, вероятно, знаете, доказанный объем отмывки через «традиционные» инструменты, однодневки, псевдобанки, ломбарды и тому подобное на порядки превышал весь оборот рынка электронных денег, тем более доказанные объемы для этого рынка, и попытки переноса акцента на электронные платежи просто уводят, намеренно или ненамеренно, от фокуса на реальных проблемах. FATF это прекрасно понимает, она достаточно давно мониторит риски новых технологий, придерживаясь риск-ориентированного подхода — то есть объем регулирования должен быть пропорционален реальному объему проблемы. Российские регуляторы также весьма эффективно работают с рисками новых технологий, мы это видим на примере и законодательства о спецсчетах и закона «О национальной платежной системе» — все они заметно снизили риски отмывания в данном сегменте.

Беседовала Татьяна АЛЕШКИНА,


В 2012 году окончательно заработает закон «О национальной платежной системе». Принятие документа было призвано отрегулировать всю платежную инфраструктуру в стране, включая рынок электронных денег, который до этого момента оставался вне специализированного правового поля. О том, как в этом сегменте себя проявят банки, и о дальнейшем развитии отрасли рассказал председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор ДОСТОВ. — С принятием закона «О национальной платежной системе» к электронным деньгам стали проявлять интерес банки. Как вы считаете, во что это выльется? Банкам под силу создать свои ЭПС или они все же будут рассматривать варианты с покупкой действующих игроков? — Я думаю, что банки будут рассматривать оба варианта. На данный момент существует сегмент, в котором они точно придут на рынок электронных денег, — это обслуживание мобильной коммерции. Такие операции должны проводиться через оператора электронных денег, которым по закону является кредитная организация, и, скорее всего, это будут банки, аффилированные с крупными мобильными операторами. Будут ли банки пытаться вписаться в традиционную вотчину WebMoney и «Яндекс.Деньег» — вопрос открытый, потому что этот бизнес достаточно сильно отличается от традиционного платежного бизнеса банков, не говоря уже о кредитном. И я не уверен, что у банков изначально есть какая-то сильно добавленная величина по отношению к этим проектам. — То есть банкам этим бизнесом заниматься невыгодно? — Это коммерческий проект со своей прибыльностью, и в силу его специфики гораздо более выгодна модель оператора электронных денег, который не зависим от сильных банковских игроков на рынке, он ни с кем не аффилирован, у него есть свой нестрашный для потенциальных партнеров банк, и все с ним с удовольствием работают. — Фактически рынок электронных денег сейчас поделен между тремя игроками. Новых проектов нет, а те небольшие начинания, которые были, закрылись в преддверии принятия закона (например, платежная система «ВКонтакте»). Ожидаете ли вы появления новых компаний на этом рынке? Или серьезное изменение его структуры возможно только с приходом крупных международных игроков, например PayPal? — Сейчас просматриваются некоторые сценарии развития рынка. Первый — это, действительно, приход PayPal, это уже решенный вопрос. И, я думаю, это не единственный западный игрок, который будет заинтересован в том, чтобы прийти сюда. Также возможно, что восточные компании проявят активность. Вторая точка входа — это, как я уже сказал, приход на рынок банков, обслуживающих мобильных операторов. И поскольку такие банки вынуждены будут создать у себя механизм обращения электронных денег, то вполне возможно, что они будут использовать его не только для «мобильных» клиентов. — Какую часть рынка могут занять иностранные компании? — Сложно сказать. В ближайшие год-два — несущественную, дальше все зависит от энтузиазма, менеджмента, инвестиций и так далее. — Существует мнение, что рынок электронных денег не стал бы столь популярен, если бы банки активно развивали интернет-банкинг, увеличивали бы число поставщиков, в пользу которых можно совершать платежи. Будет ли бурный рост отрасли стимулировать банки развивать каналы ДБО? — Большое преимущество любого оператора электронных денег в том, что к нему подключено огромное количество продавцов. Наивно ожидать, что каждый банк тоже заключит партнерские соглашения с таким количеством поставщиков услуг, экономически это невыгодная работа. Более эффективна модель, при которой операторы электронных денег хорошо умеют обслуживать электронные платежи и банки уже с ними создают партнерство. — Но в конечном счете теряют пользователи услуг: они платят комиссии за проведение тех операций, которые при прямом сотрудничестве между банками и поставщиками услуг могли бы быть бесплатными. — Разумеется, по сути, это модель аутсорсинга. Для подавляющего большинства банков она гораздо более экономически выгодна, чем если бы они создали такую структуру у себя. — Изначально при подготовке закона президентом ставилась задача создать в России свою платежную систему, которая могла составить конкуренцию западным Visa и MasterCard. Однако законотворчество свелось фактически к регулированию рынка ЭД, а те барьеры для работы иностранных компаний, которые содержал проект закона, в процессе его подготовки были сняты. Означает ли это, что мы не способны построить свою платежную систему, которая бы обеспечивала проведение всех платежей в масштабах страны? — Во-первых, закон регулирует гораздо более широкий класс операций, чем электронные деньги. Просто электронные деньги на слуху, а такие традиционные понятия, как бесперебойность банковских платежей или безакцептные списания, тоже прописаны в законе, но они остались за кадром. Во-вторых, зарубежным системам все же был поставлен барьер. Ведь раньше они были в более привилегированных условиях, так как жили в иностранной юрисдикции и в России никак не регулировались. Регуляционная ситуация тем самым была еще более сложной, чем с электронными деньгами. Сейчас закон их ставит в равные условия, они должны создавать резидентные компании по нашим правилам. Что касается создания платежной системы внутри страны, то в качестве ее основы мы можем рассматривать универсальную электронную карту. Но пока непонятно, какие цели и задачи будут у национальной платежной системы. Когда на эти вопросы будут ответы, то вполне реально будет запустить подходящий инструмент, для этого не нужно принимать отдельного закона. — По-вашему, какой должна быть национальная платежная система? — Национальная платежная система нам нужна как совокупность всех платежных инструментов, действующих на территории России. Раньше у нас сфера платежей вообще никак не регулировались, даже само понятие «платеж» не было толком описано в законодательстве. С принятием закона такое понимание появилось. Если говорить про технологические аспекты, нужна ли России своя отдельная платежная система или можно ограничиться Visa и MasterCard, то однозначный ответ на этот вопрос можно получить, наверное, только попробовав то или иное решение. — Результатом повышенного внимания к России со стороны FATF стали серьезные изменения антиотмывочного законодательства в отношении банков. Можно ли ожидать сейчас, что FATF начнет проявлять интерес к небанковским платежам, которые по своей природе менее прозрачны? Какие могут последовать за этим изменения? — У FATF на данный момент нет особых претензий к России по поводу электронных денег, это видно, например, из промежуточного отчета о состоянии российской системы ПОД/ФТ, представленного FATF в 2011 году. Как вы, вероятно, знаете, доказанный объем отмывки через «традиционные» инструменты, однодневки, псевдобанки, ломбарды и тому подобное на порядки превышал весь оборот рынка электронных денег, тем более доказанные объемы для этого рынка, и попытки переноса акцента на электронные платежи просто уводят, намеренно или ненамеренно, от фокуса на реальных проблемах. FATF это прекрасно понимает, она достаточно давно мониторит риски новых технологий, придерживаясь риск-ориентированного подхода — то есть объем регулирования должен быть пропорционален реальному объему проблемы. Российские регуляторы также весьма эффективно работают с рисками новых технологий, мы это видим на примере и законодательства о спецсчетах и закона «О национальной платежной системе» — все они заметно снизили риски отмывания в данном сегменте. Беседовала Татьяна АЛЕШКИНА,

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика