Андрей Королев: «У нас в стране сложилась неэффективная модель рынка» - «Интервью» » Финансы и Банки
Создать акаунт

Андрей Королев: «У нас в стране сложилась неэффективная модель рынка» - «Интервью»

08 дек 2011, 08:50
Интервью
188
0
Андрей Королев: «У нас в стране сложилась неэффективная модель рынка» - «Интервью»




Андрей Королев: «У нас в стране сложилась неэффективная модель рынка» - «Интервью»

О том, как за последние годы изменилась роль банков и международных платежных систем в стране и мире, специальному корреспонденту «Денег» рассказал глава российского представительства Europay-MasterCard с 1997 по 2008 год Андрей КОРОЛЕВ.

— Насколько кризис 2008 года изменил отношение к банкам и саму банковскую систему?

— В начале 2008 года мало кто был настолько прозорлив, чтобы предвидеть, насколько существенно изменится роль и место банкиров в экономике. Резкая переоценка этой роли произошла летом-осенью 2008 года, когда стало понятно, что западная бумажная экономика терпит крах. При этом одни и те же процессы на Западе и в России привели к разным последствиям. В России вмешательство государства в деятельность финансовых институтов усилило позиции госбанков, что повлияло как на структуру работы рынка в целом, так и на условия работы на нем. А вот на Западе, где условный J. P. Morgan вчера был государственным, а завтра опять будет выкуплен акционерами и станет публичным, подобные действия не оказывают на структуру рынка какого-либо влияния. Хотя действия одни и те же: государство заливает проблему деньгами. Но то, как J. P. Morgan разбирается с регулятором, не сильно влияет на его бизнес-процессы и клиентов.

— А как у нас влияет?

— У нас меняется уровень и модальность диалога. Раньше любой банк на рынке был прежде всего коммерческим игроком и исходя из этого строил стратегию своей работы и политику в отношении платежных систем. А сейчас предпринимаются попытки переосмыслить сложившуюся систему: с одной стороны, нам говорят о преимуществах открытой модели рынка, а с другой — мы слышим о нейтрализации агентов влияния международных платежных систем в правительстве. Вот как изменение баланса на рынке приводит к изменению тональности. Эти перемены неизбежно влекут за собой изменение стратегии крупных участников рынка.

— На Западе тоже имеет место смена ментальности, взять хотя бы акцию «Захвати Уолл-стрит».

— Там поменялось публичное отношение к банкам, но сами бизнес-модели, и в частности отношения банк-платежная система, остались прежними. На Западе четко функционируют устоявшиеся инфраструктурные институты, которые пока остаются незыблемы. Там диалог банк-платежная система остается на уровне «Каким еще бизнесом мы займемся?». У нас же, как только весы сдвинулись в сторону госбанков, этот вопрос сразу сменился на «Кто займется здесь этим бизнесом?». И это существенно отличает нас от остального мира.

— Как вы вообще оцениваете российский рынок пластиковых карт как бизнес? С этой точки зрения есть здесь что-то столь интересное, чтобы попытаться подвинуть международные платежные системы?

— Здесь вопрос в верности оценки модели развития и правильно выстроенной стратегии. В этом смысле может быть показательна история развития эквайринга в России. С самого начала единственным «пряником», который интересовал банкиров в карточном бизнесе, была возможность заниматься эквайрингом. Банки, может, и понимали, зачем им нужна эмиссия, но еще лучше, как им казалось, они понимали, зачем нужен эквайринг. Он почему-то изначально считался сверхприбыльным бизнесом. Действительно, у иностранцев, приезжающих сюда с картами, были деньги, а комиссии по эквайрингу были высокие. Но когда наши банки начали строить этот бизнес в масштабе страны, стало очевидно, что у российских держателей карт денег не так много, а торговые точки не готовы платить комиссии, которые платили гостиницы и рестораны, обслуживающие иностранцев. При этом рынок уже наводнили игроки, которые включили единственный механизм — снижение комиссий. И эквайринг, застыв далеко от уровня насыщения рынка, приобрел тот вид, который имеет сейчас, то есть фактически перестал быть бизнесом.

— Но в результате карточный бизнес все-таки появился?

— Да, конечно, и продолжает демонстрировать устойчивый рост. Сначала двигателем роста были зарплатные проекты. А после кризиса 1998 года произошла перегруппировка бизнес-моделей и игроков на рынке, появились новые продукты, такие как потребительские кредиты, что стало предвестником прихода и кредитных карт. Да и народ богаче зажил. По данным ЦБ, у нас активно около 50% кредитных карт и 70% дебетовых. При этом и тех и других выпущено примерно по 60 млн. Таким образом, в стране более 120 млн карт, из которых больше половины используется. А это 50—70 млн активных карт, то есть практически все трудоспособное население. Даже с поправкой на средний класс — людей, у которых больше одной карточки (и кредитная, и зарплатная, и дебетовая),— цифра получается внушительная. Рынок вполне сформирован и требует системных решений для дальнейшего развития.

— К кризису 1998 года, насколько я помню, у нас достаточно распространены были зарплатные карты. Эта идея пришла снизу, от банков, или платежные системы надоумили?

— В Европе таких карт тогда не было — это наше ноу-хау. Такую систему придумали, обнаружив неохваченную нишу для быстрого распространения карт. Представьте, в начале 1990-х банки потратили несколько миллионов, чтобы поставить все необходимые железки и купить софт, вступить в платежные системы, набрать и обучить специалистов. Любой председатель правления или его заместитель, отвечающий за розницу, в таких условиях будет регулярно интересоваться: «А где рост бизнеса, где карточки?». И люди, которые отвечали за развитие карточных технологий, искали точки роста. Охватили всех богатых, которые ездили заграницу. Раздали карты друзьям, родственникам. Попытались, наконец, через отделения продавать, но быстро поняли, что у народа нет денег и мотивации платить за карту. И тогда родился совершенно логичный и правильный продукт — зарплатные карты. Банки получают некий процент с фонда оплаты труда, а компании экономят на распределении зарплат. И в этом сегменте рост шел вплоть до 2000 года. А дальше темпы эмиссии поддерживались уже за счет активного развития рынка потребительского кредитования и, соответственно, массового выпуска кредитных карт. Затем произошло насыщение рынка продуктами и появилось давление на ставки. А в 2008 году обрезали фондирование, и весь этот рост прекратился. Риски и издержки стало нечем покрывать, изменилась ситуация с невозвратами. Но это все тактическая характеристика. Если полшага назад сделать, мы как раз начали с того, что стали говорить об изменении роли и места банков с 2008 года.

— Не с 2004-го?

— Это очень хороший вопрос: действительно, стоит разобраться, где причины и где следствия. Я допускаю, что, с одной стороны, модель банковской системы с большим количеством независимых игроков стала подвергаться критическому анализу уже в 2004 году. Но с точки зрения реализации системных рисков — это 2008 год.

— Не видите здесь политической составляющей?

— Прямого политического влияния тут нет. Но усиление роли государства, в том числе в банковской сфере, происходило на наших глазах с середины 2000-х. Я допускаю, что здесь не столько чья-то политическая воля, сколько неспособность коммерческих банков выстроить эффективную модель крупного бизнеса в масштабе страны, с созданием необходимых для эффективного развития инфраструктурных элементов рынка. С другой стороны, если источник денег в стране — государство, то логично, что именно госбанки будут усиливать свое влияние. Вот на этом фоне и предстоит искать свежие решения для дальнейшего развития бизнеса платежных систем в стране.

— То, что MasterCard объединился с Europay, в такой ситуации дает преимущество?

— Появилось больше рычагов, чтобы влиять на ситуацию, зато возможностей оперативно реагировать на нее стало меньше. Это влиятельная крупная компания. И, как в любой большой структуре, здесь все делается по заведенным правилам и шаблонам, менять которые очень тяжело. У MasterCard с Europay было соглашение о полномочиях по работе с брендом на территории Европы, которое в 2002 году изменилось путем вхождения Europay в MasterCard. Когда мы в середине 1990-х развивали рынок пластиковых карт в России, то исходили из допустимости национального саморегулирования и из некоммерческого характера надстройки — головной компании Europay. Каждый год принимался бюджет, который должен был быть потрачен на поддержание работоспособности системы. Если какие-то деньги оставались, Europay перераспределяла их между участниками. Внутри каждой национальной организации был тот или иной способ ведения бизнеса. Их представители собирались в Europay на совете директоров, чтобы договариваться, как между этими странами будут ходить трансакции. Но система, когда банки садились и решали, как вместе вести бизнес, менялась по мере того, как сливались Europay и MasterCard. В результате была образована вертикально интегрированная коммерческая структура, и она была выведена на биржу. Соответственно изменились отношение к представительству банков в органах управления и их влияние на принятие решений. В итоге мы пришли к парадигме диалога двух коммерческих игроков: платежная система-банк.

— Но ведь банки являются и акционерами этой коммерческой структуры.

— Да, но в принятии решений и управлении не участвуют. С платежной системой они взаимодействуют как с коммерческим партнером. Сегодня платежные системы — публичные компании, которые выстроены для решения глобальных задач. Это раньше банки сидели и решали, как будет действовать эта структура для поддержания их бизнеса, а сейчас вопрос стоит иначе: как она будет зарабатывать еще больше денег. Фактически за десять лет произошла такая трансформация.

— Что это значит для банков в плане тарифов, страховых депозитов?

— Если у корпорации есть задача повысить доходность, как вы думаете, что будет с тарифами? Ответственный участник диалога назовет это постоянным развитием продуктов и услуг. Компания делает для вас еще больше и надеется, что вы будете за это ей еще больше платить. Вот по этому пути идет любая коммерческая структура, и платежные системы здесь не исключение. Банки в этой структуре, с одной стороны, акционеры, и потому заинтересованы в финансовом результате, а с другой — они плательщики. И чем больше сервисов они покупают, тем больше платят.

— Но это выглядит вполне разумным. В чем же проблема?

— То, что делалось 20 лет назад на рынке, осуществлялось с учетом нужд этого рынка, и результирующий вектор действий уточнялся каждую неделю. Сейчас, если вектор корпорацией уже выстроен, изменить его практически невозможно. Поэтому либо платежная система вступает в ступор, либо пытается искать адекватные рынку решения в заданных рамках. И это не самый эффективный способ решения проблем национальных рынков. Не говоря уж о том, что изначально выстроить универсальный вектор действий близко к потребностям конкретного рынка сложно, поскольку он должен максимально учитывать различные рыночные особенности в рамках основополагающей задачи — минимизации рисков и максимизации прибыли.

— Это глобальные проблемы Visa и MasterCard, а если говорить о российских реалиях?

— Называя вещи своими именами, у нас в стране сложилась неэффективная модель рынка. Эта модель корнями уходит в то время, когда банки начали работу в рамках международных систем и не смогли договориться между собой об эффективной модели взаимодействия внутри страны. Мы не организовали то, что называется инфраструктурными элементами, необходимыми для функционирования национальной системы в целом. Банки-участники, клиентская база и необходимые мощности, процессинг и эквайринг — все это у нас есть и успешно развивается. Но главное, что не было сделано, а с этого и планировалось начать,— это национальные switch (маршрутизатор потоков обмена информацией с платежными системами), клиринг и расчеты. Только последний из перечисленных элементов — расчеты в рублях — появился в конце 90-х благодаря усилиям ЦБ. В Европе и в мире построили то, что построили, потому что там банки сумели договориться между собой о том, где они зарабатывают и конкурируют, а где покрывают затраты и сотрудничают. Но чтобы система работала эффективно и имела будущее, локальные switch и клиринг здесь появятся, рано или поздно их придется построить. Если кто-то будет заниматься поддержанием эффективности и конкурентоспособности национального платежного пространства, конечно.

— В чем же неэффективность нынешней системы, вроде бы все работает?

— У нас 99% операций по картам осуществляется внутри страны, из них 89% операций вообще не выходят за рамки банка, то есть проходят по карте банка в терминале банка. Ну и зачем два канала связи, один — в Лондон, другой — в Сент-Луис, с поддержанием уникальных протоколов обмена данными, с необходимостью выверки технологического и административного соответствия постоянно меняющимся требованиям?

— Затем, чтобы можно было спокойно ездить за границу и там расплачиваться.

— Для 1% клиентов? Именно для этого и нужен международный бренд на каждой карточке? Денег в стране и у банков мало, поэтому мы не можем себе позволить избыточно дорогие и неэффективные решения. Вопрос в том, сколько это может продолжаться и какой путь будет выбран для дальнейшего развития рынка.

Беседовал Максим БУЙЛОВ


О том, как за последние годы изменилась роль банков и международных платежных систем в стране и мире, специальному корреспонденту «Денег» рассказал глава российского представительства Europay-MasterCard с 1997 по 2008 год Андрей КОРОЛЕВ. — Насколько кризис 2008 года изменил отношение к банкам и саму банковскую систему? — В начале 2008 года мало кто был настолько прозорлив, чтобы предвидеть, насколько существенно изменится роль и место банкиров в экономике. Резкая переоценка этой роли произошла летом-осенью 2008 года, когда стало понятно, что западная бумажная экономика терпит крах. При этом одни и те же процессы на Западе и в России привели к разным последствиям. В России вмешательство государства в деятельность финансовых институтов усилило позиции госбанков, что повлияло как на структуру работы рынка в целом, так и на условия работы на нем. А вот на Западе, где условный J. P. Morgan вчера был государственным, а завтра опять будет выкуплен акционерами и станет публичным, подобные действия не оказывают на структуру рынка какого-либо влияния. Хотя действия одни и те же: государство заливает проблему деньгами. Но то, как J. P. Morgan разбирается с регулятором, не сильно влияет на его бизнес-процессы и клиентов. — А как у нас влияет? — У нас меняется уровень и модальность диалога. Раньше любой банк на рынке был прежде всего коммерческим игроком и исходя из этого строил стратегию своей работы и политику в отношении платежных систем. А сейчас предпринимаются попытки переосмыслить сложившуюся систему: с одной стороны, нам говорят о преимуществах открытой модели рынка, а с другой — мы слышим о нейтрализации агентов влияния международных платежных систем в правительстве. Вот как изменение баланса на рынке приводит к изменению тональности. Эти перемены неизбежно влекут за собой изменение стратегии крупных участников рынка. — На Западе тоже имеет место смена ментальности, взять хотя бы акцию «Захвати Уолл-стрит». — Там поменялось публичное отношение к банкам, но сами бизнес-модели, и в частности отношения банк-платежная система, остались прежними. На Западе четко функционируют устоявшиеся инфраструктурные институты, которые пока остаются незыблемы. Там диалог банк-платежная система остается на уровне «Каким еще бизнесом мы займемся?». У нас же, как только весы сдвинулись в сторону госбанков, этот вопрос сразу сменился на «Кто займется здесь этим бизнесом?». И это существенно отличает нас от остального мира. — Как вы вообще оцениваете российский рынок пластиковых карт как бизнес? С этой точки зрения есть здесь что-то столь интересное, чтобы попытаться подвинуть международные платежные системы? — Здесь вопрос в верности оценки модели развития и правильно выстроенной стратегии. В этом смысле может быть показательна история развития эквайринга в России. С самого начала единственным «пряником», который интересовал банкиров в карточном бизнесе, была возможность заниматься эквайрингом. Банки, может, и понимали, зачем им нужна эмиссия, но еще лучше, как им казалось, они понимали, зачем нужен эквайринг. Он почему-то изначально считался сверхприбыльным бизнесом. Действительно, у иностранцев, приезжающих сюда с картами, были деньги, а комиссии по эквайрингу были высокие. Но когда наши банки начали строить этот бизнес в масштабе страны, стало очевидно, что у российских держателей карт денег не так много, а торговые точки не готовы платить комиссии, которые платили гостиницы и рестораны, обслуживающие иностранцев. При этом рынок уже наводнили игроки, которые включили единственный механизм — снижение комиссий. И эквайринг, застыв далеко от уровня насыщения рынка, приобрел тот вид, который имеет сейчас, то есть фактически перестал быть бизнесом. — Но в результате карточный бизнес все-таки появился? — Да, конечно, и продолжает демонстрировать устойчивый рост. Сначала двигателем роста были зарплатные проекты. А после кризиса 1998 года произошла перегруппировка бизнес-моделей и игроков на рынке, появились новые продукты, такие как потребительские кредиты, что стало предвестником прихода и кредитных карт. Да и народ богаче зажил. По данным ЦБ, у нас активно около 50% кредитных карт и 70% дебетовых. При этом и тех и других выпущено примерно по 60 млн. Таким образом, в стране более 120 млн карт, из которых больше половины используется. А это 50—70 млн активных карт, то есть практически все трудоспособное население. Даже с поправкой на средний класс — людей, у которых больше одной карточки (и кредитная, и зарплатная, и дебетовая),— цифра получается внушительная. Рынок вполне сформирован и требует системных решений для дальнейшего развития. — К кризису 1998 года, насколько я помню, у нас достаточно распространены были зарплатные карты. Эта идея пришла снизу, от банков, или платежные системы надоумили? — В Европе таких карт тогда не было — это наше ноу-хау. Такую систему придумали, обнаружив неохваченную нишу для быстрого распространения карт. Представьте, в начале 1990-х банки потратили несколько миллионов, чтобы поставить все необходимые железки и купить софт, вступить в платежные системы, набрать и обучить специалистов. Любой председатель правления или его заместитель, отвечающий за розницу, в таких условиях будет регулярно интересоваться: «А где рост бизнеса, где карточки?». И люди, которые отвечали за развитие карточных технологий, искали точки роста. Охватили всех богатых, которые ездили заграницу. Раздали карты друзьям, родственникам. Попытались, наконец, через отделения продавать, но быстро поняли, что у народа нет денег и мотивации платить за карту. И тогда родился совершенно логичный и правильный продукт — зарплатные карты. Банки получают некий процент с фонда оплаты труда, а компании экономят на распределении зарплат. И в этом сегменте рост шел вплоть до 2000 года. А дальше темпы эмиссии поддерживались уже за счет активного развития рынка потребительского кредитования и, соответственно, массового выпуска кредитных карт. Затем произошло насыщение рынка продуктами и появилось давление на ставки. А в 2008 году обрезали фондирование, и весь этот рост прекратился. Риски и издержки стало нечем покрывать, изменилась ситуация с невозвратами. Но это все тактическая характеристика. Если полшага назад сделать, мы как раз начали с того, что стали говорить об изменении роли и места банков с 2008 года. — Не с 2004-го? — Это очень хороший вопрос: действительно, стоит разобраться, где причины и где следствия. Я допускаю, что, с одной стороны, модель банковской системы с большим количеством независимых игроков стала подвергаться критическому анализу уже в 2004 году. Но с точки зрения реализации системных рисков — это 2008 год. — Не видите здесь политической составляющей? — Прямого политического влияния тут нет. Но усиление роли государства, в том числе в банковской сфере, происходило на наших глазах с середины 2000-х. Я допускаю, что здесь не столько чья-то политическая воля, сколько неспособность коммерческих банков выстроить эффективную модель крупного бизнеса в масштабе страны, с созданием необходимых для эффективного развития инфраструктурных элементов рынка. С другой стороны, если источник денег в стране — государство, то логично, что именно госбанки будут усиливать свое влияние. Вот на этом фоне и предстоит искать свежие решения для дальнейшего развития бизнеса платежных систем в стране. — То, что MasterCard объединился с Europay, в такой ситуации дает преимущество? — Появилось больше рычагов, чтобы влиять на ситуацию, зато возможностей оперативно реагировать на нее стало меньше. Это влиятельная крупная компания. И, как в любой большой структуре, здесь все делается по заведенным правилам и шаблонам, менять которые очень тяжело. У MasterCard с Europay было соглашение о полномочиях по работе с брендом на территории Европы, которое в 2002 году изменилось путем вхождения Europay в MasterCard. Когда мы в середине 1990-х развивали рынок пластиковых карт в России, то исходили из допустимости национального саморегулирования и из некоммерческого характера надстройки — головной компании Europay. Каждый год принимался бюджет, который должен был быть потрачен на поддержание работоспособности системы. Если какие-то деньги оставались, Europay перераспределяла их между участниками. Внутри каждой национальной организации был тот или иной способ ведения бизнеса. Их представители собирались в Europay на совете директоров, чтобы договариваться, как между этими странами будут ходить трансакции. Но система, когда банки садились и решали, как вместе вести бизнес, менялась по мере того, как сливались Europay и MasterCard. В результате была образована вертикально интегрированная коммерческая структура, и она была выведена на биржу. Соответственно изменились отношение к представительству банков в органах управления и их влияние на принятие решений. В итоге мы пришли к парадигме диалога двух коммерческих игроков: платежная система-банк. — Но ведь банки являются и акционерами этой коммерческой структуры. — Да, но в принятии решений и управлении не участвуют. С платежной системой они взаимодействуют как с коммерческим партнером. Сегодня платежные системы — публичные компании, которые выстроены для решения глобальных задач. Это раньше банки сидели и решали, как будет действовать эта структура для поддержания их бизнеса, а сейчас вопрос стоит иначе: как она будет зарабатывать еще больше денег. Фактически за десять лет произошла такая трансформация. — Что это значит для банков в плане тарифов, страховых депозитов? — Если у корпорации есть задача повысить доходность, как вы думаете, что будет с тарифами? Ответственный участник диалога назовет это постоянным развитием продуктов и услуг. Компания делает для вас еще больше и надеется, что вы будете за это ей еще больше платить. Вот по этому пути идет любая коммерческая структура, и платежные системы здесь не исключение. Банки в этой структуре, с одной стороны, акционеры, и потому заинтересованы в финансовом результате, а с другой — они плательщики. И чем больше сервисов они покупают, тем больше платят. — Но это выглядит

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика